***

Юрий Примаков
                НЕОБХОДИМОСТЬ ИНАКОМЫСЛИЯ
Действия и идеи оппозиции в прошлом (после окончания гражданской войны) и в последующие годы (после окончания ВОВ) были направлены не на опровержение идей социальной справедливости, которые выдвигали и обсуждали философы XIX  века, а на поиски разумных путей решения сложных задач текущего периода. Маркс и Энгельс, их предшественники не сталкивались с необходимостью решать конкретные задачи экономики, политики, перестройки психологии в конкретной стране. Их теория носила весьма общий  характер и не могла быть использована напрямую для решения повседневных проблем. Идеи и предложения оппозиционеров были такими же спорными, как и те пути, которые намечали и утверждали  вожди партии. Никто не мог знать точно, как надо организовывать сельское хозяйство, промышленность, образование и науку в стране, которая решила построить именно социализм. До этого (до 1917г) все процессы перехода из одного состояния экономики в другое происходили сами собой благодаря постепенной перестройке экономики, социальных структур и психологии жителей данной страны. Поэтому надежды Ленина и Троцкого на то, что пролетариат и крестьянство, взяв власть, сами решат все проблемы были вполне логичны. Проблема была в том, что если ремесленники, торговцы и пр. были более образованы, чем их предшественники – рабы и рабовладельцы и потому смогли создать буржуазное общество вместо феодального, то пролетариат был  менее подготовлен к созданию новых схем, чем управленцы капиталисты. Расчет на помощь мирового  пролетариата был неправилен, ибо ни на западе, ни на востоке не было рабочих более образованных и подготовленных к управлению страной, чем в России. Тем более, к такой сложной экономической и политической задаче, как создание новой экономической и политической формации. В этих условиях любая новая идея, любая попытка решить задачу должна была бы приветствоваться. Но в СССР все было по-другому. Быстрое восстановление и укрепление схемы привычного самодержавия привело к тому, что любое предложение, любое мнение, отличное от мнения вождя становилось преступлением. Преступлением, направленным на разрушение государства, которое этот инакомыслящий строитель социализма пытался совершить по заданию зарубежных врагов. Такой абсурд обновлялся с  каждым годом и делал невозможным быстрое исправление ошибок правителей страны. Примитивный феодализм не мог организовать переход к другой высшей форме структуры общества. И этот постоянно действующий фактор сыграл большую роль в разрушении СССР и дискредитации идей социализма. В капиталистических странах, которые успешно провели социальные реформы (Швеция, Финляндия, Норвегия) не было такого всевластия одной постоянной партии и группы людей и это облегчило проведение необходимых реформ. Одной из причин неудач СССР была разница в психологии среднего жителя страны и жителей скандинавских стран. Жители скандинавских стран веками привыкали к тому, что каждый свободно рожденный человек имеет такие же права на собственное мнение, как любой известный ярл или даже конунг. Парламенты в этих странах веками были правителями страны, и один человек не мог решать судьбу народа. В России все было по-другому. Привычка к единовластию позволила легко заменить самодержавие царей самодержавием генсеков, а память о сталинских репрессиях укрепляла самовластие правителей. Любая слабость, нежелание кровью и страхом подкрепить свои приказы кончалась очередным дворцовым переворотом. Эта система делала естественным сохранение у власти одной партии, отсутствие инакомыслия и критики. Только в начале нового XXI века при правлении Путина стало возможным обсуждение в печати и СМИ его распоряжений и критика его действий. Понимание того, что судьбу страны должен определять народ, а не правитель придет не сразу. Сегодня перед всеми людьми земли стоит множество серьезных проблем, и решить эти проблемы с помощью единой экономической или политической теории, с помощью религии не возможно. Необходимо закрепить привычку к свободному обсуждению, к дискуссиям, понимание того, что с каждым годом увеличивается зависимость людей друг от друга. Мы все нужны друг другу и слова Евангелия «Нет эллина и нет иудея, а есть человек» очень актуальны в век быстрого развития науки и техники. Друг другу нужны люди, а не машины и новые программы.