Томас Мантон. Человек и грех

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧЕЛОВЕК И ГРЕХ
Томас Мантон
http://www.the-highway.com/manandsin_Manton.html

Ибо, когда мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых
Рим.5.6

В этой главе есть две части; в первой из них апостол упоминает утешительные плоды и привилегии оправданного состояния; во второй он утверждает незыблемость этих утешений, потому что они настолько богаты, что заслуживают полной веры. Твердость и устойчивость этого утешения апостол представляет через двойное сравнение: сопоставляя Христа со Христом и Христа с Адамом; он сопоставляет Христа со Христом, то есть одни из преимуществ, которые мы имеем от Него, с другими, и Христа с Адамом, то есть Второго Адама с первым.
1. В сравнении Христа с Христом имеют место три соображения.
(1). Действенность Его любви к нам до оправдания и после него. Этот аргумент звучит таким образом: если Христос любил нас, когда мы были грешниками, и Его любовь смогла умереть за нас,  то гораздо больше мы можем ожидать Его любви, когда мы стали Его друзьями; если когда мы были в грехе и страданиях, развращенными и беспомощными, Христос пожелал умереть за нас и принять нас со всей нашей греховностью, то как Он отринет нас, когда мы оправданы и приняты Богом? Эта любовь Христа утверждается (ст.6), усиливается (ст.7-8) и, наконец, выводится заключение: "Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (ст.9).
(2). Второе сопоставление касается действенности смерти Христа и действенности Его жизни. Нелепо думать, что Христос воскрес из мертвых и царствует на небесах, и все же Он бессилен спасти и привести нас к Богу, если Он умер, чтобы примирить нас с Ним.
(3). Третье сопоставление касается отрицательной милости, то есть спасения от ада, и милости положительной, то есть обретения небесного достояния. "И не сим только, но хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, которым мы получили ныне примирение" (ст.11).
2. Для сравнения между Христом и Адамом укажем, что Христос имеет больше возможностей спасти, чем Адам погубить  и, следовательно, оправданные лица не должны бояться ничего. Как Адам был публичной фигурой и корнем человечества, так Христос не есть частное Лицо, но наш Представитель. Адам был образом Того, Кому надлежало прийти (ст.14). Он тоже не был частным лицом, но он был конечным человеком, не имея никакой ценности в себе, но лишь содержа в себе всех нас по Божьему установлению; но Христос в порядке Божием есть Бесконечная Личность, Богочеловек, и потому в Нем пребывают многие. Его святая добродетель значит больше, чем проклятое влияние Адама, о котором апостол конкретно и наглядно говорит в конце этой главы.
Начнем с первого сопоставления. В нем:
1. Состояние, в котором мы находимся по природе, будучи, как сказано, безбожны и немощны; это значит, что в нас как таковых нет ничего, что побудило бы Бога помочь нам, потому что мы были нечестивы и, с другой стороны,   у нас нет никакой власти, чтобы помочь себе, ибо "мы были немощны", и нуждались в помощи, но при этом отказывались от нее.
2. Средство выздоровления: Христос умер за нас.
3. Своевременность нашего искупления: в свое время.
В первом понятии выражается наше естественное состояние: мы "безбожники" и "бессильны". Это значит, что падший человек лишен всякой власти и средств подняться снова или помочь себе в своем несчастье, в которое он погрузился во грехе. Это включает в себя состояние человека как по отношению к закону, так и по отношению к Евангелию, как средствам благодати, которые предлагает Бог во Христе. Будет правильным начать с первого, а затем обсудить последнее, поэтому я скажу о состоянии человека по отношению к закону.
Во-первых, что касается закона, понятно, почему Писание говорит, что "проклят всяк, что не исполняет постоянно всего слов закона сего" (Гал.3.10), что означает:
1. Наши обязанности.
2. Положенное наказание.
3. Дела падшего существа.
