Речи. Китайская мудрость

Тина Гай 2
Речи ораторов строятся по-разному. Великий китайский мудрец и философ Чжуан-Цзы анализирует речи ораторов и говорит, что в девяноста случаях из ста они состоят из притч, потому что легче сослаться на их авторитет, чем на собственное мнение.


В других случаях семьдесят процентов речи строится на словах великих предшественников. В этом случае важно, чьи слова выбираются, потому что слова предшественников еще не гарантируют истину. Всегда новыми будут только собственные речи.


"У ораторов девять из десяти притч, заимствованы извне. Ведь родной отец не становится сватом для собственного сына. Лучше, чтоб хвалил сына не отец, а другой человек. Не моя-де вина, вина чужая. Если речи тождественны моим, соглашаюсь; не тождественны моим, возражаю; тождественные моим объявляю правдивыми; не тождественные моим объявляю ложными.


Семь из десяти речей ораторов — речи почитаемых, слова уже высказанные. Это речи старцев, по возрасту — предшественников. Но если первый по возрасту не знает, что есть основа, а что утОк, что есть корень, а что лишь верхушки, что есть начало, а что конец, то из-за одного только возраста не назову его первым. Если человек ни в чем не опередил других, у него нет человеческого пути. У кого нет человеческого пути, тот ненужный человек.


Те речи всегда новые, что говорятся за чаркой вина и совпадают с естественным началом; поэтому и развиваю их беспредельно, используя до конца лет своих.


Пока нет слов, есть согласие. Согласие со словами не согласуется; и слова с согласием не согласуются. Поэтому и говорится «без слов». Речь не нуждается в словах. Бывает, что человек говорит всю жизнь, а ничего не скажет.


Бывает, что всю жизнь не говорит, а все скажет. Бывает, что имеет свое мнение о возможном и невозможном, свое мнение об истинном и не истинном.


Почему истинно? Истинно оттого, что истинно. Почему неистинно? Неистинно оттого, что неистинно. Почему возможно? Возможно оттого, что возможно. Почему невозможно? Невозможно оттого, что невозможно.


В вещах, конечно, есть истинное, в вещах, конечно, есть возможное. Нет вещи без истинного, нет вещи без возможного. Но кто же способен овладеть этим надолго без речей, всегда новых, как вино из чарки, совпадающих с естественным началом?


Вся тьма вещей делится на роды, вещи заменяют одна другую от начала до конца, будто по кругу лишь в различной телесной форме. Их закона не уловить. Это называется равновесием природы. Равновесие природы и есть естественное начало".


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/rechi/