Если бы можно было...

Владислав Свещинский
Физика – предмет на любителя. Оля, соседка Степана по парте, физику эту  обожает. Хлебом ее не корми с колбасой, дай задачки порешать: то по электричеству, то по колебаниям и волнам. Степана эти колебания давно заколебали. Где ему в жизни математический маятник пригодится, если такого маятника на самом деле нет и быть не может, если это такая вещь, которую только одни ненормальные для других придумывают? Ерунда все это, от жизни оторванная.

Сидит Степан на второй парте среднего ряда, тоскует, старается пореже на часы смотреть. Физик не виноват, он мужик хороший, просто не тем занимается. Фамилия у физика Слесарчук. Ему с такой фамилией у верстака стоять, полезные вещи делать. Ну, не повезло человеку, что тут скажешь?

У Степана за четверть твердая четверка выходит. Нравится - не нравится, а, раз ты мужчина, то держи марку. Ему батя так всегда говорит, и он прав.

Думает Степан о разном, но совсем не отвлекается, нить урока не теряет.
- Представьте себе, - говорит физик, - что было бы, если бы муха захотела стать такой большой, как слон. Что бы получилось? Забудьте про то, возможно ли это. Представьте и оцените.

В классе смешки, народ развеселился, физик ждет, а Степан задумался. Хорошо ли будет, если муха размером со слона станет? Дедушка у Степана специальную мухобойку завел – прибил к палке кусок покрышки автомобильной. Бабушка его ругает, заразу, мол, разводишь, кишки мушиные по резине размазаны. Зрелище не очень красивое, после обеда лучше не смотреть. А, если муха, как слон станет, чем ее бить? Ее тогда из пулемета только валить надо. Или как в квэйке – игрушке компьютерной – ракетную установку нужно.

Кончился урок, он сегодня последний был, по расписанию. Идет Степан домой, а сам все думает. Бог с ней с мухой, а чего бы ему самому хотелось? У соседки  мобильник дорогущий. Там и фотокамера, и музыка, и игрушки, и кино, и записная книжка. Считай, компьютер в кармане. Стоит он, как у степанова отца зарплата. Им такой аппарат в жизни не купить.

А если бы смочь? Если бы пришел батя вечером с работы и вручил бы ему: на, мол, сынок, владей. Хотелось бы? Сгоряча подумал Степан: да! А потом подумал еще минутку: а надо ли? У него старенький нокиа, но берет везде и слышно хорошо. А на эти бы тысячи годовой абонемент в клуб купить можно, в секцию айкидо. Степан бы очень старался, он бы через год, как Стивен Сигал был бы, никого бы не боялся.

Сестра у Степана, Люська, на пять лет брата младше. Он в седьмом классе, она только во втором. Мелюзга совсем, в куклы еще играет, но, когда никого дома больше нет, то и с ней поговорить можно. Не то, чтобы посоветоваться – что она подсказать может! – а так, мнение свое вслух высказать, со стороны себя послушать.

Спрашивает Степан, чего бы она хотела, если бы желание точно сбыться могло? Тут Люська задумалась. Она так-то не глупая, Степан ею даже гордится в глубине души. Помолчала Люська и говорит: если бы можно было такой красивой стать, как Вероника из второго «Б», как бы здорово было! А Вероника это, между нами говоря, страх и ужас: щеки впалые, глаза в темных полукружьях, руки, как птичьи лапы. И при этом задается, как будто, кому-то она интересна. Махнул Степан рукой: что взять, малышня!

Пришли родители вечером. Степан с отцом всегда минутку находят переговорить, как мужчина с мужчиной. Он хороший: никогда не посмеется, с ответом не поспешит. Выслушает Степана, подумает. А иногда даже признается, что не знает чего-то. Рассказал ему Степан про смешной пример на уроке физики. Улыбнулся батя и спрашивает: а чего бы ты сам хотел? Про айкидо услышал и вздохнул. Одобряю, говорит, только прости, пока никак не получается. Сам знаешь, зарплату с задержкой дают. Мы бы рады с матерью, да вот видишь… Степану жалко так стало его. Он ведь и не хотел тянуть, просто рассказал, без всяких намеков. Рассказал и пожалел, а что сделаешь: сказанного не вернешь.

Делает Степан уроки в комнате, Люська в соседней уже засыпает. А у родителей на кухне разговор интересный. Степан специально не подслушивает, но в квартире тихо, и все равно кое-что слышно ему. Про урок физики говорят, батя спрашивает : что бы ты, Саша, хотела, если бы можно было загадать? Та сразу отвечает, не подумала, наверное, совсем: если бы можно было, хочу, чтобы ребятишки никогда-никогда  не болели. Степану даже досадно стало: серьезный вопрос, а она вот так, без размышлений. Тихо в кухне. Степан прокрался в коридор, заглянул из-за косяка. Странно: стоят родители в обнимку, гладит батя мать по волосам. Ушел Степан тихонько обратно.

Он уже немецкий доделывал, слышит в кухне: а ты, Петро, чего бы хотел, если бы можно было? Замер Степан. Долго тихо было. Потом отвечает тот, и голос грустный у него: мне бы, Саша, десяток лет скинуть, чтобы с тобой подольше прожить, а больше ничего не надо.

Лежит Степан в постели, задремывать начал, а сам думает: физика – предмет на любителя, но есть и в ней любопытные вещи: если бы можно было, то чего же пожелать? Да, сложный вопрос…