1. В чем наши обязанности? Это то, что должна была исполнять невинная природа в настоящее время. Закон не воспринимает человека как падшего и погибшего, порвавшего с Богом, но как находящегося в идеальном состоянии. Поэтому от него требуется универсальное, вечное и совершенное послушание; он должен соблюдать закон постоянно и "всем сердцем своим", и если он согрешит в чем-то одном, он согрешит во всем. Это то, что лично требуется от всех людей, пока они пребывают под заветом Адама: "кто сделает это, будет жив", но "душа согрешающая, та умрет" (Иез.18.4, 20.11). Но если Бог предъявит нам счет за самый безобидный день, не обойдя ничего, то что будет с нами? "Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит?" (Пс.130.3). Лучше никогда не родиться, чем принять наказание на суде, когда закон берет грешника за горло и говорит: отдай мне что должен (Мтф.18.28). Что делать тогда?    Так что здесь мы "немощны," ибо вообще не в состоянии оказать послушание закону дел. Закон не может сделать ничего совершенно, потому что он стал "слабым через нашу плоть» (Рим.8.3). Для падшего человека естественно подвергнуться наказанию за грех, но не избавиться от греха; мы можем увеличить долг, но мы не можем уменьшить его. Если, предположим, наше послушание будет строгим в будущем, и мы не наберем новых долгов, мы не заплатим по старым счетам. Те, кто не смогли сохранить себя в невинности, не смогут восстановить себя, будучи потерянными и падшими.
2.  Положенное наказание. Что значит быть проклятым, и проклятым во всем, что мы имеем (Втор.28.15-18)? Для того, кто проклят, все его наслаждения становятся сетью, и временные утешения лишь ожесточают его и готовят к большей нищете. Он  проклят во всем, что он делает: его молитва превращается в грех, его окружает "запах смертоносный на смерть", все его труды и внешнее служение не имеют смысла, ибо "жертва нечестивых мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее" (Притч.21.27). В лучшем случае Бог просто не примет мерзость; хуже, если она загрязняется греховными и злыми целями. Но это еще не все; он проклят навеки: закон господствует  над телом и душой, к вечной муке, и со временем он услышит страшный приговор: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мтф.25.41).  Лишь хрупкая нить, на которой висит эта жизнь, препятствует исполнению на нем этой угрозы; грешник стоит на самом краю ада, и он готов быть брошен туда, где он вечно будет лежать под гневом Божьим. Так что здесь мы "немощны," потому что мы не можем удовлетворить правосудие Божие даже за один грех, и уж тем более за все,  как бедняк, который платит долг тысячу фунтов по грошу в неделю.
3. Рассмотрим, как это происходит. Взыскание такого долга - это столь суровое наказание, что оно может запугать и ошеломить совесть, или притупить ее, или усилить врожденное растление или, наконец, вогнать нас в такое отчаяние, что оно разрушит все наши начинания и надежду на спасение.
Во-первых, иногда ко грешнику приходит страх и ужас.  Это легко сделать; совесть грешников больна, они "всю жизнь были подвержены рабству" (Евр.2.15). В их сердце есть скрытый страх; человек нечестивый не всегда чувствует его, но если он пробуждается и слышит осуждение слова, или чувствует агонию смерти, или к нему просто приходят серьезные мысли - он дрожит и трепещет, как заключенный, ожидающий судью. Феликс пришел в страх при словах Павла о Божьем суде (Деян.24.25). Грешник боится думать о своем состоянии, пока Бог не изменит его сердце; но если он делает то, что сможет, он, будучи ранен, попадает в рабство и несет с собой свое проклятие.
Во-вторых, если совесть грешника не напугана, она притупляется, и если грешники не испытывают страданий, они "лишены всякого чувства" (Еф.4.19). И это очень опасное состояние души, если человек будет так глуп и туп, что хотя бы однажды дойдет до него. 
В-третьих, оживает врожденное растление: "пришла заповедь" в полной своей власти, и "грех ожил, а я умер" (Рим.7.9). Чем больше мы осознаем необходимость своего  подчинения Богу, тем больше наша душа отвращается от Него, как плотина ожесточает реку или сильный поток, или как вол, будучи бит, становится еще более непокорным.
