Заочная школа

Татьяна Завадская
- Баб Нюр, сколько у тебя классов образования?
- Один класс и коридор, внучок.
-А как это коридор?
- А  кто ж его знает?  Все так говорили,  и я так отвечаю. В церковно-приходской школе  училась до революции, всего-то и научили  расписываться да деньги считать вот умею.  В этом ты бабку не проведёшь. До копеечки всё разложу по своим закромам,  от деда спрячу, чтоб за самогоном к  авантюристке Таське не бегал. Всех мужиков, стерва, спаивает, не боится гнева Господнего за свои чёрные дела.
- Да, дела, - задумчиво покачал головой Лёшка, а ныне Алексей Александрович, директор заочной средней школы по району.
- Баб Нюр, а давай я тебя в свою школу запишу, гляди,  и аттестат о среднем образовании получишь. Будешь у меня грамотной и при дипломе.
- А на кой ляд мне, внучок,  энтот диплом. Пенсию я заработала и без твоих наук, а теперь мне корове Зорьке предъявлять его что ли,  когда в сарай иду доить её?
- Да понимаешь, бабусенька,  мне к 1 сентября надо учеников набрать, чтоб работы не лишиться. Как - никак я назначен РОНО директором этой заочной школы, где и учеников-то нет.  В вечерней школе сейчас три калеки обучаются, а в заочной совсем никого. Вот  уважь внука и запишись. Будешь у меня первой и самой главной.
- Так ты деда запиши. Он три класса закончил, знать, и три коридора. Газетки вон шпарит по вечерам шибко.  И мне зачитывает новости, а то «радио»  мне некогда слушать, на скамейках с бабами не рассиживаюсь. Дел по горло и с коровой, и в огороде. Вот с дедом и обсуждай свои проблемы. Сейчас он с сенокоса явится. Жара стоит, вишь,  какая, надо успеть сено  Зорьке заготовить до дождей. Чем дурью маяться, лучше бы помог деду по хозяйству. Ему уже тяжело, а ты вон какой вымахал.
- Да я косить не умею, баб Нюр.
- И кто  ж это вам дипломы выписывал, раз  не научились простому хозяйскому делу.
- Этому, бабушка, в институте не обучают,- засмеялся Лёшка, увидев деда, возвращающегося с луга с косой на плечах.
Деда он  уважал с детства. По-мужски пожав ему руку, тут же предложил свою помощь по сушке сена.
- Вот привезти мне поможешь и уложить на сеновал через пару деньков, - улыбаясь в усы  и радуясь внуку, сказал дед,- усаживаясь на скамейку возле дома. – Вынеси нам, Нюра, кваску холодненького, умаялся я совсем в эту жару.
- Значит, теперь ты у нас образованный, первый в нашем роду при дипломе. Уважил деда. Молодец! Ну и где теперь будешь обучать детишек своим иностранным языкам? Куда тебя направили?
- В городе, дедусь, оставили. Буду директором заочной школы.
- А гдей-то у нас такая? Что-то всю жизнь тут прожил, а  о такой школе не слыхивал.
-Да за мостом, в здании вечерней школы будет мой кабинет.
- А-а-а, значит ты кабинет будешь обучать французскому и немецкому языкам, вдруг с иронией вымолвил дед, сообразив по смущённому виду внука, что учительствовать он не собирается.
- Понимаешь, дедушка, не хочется после Москвы ехать в глухую деревню. И наш городок  не весть что, но всё же не село. Три года как-нибудь перекантуюсь,  и отправлюсь опять в столицу жить.
- Понятно, внучок. Шибко больно грамота мозги тебе набекрень справила. Выправлять я тебе их не буду. Сам справишься.
После разговора с дедом Алексей не решился пригласить его к себе в ученики. И так было понятно, что деду не по нраву было его «высокое» назначение.
Но время шло,  и уже август поджимал своими сроками по набору учеников в заочную школу.
Алексей Александрович записал в 9 класс всех своих приятелей, окончивших техникумы на базе 8 классов. Они хоть и получили там среднее образование вместе с выбранной профессией, но как такового аттестата об окончании средней школы не имели. Просто в дипломе стояли оценки и за полный курс средней школы. Поэтому Лешка без труда уговорил их через пару лет,  не прилагая сил,  получить  ещё одну корочку об образовании. И заодно совесть у него была чиста, полагая, что данное мероприятие вполне допустимо и оправдано. Заодно прошёл по своей улице, где вырос, и все его знали, и в списке добавилось ещё несколько фамилий некогда нерадивых учеников, оказавшихся без среднего образования.
Так что к 1 сентября работа в кабинете директора «закипела».
«К обучению» были привлечены по совместительству учителя средних общеобразовательных школ с определённой оплатой. Писались планы и регулярные отчёты. А сам директор ежедневно в обеденный перерыв посещал своих обучающихся приятелей с целью информации их успехов. При этом в цеху, где они работали, к приходу многоуважаемого директора жарилась картошка.  Срочно накрывался стол  всевозможными яствами, а потом из шкафчика скромненько и незаметно доставалась бутылка водки и мгновенно разливалась по чашкам для чая перед столь обильным обедом.  Несколько порозовевшие лица учителя и учеников выражали полное довольство обучающему процессу. Такое получение знаний всех явно устраивало.
Положенные три года отработки пролетели комфортно, но слишком быстро. Несколько учеников с благодарностью пожали руку директору, выдавшему аттестат о вожделенном среднем образовании. Но не всем повезло. В начале 80-х годов были закрыты в городе и вечерняя и заочная школы, а Алексей Александрович вынужден был перейти в среднюю школу учителем немецкого и французского языков. О Москве он уже не помышлял, женившись на одной из своих учениц с техническим образованием.
Теперь многоуважаемый  бывший директор на заслуженном отдыхе. Умеет с юмором рассказать о своей неудавшейся карьере и при этом по-французски добавляет:
C'est la vie. (Такова жизнь).