До свиданья, друг мой, до свиданья...

Алексей Анатольевич Карпов
«До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
 Не грусти и не печаль бровей, —
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей...»

Этими строчками из есенинского стихотворения Сергей Серов в последние дни жизни прощался по телефону со многими близкими друзьями, видимо, предчувствуя свой скорый уход. Он достойно прожил свою жизнь, собственноручно проложив в ней очень яркий и плодотворный творческий путь. И покинул этот свет Сергей Георгиевич с достоинством, по-мужски — без обид и стенаний, бесконечно любя мир,  дорогих ему людей и изобразительное искусство, ставшее главным делом его жизни.

Говорят, что большое видится на расстоянии, а  настоящие признание и слава зачастую приходят к художникам только после их ухода. Наверное, это так, но Сергей Серов уже при жизни успел получить народное и  профессиональное признание, заняв  достойное место в современной российской живописи.  Это подтверждает  участие его работ в крупнейших выставках страны, победы в престижных международных конкурсах на лучшее произведение изобразительного искусства, например, таких как  «Золотая палитра». Факт занесения его имени во второй том энциклопедии «Лучшие люди России», говорит сам за себя...

Однако проявление истинного народного признания я увидел на  персональной выставке, приуроченной к 55-летнему юбилею Сергея Серова. Поздравить художника тогда приехали представители из разных городов Саратовской области, в том числе и с его малой родины — города Хвалынска. Показательным для меня стал момент, когда хвалынцы в поздравительных речах с ревностной гордостью называли его хвалынским художником, а балаковские искусствоведы и коллеги настойчиво подчеркивали его принадлежность к своему городу. Подобное признание и отношение дорогого стоит!

На мой взгляд, творчество Сергея Серова уже тогда перешагнуло границы провинциальности, поставив его в один ряд с другим выдающимся земляком — всемирно известным художником Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным. (Сергей Серов родился спустя 9 лет после смерти Петрова-Водкина.)
В  творчестве и мировосприятии их роднило очень многое: они  ходили по одним и тем же хвалынским улочкам, в их работах присутствуют узнаваемые хвалынские пейзажи и любовь к родной земле... Свое восхищенное отношение к малой родине Петров-Водкин воспел в своей замечательной повести «Хлыновск». А Сергей Серов проявил свои недюжинные литературные способности в виде воспоминаний, написанных им в качестве аннотаций для художественного альбома, в который вошли работы из разных периодов его творчества. В моем восприятии Петров-Водкин и Серов оказались равнозначными по творческому масштабу величинами, дружбу с одним из которых, я считаю щедрым подарком судьбы!

За многие годы общения с Сергеем Серовым, я многократно ловил себя на ощущениях, что нахожу в нем образ «современного Диогена» - человека, написавшему сценарий собственной жизни и неукоснительно следовавшему ему на всем пути. В условиях современного социума, он умудрялся жить и творить, следуя постулатам собственной философии, без особой оглядки на временные обстоятельства и общепринятые мнения. Он часто называл себя счастливейшим человеком, так как любимая работа кормила и позволяла ему быть абсолютно независимым. Работал он много и плодотворно, не покидая мастерскую с раннего утра до позднего вечера, лишь в летний период позволяя устроить себе «рыбацкие каникулы».

Оценить размеры его творческого наследия в количественном измерении, наверное, нереально, так как значимая его часть находится в частных коллекциях в России и за рубежом. Однажды я попросил Сергея, назвать хотя бы приблизительную цифру написанных им работ.

- Да откуда же я знаю!- засмеялся он. - Может быть тысяча, может полторы или две... Я их не считал и свидетельства о рождении не регистрировал. Зачем... они уже живут собственной жизнью. И слава богу, если попали в надежные руки.
Тяжелая мучительная  болезнь не сломила в нем волю, мужской характер и жизнелюбие. Чем сильнее закручивалась спираль недуга, тем активней он работал, создавая новые картины и организовывая свои персональные выставки. Осознавая, что отпущенного времени осталось немного,   свой творческий путь Сергей Георгиевич «зафиналил» изданием подарочного художественного альбома, в который вошли его самые знаковые работы, ставшими иллюстрациями его творческой и реальной жизни...

Проститься с Сергеем Георгиевичем собрались жители двух знаковых в его жизни городов Балаково и Хвалынска. По воле художника свой последний земной покой он обрел на «Поповой горе» - хвалынском кладбище, рядом с могилой матери Александры Ивановны Гущиной.


Директор мемориального музея К.С. Петрова-Водкина Валентина Ивановна Бородина, бывшая  многолетним другом Сергея Серова, его критиком и оппонентом в спорах, в прощальной речи выразила то, с чем согласились бы многие его друзья и поклонники.

28 июля умер замечательный художник и «матёрый человечище» Сергей Георгиевич Серов, а для нас, многолетних его друзей, Сергей, Серёга, Серёжа… Умный, независимый, одарённый многими талантами - от писания картин до игры на гитаре - он выделялся в любом обществе. Трудное послевоенное детство без отца способствовало его быстрому взрослению и самостоятельности. Но Сергей был «рождён в Советском Союзе, сделан был в СССР», и это рождение помогло тому, что мальчишка из провинциального Хвалынска смог получить добротное образование, в том числе и художественное и стать заметной фигурой в изобразительном искусстве.

В перестроечные и постперестроечные годы Сергей продолжал настаивать на том, что профессия художника – это не забава, а призвание и, как любая другая профессия, имеет право на существование и должна «кормить» её носителя. В трудные 1980-1990-е годы он не отказывался осваивать новые средства своего профессионального выражения: постигал керамическое ремесло, мозаику, занимался монументальным искусством, оформлял книги – и всегда становился знатоком этих премудростей. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» - это о нём, нашем Сергее. Он всегда был лидером, умевшим создавать вокруг себя атмосферу творчества и праздника.

Сергей знал русскую литературу, и не столько «по должности» (он окончил Полиграфический институт в Москве), сколько по любви. Будучи прекрасным рассказчиком, не пренебрегавшим и словом написанным, он неслучайно выбрал специальность, связанную с книжным оформлением. Книга не только сформировала мировоззрение Сергея, но, будучи монолитным организмом, повлияла и на его живопись. Он хотел показать мир не фрагментарно, а целостно. Своим творчеством он пытался склеить мир, идущий трещинами. Для него и маленькая родина – Хвалынск была хотя и частью, но частью большего целого - страны. Сергей - истинный певец своей земли, рассказавший в своих картинах о её прошлом, настоящем, но главное - узревший в ней вечность. Он работал в разных жанрах и в каждом стремился к полноте и нераздельности. В Хвалынске Сергея знают и любят, называя его «хвалынским Антеем». Он каждую весну, как перелётная птица, стремился из Балакова, где прожил более 35 лет, в родные Пенаты.

Последние годы Сергей мужественно боролся с болезнью, продолжая писать картины и поражая всех силой духа. Он черпал эту силу в родном городе, в тех, ещё сохранившихся в глубинке, «человеческих», как он говорил, отношениях. Этой земле, ставшей когда-то колыбелью Сергея, предстоит принять его бренное тело – таково было желание мастера. Антей сливается со своей Геей в вечном объятии.

Таких, как Сергей, рождается немного. Бесконечно жаль, что он рано ушёл от нас. Но его картины, которые хранятся в музейных и частных коллекциях – залог того, что он будет жить в памяти поколений.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди...

Посмотреть интереснейший фильм о творчестве С.Г. Серова (проект ТВ Художник")

можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=_VGg7RxgDeM