В-четвертых, это вводит  душу в отчаяние. "Нам нет надежды, поэтому будем жить по своим помыслам и поступать по злым помышлениям сердца" (Иер.18.12 KJV). После этого говорить не о чем и не к чему  стремиться, ибо если грешник решил, что надежды для него нет, он будет жить дальше, и не пытаясь обратиться к Богу. Это худший вид отчаяния, когда человек предается  "похоти своего сердца" (Пс.80.12) и бежит сломя голову на пути разрушения, без надежды на возвращение. Еще есть надежда для тех, кто подавлен страхом или испуганной совестью, но не для тех, кто погряз в отчаянии или глупом и тупом упорстве. Таким образом, под законом человек беспомощен.
Во-вторых, рассмотрим человека в его отношении к благодати, предлагаемой ему в Евангелии. Здесь он по-прежнему бессилен, но он не только в проклятом состоянии по закону, но без благодати он не в состоянии принять Евангелие. Это подтверждается двумя соображениями.
1. Согласно основным чертам спасения, как оно изложено в Писании.
2. Согласно истине, что у человека нет власти самому обратиться к Богу или творить духовно благое.
1. Укажем на то, как описано дело и суть спасения.
(1). Его дело. Писание   излагает состояние человека так: что он рождается во грехе (Пс.50.5), жаден ко греху и "пьет беззаконие как воду" (Иов 15.16); это яростное стремление, настоящая жажда грешить. Жажда - самое непримиримое стремление, более мучительное, чем голод. Но, скажете вы, лишь время от времени мы испытываем большие соблазны или неистовые страсти. Но нет; "помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт.6.5), всегда и постоянно. Насколько отягчает это обстоятельство грех человека! Он всегда действует в человеке; его ум чеканит злые помыслы, сердце источает злые желания и плотские движения, и его память - шкаф и склад, где они хранятся. Но не может ли человек быть освобожден? Не есть ли это его кабала и беда? Нет, ибо его сердце каменное (Иез.36.26), оно негибкое, бесчувственное. Бог возвещает ему добрые слова, сообщает некоторые общие движения Духа Своего, некоторые дары провидения, но все напрасно! "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер.17.9); оно изобретает любые отговорки и оправдания, чтобы избежать Бога и лишиться собственного счастья. Но разве Новый Завет не более благоприятен, чем Ветхий? Разве человек не стал лучше, когда ему было дано так много благодати? Я отвечаю - нет; есть совершенная гармония между заветами, и там и там вы найдете человека, представленного как «дитя гнева по природе" (Еф.2.3), и даже избранные, не говоря обо всех других, названы "рабами греха" (Рим.6.17). Нет более властного хозяина и более покорного слуги; грех никогда не перестает быть нам господином, а мы не перестаем ему работать. Об этом сказано: "помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией" (Еф.4.18). Плотскому сердцу тяжело даже думать о жизни Божией. Будучи враждебен закону (Рим.8.7), грешник не может и не будет угождать Богу. Будучи слеп (2 Пет.1.9), он не знает, что делать, и эта слепота духовная хуже телесной. Человек, который является слепым телесно, ищет поводыря, как Елима, когда он был поражен слепотой, "искал того, кто повел бы его за руку" (Деян.13.11). Но люди не просто слабы и бессильны, а более того, "мертвы по преступлениям и грехам" (Еф.2.1-5), и даже хуже чем мертвы; покойник больше не причинит вреда, его зло умрет вместе с ним,  но жизнь в бунте против Бога и сопротивлении Ему идет рука об руку с этой смертью в грехе.
