начало 1915 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
«Нет худа без добра»: Роза из-за болезни попала в больницу и получила отсрочку в аресте. Конечно, её состояние и молчание испугало Костю. 7.01.1915 Роза выбралась его успокоить:

„Ниуниу, дорогуля, не волнуйся обо мне. Я не писала, потому что сама не знала., что со мной будет. И так, завтра утром мне нужно лечь в больницу (адрес: Августина-Виктория-больница, Шёнеберг). Надеюсь в связи с этим на отсрочку ареста. Эта глупая история с печенью  для меня совсем не кстати, но я надеюсь, что через пару недель смогу опять работать. Читать я могу и сейчас, но мне нужен покой, а к нему здесь мне не прийти. В больнице будет в этом отношении лучше...»

Но Костю не так легко успокоить, приходится Розе 8.01. ещё раз написать:

«Ниуниу, ну не волнуйся же, для этого совершенно нет причины. И отсрочку я, совершенно точно, получу. Как пишет Леви, во Франкфурте пойдут навстречу. С моим здоровьем тоже всё  хорошо: после сегодняшнего рентгена профессор сказал, что опухоли нет. Завтра ещё сделают химический анализ, во всяком случае тебе не нужно всё воспринимать трагически.
Я рада, что ты читаешь по-английски! Я сейчас читаю Империалистов. Потом я читала «Les Fieux ont soif“ France. Он грациозен и талантлив, но всёже это «чистая литература», а не высокое искусство. Тебе стоит это почитать, а не «La revolte des anges“ (которую я прочитала лишь до половины). Пожалуйста, не горюй, возьми пример с Мими, о которой мне доносят, что без меня она ест за троих. За ней присматривает моя хозяйка, ради неё топит, чистит ящичек и жарит мясо. Кроме того Лео приходится  каждый день по многу часов проводить в квартире, чтобы она не чувствовала себя одинокой. Её избалуют без меня. Все хотят заполучить Мими, когда мне придётся убраться в тюрьму, в таком внимании она находится. Вот птицам* больше всего будет меня не доставать.
А теперь я хочу почитать твоего Seeley.
Не волнуйся и не грусти, слышишь меня?
                Ниуниа»

*Роза зимой подкармливала на балконе птиц.

До конца января Роза оставалась в больнице. Когда она выписалась, в Берлин приехала Клара. Теперь о ней беспокоился Костя, опять Розе нужно было его успокаивать:

«                2.02.1915
Ниуниус, вчера я тебе писала, и сегодня утром пришло твоё письмо. Не беспокойся о маме, я веду себя так, как ты хочешь. Она здесь тоже достаточно спокойная и в хорошем настроении. Сегодня врач нашёл, что всё в порядке, но в четверг ещё раз посмотрит*, сказал, что нужно просто оставить возможность для заживления. Мама уже может довольно многое делать рукой и все три ночи хорошо спала. Я теперь встаю в 7 и обслуживаю маму, как могу, также сопровождаю её в город.Cегодня была с ней у врача и ждала внизу в булочной, в которую постоянно вносили очередную партию свежих ароматных булочек. Но уже по 6 пфенингов за штуку. Мама нетерпеливая и хочет уже в воскресенье быть дома, я подозреваю почему и постараюсь её удержать, но не знаю, удастся ли. Я думаю, что ужаснее всего для мамы, что ты чувствуешь себя таким несчастным. Она пару раз сказала, как ужасно ты выглядишь, и что она ума не приложит, что делать. И атмосфера там не для тебя.  Покинь же как можно скорее этот дом. Решись же, наконец, на что-нибудь, маленький Ниуниу! Мир не таков, как ты себе его представляешь.
                Мими и я тебя обнимаем
                Н.»
* похоже, что у Клары нарывал палец

В таком же духе было написано Косте ещё одно письмо 4.02. и 6.02. Вот последнее:

«Ниуниус, мама останется здесь до субботы, наверное, уедет ночью и сделает в Тюрингии где-то остановку. Дольше мне не удалось её задержать, поверь. Вчера я её искупала, и мы весь день остались дома, так что постепенно она становится немного спокойнее. С пальцем стало лучше, он порядочно зажил, вчера я его перебинтовала.
События во фракции* — такой скандал, что нужно обязательно приступить к решительной акции, направленной против этого безобразия. К сожалению, мне не найти достаточной помощи: Карла (Либкнехта) не застать, он как облако, носящееся в облаках, Франц (Меринг) против акций, которые не содержат литературного смысла, мама реагирует слишком буйно и с чёрным пессимизмом. Но не смотря ни на что, я хочу попробовать что-то возможное  сделать. Оставайся и ты спокойным, когда мама вернётся домой, чтобы мне помочь, кое-что сделать. Теперь молчать и ждать лучших времён было бы преступлением и жалкой трусостью.
Между прочим, я постоянно ломаю себе голову, чтобы найти что-нибудь для тебя. Не теряю надежды и мужества, что мы что-нибудь подходящее найдём. Смешно, мир такой большой, и у жизни так много возможностей для тех, кто не является рабом форм и традиций. Должно что-нибудь найтись...
                Мы обе тебя целуем
                Н
Для мамы я попробовала при неблагоприятных условиях написать статью, только чтобы её разгрузить. Теперь у меня по телу мурашки начинают бегать от представления, как маме прийдётся её дорабатывать.»

*  социал-демократическая фракция рейхстага была намерена исключить Карла Либкнехта из  фракции, потому что он 2.02. 1915 проголосовал против военных кредитов