В магазине, на витрине

Ольга Рукосуева
                И только во время введения эмбарго мы узнали,
                что  есть у нас ещё живые деревни
                хлеборобы,  овощеводы и  агрономы.

Совещание директоров школ длилось уже третий час и близилось к завершению. Директора, ровно как и дети вели себя на этом наискучнейшем мероприятии по-разному: кто-то дремал  надвинув на глаза тёмные очки, кто-то посредством записок переписывался с соседом или соседкой,  «продвинутые» вложив смартфон или планшет в большущую записную книжку торчали в интернете, «трудоголики» набрасывали проекты приказов ,  планов, смет и  только парочка самых добросовестных зачем-то  записывала в блокноты  тезисы выступающих. Ну, это видимо, чтобы принять к сведению или донести до нижестоящих….Хотя всё  что сказано через час придёт каждому по электронной почте.
На фразу: «Вопросы есть???» - большая часть втягивали головы в плечи, стараясь стать невидимыми,  даже если вопросы и были, понимали  что ответ на вопрос  отнимет у них ещё больше драгоценного рабочего времени, а в своей школьной вотчине у них у каждого  столько проблем, что хоть на ночь не уходи.

Последним, с результатами проверки школьных сайтов и использования лицензионного программного обеспечения, выступал молодой  и смазливый руководитель информационного отдела Виктор Иванович. Был он из разряда тех, кому бы кот Леопольд рекомендовал  принимать «озверин» .  И аудитория сразу оживилась, зашумела, задвигалась попами на стульях. Бдительная начальница отдела зычным  командирским голосом оборвала это безобразие, выписав по-ходу «тонизирующих люлей» тем,  кто сайты не создал или  создал да забыл. А больше всех досталось директору малокомплектной деревенской школы  Оресту Петровичу. Орест Петрович на котором держалась не только школа, но и вся деревня обычно принимал всё молча и смиренно, дабы быстрее попасть домой, но тут не удержался:
- Я вот стесняюсь спросить, а зачем нашей Комаринской школе сайт, если у нас на всю деревню один компьютер и тот в школе, а интернета и вовсе нет??? У нас ведь если захочешь про что узнать, надо в магазин зайти: там тебе и новости в картинках, и обсуждения, и комменты,   и кто сейчас в каком статусе и даже «лайк» поставят, если заслужил!

Эта  картинка вспомнилась мне нынешним летом, в отпуске у мамы, когда я с утречка по-приезду  сходила   в магазин в родной деревне.

 Народ ждал хлеба и…. не упадите со стула…. Пирожков!!!! Их привозили из райцентра горяченькими,    ежедневно в 8-30 утра и  слёту расхватывали. Пирожки были самыми обычными:  с картошкой,  с капустой, с  повидлом, с яйцом  луком и даже с сосиской! А удивительным был вовсе не восхитительный вкус  этих пирожков, а то,  что ВСЯ деревня не работает и у каждого достаточно времени, что бы эти пирожки настряпать самим, как это делает, например,  моя мама на протяжении уже  где-то 70 лет.

-Баба Тоня, а вам-то зачем пирожки?  -спросила я 80-летнюю соседку.
- Я помню, ваша Лена всё детство угощала нас вашими пирогами   с ревнем, с осердьями, они были маленькими, вкуснючими, и каждый  из нас старался урвать себе хотя бы парочку. Чего сейчас-то, разучились?
-Ой ,  доча,  охота ли возиться? Я с утра лучше «Контрольную закупку» посмотрю, потом про здоровье, а потом «Модный приговор». 
И я выпала в «осадок»!!!   Что делает с людьми зомбоящик?!
 