Теперь соедините все это, и вы поймете положение человека, и то, каким несчастным и бессильным существом он является в естественном состоянии. Писание не говорит об этом кратко или мимоходом, оно не использует один-два раза гиперболу, но говорит об этом везде и ясно. Конечно, человек не может сделать никакого вклада в свое обращение; он не может алкать и жаждать Христа, если он пьет беззаконие как воду; в его природе, чем бы она ни была украшена, нет ничего, чтобы спасти того, кто в грехе. Если бы Писание говорило, что человек лишь приучил себя ко греху, а не рожден в грехе, что он несколько склонен к неправде, а не жаден к ней, что он часто мыслит зло, но не постоянно, что он упрям, но не тверд как камень, если бы Писание говорило, что человек равнодушен к Богу, а не враждебен к Нему, что он в плену греха, а не раб его, что он только слаб, но не мертв, что он безразличен к Богу, а не восстал на Него - то в человеке было бы нечто для его спасения, и дело обращения не было бы таким сложным. Но Писание говорит совершенно обратное.   
(2) Суть спасения. Конечно же, чтобы исправить столь великое зло, требуется всемогущая сила и вседостаточность благодати; поэтому посмотрим, как обращение описано в Священном Писании. Иногда о нем говорится как о просвещении ума: Бог "просветил очи нашего ума" (Еф.1.18). Человек, мудрейшее существо по эту сторону неба, является абсолютно слепым во всем, что Божие.  Хотя он имеет свет природы, и может усилить его через стекла искусства, и облечь свои понятия о Божественных вещах в платье Слова, прежде чем это совершится, он должен иметь к тому способность; глаза его разума должны быть просветлены, чтобы он мог увидеть такие предметы. Но и это еще не все, ибо Писание говорит об открытии сердца: Бог "открыл сердце Лидии" (Деян.16.14). Бог не только стучит в сердце, но открывает его. Он стучит много раз внешними средствами, но не находит вход. Он подбирает ключ к замку, пока не испытает все ключи в связке; Он использует все средства, но пока Он не возложит Свои персты на скобы замка (Песнь 5.4-5), дверь не откроется Ему. Тогда наш ум будет просвещен, и сердце открыто. Если эти слова убедят вас, вы найдете, что обращение есть возрождение: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан.3.3). Мы должны быть не просто изменены, но возрождены. Но поскольку рождение является обычным творением природы и может быть отнесено к числу вторичных причин, об обращении говорится также как о воскресении (Еф.2.5). Но то, что было, может быть снова, поэтому оно называется также творением: "мы Его творение" (Еф.2.10 ср. 2 Кор.4.6, 5.17, Пс.50.10). Иногда это характеризуется и как победа (Иоан.4.4), или избиение и связывание сильного тем, кто сильнее его (Лк.11.21-22), как мы "пленяем каждую гордую мысль" (2 Кор.10.5). Все эти выражения Писание использует,  чтобы изложить тайну благодати. Ни одного из этих выражений не может быть достаточно, и потому используется много типов и образов, где то, что недостает одному понятию, может восполняться другим. Давайте теперь соберем их вместе. У нас не только должен быть просвещен ум, но обращено сердце, и мы должны быть не просто слегка повернуты в сторону, но изменены, сотворены заново, рождены свыше. Именно поэтому возрождение называется не просто новым рождением, но и воскресением, что означает, что мы ничем не можем себя к нему подготовить. Это также новое творение, ибо обращение подобно творению, в котором все вещи были созданы из ничего. Бог создает веру там,    где нет веры, и покаяние, где не было никакого раскаяния, и "называет несуществующее как существующее". Но поскольку грех делает нас хуже чем ничто, ибо в творении у твари не было ничего, чтобы помочь своему сотворению, как и не было ничего, чтобы противостоять и препятствовать, то мы можем говорит об обращении также как о победе над противостоянием Божьему делу и над сопротивлением в сердце человека, которое должно быть подавлено благодатью.
