Стахановцы

Эрнест Марцелл
Дед Макар отличался от природы неисчерпаемым трудолюбием. В самом деле никто не видел его ни секунды, праздно болтающимся или сидящим на месте. Точнее дед мог сидеть, курить и даже употреблять очередную порцию самогона, однако руки его при этом  обязательно что-то делали: то хомут мастерили, то валенок старый ремонтировали, то вырезали что-то из дерева. Книжек дед не читал отродясь- не любил тратить время на «эту заразу»- как говорил он, вместо этого предпочитая посвящать всё время хлопотам по хозяйству. Однако он был сам подобен какой-то книжке, точнее некому испорченному граммофону, так как рот его, подобно рукам так же не на секунду не мог найти покоя. Весь день он сварливо и беззлобно ворчал на всё, что только попадало в его поле зрения, так как всё было с его точки зрения праздно, пусто и бесполезно. И лишь он один, дед Макар, представлял из себя единственного труженика во всей округе, окружённого сплошными лодырями и разгильдяями.
Так было и этим жарким августовским  вечером. Присел я на лавку, рядом с дедом Макаром, прилаживающим ручку к кастрюле, прислонился спиной к нагретой за день бревенчатой стене избы и почувствовал как пропитанный солнечным теплом воздух.
«Вот- завёл обычную шарманку дед, увидев неподалёку группу молодёжи, идущей на сельскую дискотеку: Идут дрыгаться! Баловство одно!».
Ну и что?- лениво спросил я: Молодые, пусть развлекаются…»
Развлекаются- проскрипел дед Макар: Развлечения одни на уме только. Вот я в их годы чуть свет вставал и на завод в три смены. Утро, вечер и ночь!
Дед загибал пальцы на руке: И так всю жизнь, мил человек! То-то. А у этих развлечения одни дела заместо. А я вот, мил человек токарем- передовиком был. Стахановцем! На доске почёта висел. Так то. А потом орден трудовой- Красного Знамени получил! В Москву вызывали! Вот!
Да ну- нарочно неверующим тоном протянул я: Врёшь ты всё, дед!
Я то вру?- тут дед аж вскочил с места, ибо настал его самый коронный момент, который он готов был повторять бесчисленное количество раз, и пошёл в хату.
Скоро вернулся он, неся в руках маленькую красную коробочку, раскрыл её и показал мне.
Вот- просипел он: Орден Красного Знамени! За заслуги дали! Так как норму деталей я выдавал в день… – и тут дед с неимоверной гордостью назвал цифру, после чего поднял палец вверх.
А эти разве заслужат такого? Баловство одно, никто работать не хочет.- добавил он после: Поставь кого из вас к станку- даже трети этого не сработаете!
Ну это ты, дед загнул- сказал я.
Дед снова сбегал в хату и принёс старую, потёртую бумагу со своей выработкой и, указав мне в итог, произнёс: Что, видишь?! Душа неверующая! Так-то!
Я, усмехнувшись, подошёл к машине и, вытащив из бардачка свой расчётчик, в свою очередь показал его деду.
Видишь я тоже токарем работаю- сказал я: А вот и наименование работ. Тоже видишь сложные операции…
Да, не из простых- согласился дед: Тут аккуратно нужно быть. Однако я таких делал по сто штук в день. За это стахановцем и стал!
А я таких в день по триста делаю!- сказал я: И на таком же станке, что и ты работал!
Триста штук!!!- дед аж запнулся от неожиданности, но указанный ему столбец с моей выработкой моментально поставил всё на свои места.
Да- сказал дед изумлённо: Могёшь! Тебя бы к нам тогда! Ты бы героем соц. труда уже стал!
Со вздохом показал я ему на следующий столбец: А это наши расценки.
Посмотрел дед в расценки и ахнул: Это же грабёж средь бела дня! Вашего бы начальника тогда бы к нам! К стенке поставили бы за это!
На сдельщине я, дед Макар! – вздохнул я: Вот и приходиться все рекорды мыслимые побивать- по шестнадцать часов каждый день работаю! А иначе как тогда прожить, при капитализме-то?! Цены то знаешь какие ныне! А начальник, чуть что, то так и  говорит: «Не утраивают у нас расценки, так езжай обратно в свой Н…., там у вас расценки значимо выше!». Сам понимаешь- семья, дети! Вот и приходиться не то что героем труда становиться- Геркулесом.
А чёрт бы буржуев этих  подрал- вновь заскрипел дед Макар: Всё с ног на голову перевернули!
Это ещё ничего- почему-то шёпотом сказал я, оглянувшись вокруг: Главное что бы китайцев не наняли! Эти и в тысячу раз план перевыполнят!
Да ну тебя к лешему- испугался дед Макар: С ними я уже на Даманском острове встречался, когда в армии служил- на всю жизнь их навидался! Пошли лучше самогона примем за наш рабочий класс!
Весь оставшийся вечер он был необыкновенно молчалив…