За 15 минут ожидания хлеба в  сельпо было сделано немало открытий о быте современной  сибирской деревни. Каждый покупатель свою покупку обязательно комментировал. А на мои встречные вопросы аргументы отвешивал  ну очень «весомые»:
- Танюш, мне пачек 5 лапши «Ролтон», а то внуки-то сейчас проснуться ,  заварить надо.
- Тёть Поль, внуков-то надо кашкой или яичницей на деревенском молочке кормить, а не ролтоном!
- Так коров-то почитай никто уже не держит. Да и хватит уже, наработались мы,   зачем  скотинку держать ежели в магазине теперича всё есть!
То-то народ в страду сенокосную в магазине стоит и никуда не торопится. Идёшь по улице деревенской ни коровки тебе, ни хрюшки, ни курочки не встретится и крапива вдоль оград выше моего роста раза в два.
-Да и не хотят они кашу, - продолжала тётка Полина, им чипсы, газировку  да сосиски  подавай!
- Да там же химия одна, поддержала меня продавец Танюша, мои вон, что наварила, то и едят!
А  только у красавицы Танюши, двое своих детей и двое приёмных племянников от погибшей сестры,  три коровы,  пять поросят, кур и гусей не считано, муж с  вахты приехал покос косит,  она 12 часов  на работе. Малыши в садике, а постарше по хозяйству помощники . Вот он где , знакомый островок деревенской жизни. Не  извелась  ещё, значит, напрочь,  деревня!

- Народ, ягоду купите.  Клубника спелая, свежая по утру собирали! – в магазин ввалилась бойкая молодая парочка,  со следами глубокого похмелья на лице.
- За 200 рублей отдадим, здесь литров 5 будет, - совали они пакет в лицо всем стоящим в очереди.
- Ребятишек своих бы и накормили – крикнул кто-то из старушек в очереди.
- Да  ты бабка за своих переживай, а наши не голодные!
А Танюшка  шептала на ухо: «У них трое, мал мала меньше, все на мордашку хорошенькие,  как проснутся,  так сюда к магазину босыми  бегут, народ отдыхающий сердобольный, то яблочком, то мороженкой угостит. Так лето  и перебиваются. А эти  уроды где что и заколымят, так  тут же пропьют.» А парочка,  всучив ягоду шофёру хлебовозки,  уже покупала трёхлитровую «титьку» пива.
- Таня, а мне вареников  2 пачки с творогом и с картошкой.  Девчонки  сессию  сдали   и сегодня  автобусом приедут на каникулы, они у меня варенички любят! И пачку корму котам.
-Серёга, ты холостуешь  что-ли,  вареники постряпать некому? Где у тебя Нина Васильевна то?
-Да дома его Нинка! На сериалах зависла, ж..    от дивана оторвать не хочет! – захохотал деревенский дурачок  Яксонка.   Ну, дурочкам-то,  можно и правду матку!
- А котов у Серёги целых пять штук, и все нерусские сиямские,  у бабки –то у твоей они все грядки поразрыли. Спасу ей нету от их бусурман!  И рыбу нашу  они у него не жруть,-  продолжал Яксонка,  он их вискасами кормить.

Кто и почему так прозвал в детстве моего ровесника Валерку, учившегося во вспомогательной школе, никто и не вспомнит, как никто кроме родственников   уже и  не помнит  его имени: Яксонка да Яксонка.

- Пенсия моя, что хочу, то и покупаю – парировал Серёга.
-Да тебе до пенсии ещё как до Пекина на карачках,   инвалидность себе рыбкой-то купили,  сидите теперь зады просиживаете – в  Валерке однако постепенно просыпался Владимир Вольфович, и всё происходящее  могло из зубоскальства перерасти  в  мордобитие.
- Весело тут у вас!  - одновременно выдохнули мы вместе с шофёром хлебовозки  и, схватив Валерку за руку,  я поспешила вывести его из магазина.
 Валерка  достал кисет с табаком  скрутил самокрутку и закурил.
- Папироски ныне  в цене кусаются, -  пояснил он, заметив моё удивление и  совсем не по-дурацки, резюмировал:
- Вот так вот мы тут  и живём!