2. Добавим следующие доказательства нашего утверждения, что у человека нет никакой власти, чтобы обратить себя к Богу или делать духовно благое. О нем сказано, что он не может знать (1 Кор.2.14), не может поверить (Иоан.6.44), не может подчиняться (Рим.8.7), причем даже в отдельных вещах, не может иметь добрых мыслей (2 Кор.3.5), не может даже говорить доброго: "Как можете вы, будучи злы, говорить доброе?" (Мтф.12.34 KJV). Он не делает ни малого, ни большого; не сказано, что не сделаете большого, но "без Меня не можете делать ничего" (Иоан.15.5). Но если человек не может ни знать, ни поверить, ни подчиняться, ни думать, ни говорить, ни делать ничего без благодати, безусловно, он полностью бессилен и неспособен обратить себя к Богу.
Возражение 1. Но если так, то почему милостивый Бог и Творец человечества требует долг с тех, кто не в состоянии его оплатить? Почему справедливость Бога как Судьи мира наказывает вечной смертью за неисполнение того, что человек не может исполнять? Достойно ли мудрости Высшего Законодателя увещевать его обещаниями, которые не в его силах получить, ибо у человека нет сил сделать то, к чему Бог его призывает?
Ответ 1. Я отвечу прежде всего, что Бог не теряет право, хотя человек потерял свою власть; неспособность человека не разрушает его обязательств, иначе, вопреки здравому смыслу, господин потерял бы право требовать что-то от слуги, если тот пьян. Если промотавшийся должник не имеет ничего, чтобы заплатить, оставить на нем долг не есть несправедливость.  Бог заключил завет с нами в Адаме, и послушание, которого он требует, мы обязаны оказывать не только по завету, но и по закону; это не только положительный договор, но и незыблемый закон. Люди думают, что это слишком сурово, когда мы страдаем за ошибку Адама, на которую мы не давали никакого согласия,  но каждый человек найдет Адама в его собственном сердце, которое есть ветхий человек, сохранивший лишь жалкие остатки естественного света и силы. Разве Бог не может требовать долга послушания от должника, несмотря на то, что тот одновременно горд и блуден? Мы гордимся, когда мы пали; когда мы несчастны, мы считаем себя счастливыми, когда бедны - мним себя богатыми, когда мы слепы, наша кичливость считает себя обладающей острым зрением, и когда мы наги, она мнит себя хорошо одетой (Откр.3.17). И поэтому Бог может требовать от нас наш долг, и притом по праву,  и если даже ни по какой другой причине, то для того, чтобы показать нам нашу никчемность, чтобы мы не делали вид, что мы не были призваны к тому, к чему мы обязаны. Ибо если человек гордится, то он остается блудным сыном, и мы тратим то немногое, что у нас осталось, и выбрасываем те  реликвии совести и моральных склонностей, которые избежали руин падения.
Ответ 2. Что касается второго, как Бог может справедливо наказать человека за неисполнение того, что он не мог сделать, то я отвечаю, что наша естественная неспособность является добровольной. Мы не должны рассматривать человека только как бессильного ко благу, но как увлеченного злом и любящего его всем сердцем. Поэтому он не только не может, но и не хочет прийти к Богу (Иоан.5.40). Наше бессилие заключается в нашем упрямстве, и потому человек остается неизвинителен. Мы отказываемся от благодати, которая предлагается нам, и, коснея в грехе, увеличиваем нашу кабалу, ибо наши застарелые привычки пронизывают нашу природу.
Ответ 3.  Что касается последнего, как Бог может увещевать и убеждать нас, если мы не можем дать Ему ответ, то полагаю, мы должны сказать, - это только ради избранных, которые, безусловно, "призваны по Его изволению" (Рим.8.28), в то время как другие отчуждены, даже если они живут вперемешку с ними. Если бы избранные жили отдельно и составляли свое сообщество, это возражение было правдоподобно; но они скрыты среди других и, следовательно, пользуются с ними одними внешними средствами благодати. Солнце светит и дождь орошает поля ради избранных, хотя и не только для них одних. Или позвольте мне проиллюстрировать это следующим образом: солнце сияет, хотя слепые не видят его свет; дождь падает на скалы и горы, а также на плодотворные долины; так увещевания долга обращаются к добрым и злым без разбора.  Это может быть достаточным ответом, но я скажу, для чего используются эти призывы; для тех, к кому они обращены, они являются благословением навеки. Слово в устах служителей имеет силу Божию, как тогда, когда Христос сказал: "Лазарь, выходи," Он поднял его из могилы. Что касается других, которые не обращаются через него, оно служит для их осуждения, обуздывает их свирепость и является средством удержать их от явных бесчинств, в силу чего им достаются многие временные благословения, как языческий Рим процветал и имел силу и успех во всех своих делах, пока моральные предписания были в силе. Но это уже скорее относится к следующему возражению.
