Лигурия

Олег Крюков
 

  В Италии я третий раз. Осенью 2010-го побывал на юго-востоке страны и в Риме, в прошлом году посетил Венецию и Триест, а этим летом мне посчастливилось увидеть Лигурию.

                Чинква-Терре.

    Друзья привезли нас в небольшой городок Портовенере, расположенный между скалами и морем. Рядом довольно крупный город Ла Специя, давший название пряностям. Здесь одна из баз итальянских ВМС В заливе я  видел несколько эсминцев.
   Но Портовенере вполне мирный городок. Отдыхают в основном местные.
     На арендованной лодке мы отправились по морю вдоль побережья, чтобы посмотреть национальный парк «Пять земель» (Cinque terre). Пять деревушек зажаты в скалах как в тисках. Риомаджоре, Вернацца, Манарола, Корнилия и Монтероссо. В средние века берега эти подвергались частым пиратским набегам, поэтому в нашем, российском понимании деревушки  были похоже больше на крепости. Соединяла их так называемая Дорога Любви – узкая каменистая тропка между отвесными скалами и обрывистым берегом моря.
   Прямо с нашего ботика мы нырнули в тёплые и чистые воды Лигурийского моря. Я надел маску, но кроме морских ежей и мелкой рыбёшки ничего не увидел. Искупавшись, мы высадились в самой симпатичной из пяти деревень – Монтероссо. Там на 200-метровой скале нашли уютный ресторанчик, где отобедали, а вечером вернулись в Портовенеро.

                Сарацинская деревня.

  На следующее утро мы ехали по великолепным итальянским дорогам на запад. Там, между Генуей и Сан-Ремо находилась «сарацинская деревня», крохотный городок Вариготи. Более полтысячи лет тому назад в нём жили мавры. Итальянцы бережно сохранили мавританскую архитектуру, так что Вариготи здорово отличается от соседних городков. Этакий крохотный Иерусалим.
  Апартаменты наши были прямо на берегу моря. Пляж  под балконом, очень мелкая, переходящая в песок галька. Объехав всё побережье от Специи до Канн, я считаю, что лучше места в тех краях нет. Чистейшее море, поросшие кустарником скалы, на узеньких улочках разноцветье олеандров. Настоящее райское место! Вот только почти всё наше пребывание там штормило море. Пару дней волнение достигало трёх баллов. Жена беспокоилась, а не накроет ли очередная волна наш арабский домик? Впрочем, напрасно, хотя до середины 15-метровой ширины пляжа волна добиралась.
  Имея арендованный автомобиль, мы могли позволить себе объехать всё лигурийское побережье. Что мы и сделали.
 
                Финале Лигуре.

     Этот городок в четырёх километрах,  был наиболее нами посещаем. Жёнам нравилось здешнее мороженое, мы с другом облюбовали недорогой и старинный ресторан «Помелло» Там подавали великолепное фокаччо – некое подобие пиццы. Туристов в нём практически не было, только местные. Так что цены отличались демократичностью.
   Очень красивая набережная, отдалённо напомнившая мне родную, самарскую. Площадь с триумфальной аркой, живописные улочки старого города. Очень надеюсь туда вернуться!

                Ноли.

   Этот и вовсе крохотный городок находится на одноимённом мысе в Генуэзском заливе. В средние века – крохотная республика. В 1795 году около него в море бились английская и французская эскадры. Кто победил, не помню.
   На «разграбление» города у нас ушло тридцать минут. Добыча – крохотный магнитик на холодильник.

                Сан-Ремо.
  Меньше всего в Сан-Ремо мне понравился пляж. Который описывать и не буду. Сам город великолепен. Поразили вилла Альфреда Нобеля, парк, разбитый на его деньги (от добычи нефти на Каспии?). А также официанты в ресторанах, говорящие по-русски, жмущие на прощание мужчинах руку, а женщинам эту руку целующие.
    На одном из домов увидел мемориальную доску, где сообщалось, что здесь жила Леса Украинка «поетеса украиньского духу». Вспомнился Пушкин «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Но пахло магнолиями и прошлогодними апельсинами.
   Ещё одна мемориальная доска гласила, что город осчастливил своим посещением польский генерал, отдыхавший здесь после тяжёлых боёв с русскими. В общем, город вполне славянский.

                Генуя.

    Столица некогда могущественной Генуэзской республики меня поразила своим величием. После часа блужданий по улицам я уселся на ступенях собора святого Лаврентия. Собор был закрыт. За двухметровой толщины стенами покоились мощи Иоанна Крестителя, а вход в собор охраняли каменные львы.
     На великолепной набережной в Старом порту мы увидели старую каравеллу. Сначала решили, что это одна из каравелл Колумба. Подошли поближе, оказалось пиратский бриг, на котором Роман Полански снимал своих «Пиратов».
   На улице Гарибальди захотелось купить надувной матрац, лечь на него и никуда с этой улицы не уходить. Глупо, конечно, но по видимому всему виной два бокала ледяной сангрии, которые я выпил в тратории.   
  Восемь часов, которые мы провели в этом славном городе, недостаточны для того, чтобы напитаться его духом. С тем же успехом можно прочитать две страницы «Войны и мира» и пытаться составить общее впечатление от гениального произведения. Поэтому, пусть Генуя ждёт, я вернусь!

     После 16 дней проведённых в Лигурии мы покидаем эту провинцию и направляемся в Ломбардию на озеро Комо, что вблизи швейцарской границы.