Сказка о ромашках

Татьяна Азарова Плесовских
В одной деревне жил крестьянин Дорофей. Детей куча-мала, старший сын Роман. Неподалёку жил крестьянин Анисим. Детей куча-мала, старшая дочь Маша. Роман и Маша с детства подружились и не мыслили жизни друг без друга. А как подросли, стали у родителей благословения просить. Родители порадовались за них и назначили свадьбу на осень.

В ту пору приехал барин из города. Решил он вместе с управляющим владения осмотреть. Выехали в поле. Там мужики травы косят. За ними бабы идут, сено ворошат, в валы собирают, перекликиваются, пересмеиваются, а одна девушка звонче всех смеётся. Платок белый, коса русая, глазки озорные, веснушки золотые.
Взглянул на неё барин и сердце заколотилось. Как отъехали, спросил у управляющего:
 «Это что за девица, самая весёлая?» «То Анисима дочка Маша. И женишок есть Ромка. Скоро свадьба у них». «Не будет той свадьбы, - решил барин. – Разлучу я их».

К вечеру закончив косьбу, крестьяне отправились в деревню. Только Роман и Маша поотстали. Присели они на пригорочке у реки, разговаривают, друг на друга любуются. Хотел бы Роман девушку обнять, да нельзя, только после свадьбы можно. Сорвала Машенька ромашку, поцеловала её и сказала:

 «А знаешь почему ромашка мой самый любимый цветок?»
 
«Почему же, дорогая?»

 «Потому, что в нём два наших имени спрятаны – Рома и Маша». «Вот так диво, а я и не догадывался». – И тоже поцеловал цветочек. А самим до свадьбы целоваться не положено.

А барин на другой день вызвал к себе Дорофея.
- Слышал я о тебе, Дорофеюшка, что ты мужик честный, трудолюбивый, но не богатый и детей у тебя много.

- Всё так, барин. Но я картоху со своего огорода уберу, ох хороша у меня картоха, круглая, наваристая, дай бог всем такую! До следующего лета и доживём.

- Приглянулся ты мне, Дорофей. Мужики тебя уважают. Хочу предложить тебе место
управляющего в этом моём поместье. А нынешнего управляющего в другую деревню переведу. Будет у тебя дом большой, землицы отвалю. Из нищеты выбьешься, разбогатеешь.

Обрадовался Дорофей: «Слава богу, будет куда моему сыну Роману молодую жену привезти».

- Вот об этом забудь. Роман не должен жениться на Маше. Пусть найдёт себе другую. А заупрямится, я его в солдаты отдам годков на двадцать пять.

Побежал Дорофей домой ног не чуя. И сам не поймёт, радоваться ему или огорчаться.
Тем временем к барину по вызову явился Анисим. Барин говорит:

- Слышал я, что мужик ты честный, но не богатый. И детей у тебя много.

- Даст бог ещё будет, - ответил Анисим. – Картоха уродится, всех прокормлю. Просить подаяния не буду.

- Добро. Имею я к тебе деловое предложение. Есть у меня вёрст за шестьдесят отсюда большое имение. Одно плохо, тамошний управляющий проворовался. Я его велел выпороть и в полицию сдал. Но ты-то человек надёжный, благоразумный. Дом хороший дам, землицы отвалю. Заживёшь.

Обрадовался Анисим: «Согласен я. И с имением вашим справлюсь и воровать не буду. Верьте мне».

- Вот и сговорились. Осталась одна малость. Ты свадьбу дочери Маши отмени. Со сватом твоим несостоявшимся, Дорофеем, я уже договорился. Машу я с собой в город заберу.

Анисим насторожился: «Как так, в прислуги, что ли?»

- Нет, нет. Она в богатом доме будет жить, у самой прислуга будет. А коли у нас дети появятся, я о них позабочусь.

- Не по-людски это, барин-господин. Венчайтесь и везите.

- Ты в своём уме, мужик? Где это видано, чтобы князь на крестьянке женился? Меня же засмеют, в приличные дома на порог не пустят.

Однако ж Анисим упорствовал: «Моя дочь не игрушка, не для забавы растил я её».

Тут барин принял грозный вид: «Не согласишься, я твою дочь силой увезу. Но и тебе не быть управляющим. По миру всю твою семейку пущу. Ты свою картоху только во сне видеть будешь, о горелой корке хлеба мечтать будешь. Пшёл вон!»

Дома Дорофей рассказал о том, что скоро станет управляющим и что свадьбы не будет. Бедный Роман побежал к невесте.

Анисим тоже рассказал о разговоре с барином, и Маша, заплакав, побежала к Роману.
Они встретились на полпути, только взялись за руки, как появились прислужники господские. Хотели они Машу схватить, да только та сорвала цветочек, сказала что-то непонятное и исчезла вместе с Романом. А вокруг всё белым-бело от ромашек. Лепесточки от ветерка чуть колышутся, будто перешёптываются о чём-то своём, тайном…

Дорофей и Анисим так и не стали управляющими, но они об этом не горевали, а горевали лишь о детях своих, которые исчезли неизвестно куда.

Барин в город уехал и вскорости сошёл с ума. Родственники его в психиатрическую больницу поместили, где он и прожил до конца своих дней.

А вот куда пропали Роман и Маша, никто не знает. Но только однажды ветерок, пролетая мимо, прошептал мне на ушко, что живут они далеко-далеко и очень счастливы. И что рядом с их домом растёт много-много белых ромашек…


Рисунок Евгения Смирнова.