Возражение 2. Если человек настолько бессилен, почему вы так настаиваете на использовании средств благодати?
Ответ. Я отвечу, что  хотя человек не может изменить себя, он должен использовать эти средства по нескольким причинам.
1. Таким образом мы можем практически увидеть нашу собственную слабость. Люди часто думают, что работа благодати легка, пока они не ставят себя под ее суд. Болезнь костей распознается только в упражнении. "Приложи сердце твое к размышлению, если будешь призывать знание и взывать к разуму" (Притч.2.2-3). Кто всерьез считает себя хорошим, не получив никакой благодати, заплачет, когда согрешит. Мы никогда не будем искать силу в руках Божьих и не почувствуем в этом нужды, пока опыт не убедит нас в нашей слабости. Когда человек чувствует, что поднять бревно ему не по силам, он вынужден обратиться за помощью.
2. Использованием средств мы обязаны Богу, как и изменением сердца. Мы находимся под моральным обязательством использовать их. Бог заповедал нам для получения веры и возрождения молитву, слушание, чтение, размышление; и мы обязаны подчиняться, хотя мы не знаем, что из этого выйдет,  как Авраам повиновался Богу, "не зная, куда идет" (Евр.11.8), и Петр, когда было мало надежды, сказал: "по слову Твоему" (Лк.5.5). Вот наше великое правило: Наш великий правило, мы должны делать то, что Он заповедует, и пусть Бог делает то, что Он сочтет нужным.
3. Чтобы уменьшить свою вину. Ибо, когда люди не используют данные им средства, они не имеют оправдания: это простая лень и недостаток воли, при которой мы не хотим и не пытаемся выйти из нашего состояния; мы любим нашу неволю, и сами закрываем для себя дверь, и "делаем себя недостойными вечной жизни" (Деян.13.46), и сами выносим  приговор своим душам. Если мы сами не заботимся о себе, это не признак того, что Бог дарует нам милость; милостью для нас будет, если мы хотя бы задумаемся об этом, чтобы не быть осужденными как рабы лукавые и ленивые (Мтф.25.26).   
4. Есть большое поощрение к использованию средств благодати.
(1). Если мы не используем их, мы будем становиться только хуже. Стоячая вода гниет. Человек по своему характеру деятелен, и потому склонен становиться или лучше, или хуже, и если мы не стремимся улучшить свою природу, мы развращаем ее. Есть те, кто "знают, что растлевают себя" (Иуд.10). Добровольное пренебрежение порождает наказуемое ожесточение, и соответственно наша неспособность увеличивается.  Поэтому польза от средств благодати в том, что в любом случае они предотвращают много греха и жестокосердия; так бальзамирование мертвого тела удерживает его от разложения и воли, хотя оно не восстанавливает в нем жизнь.
(2). Без использования средств люди никогда не могут надеяться на что. "Как веровать без проповедующего?" (Рим.10.14). Если когда я встречаюсь с Богом, со Христом, Он должен быть на этом пути; это хорошо, чтобы лежать у бассейна, как нищий, который не мог сойти в воду, возмущаемую ангелом (Иоан.5.3-5). Брак учрежден Богом для распространения человечества, хотя души творит только Сам Бог. Ни один человек не будет воздерживаться от брака, потому что он не может породить разумную душу. Так действует благодать Божия, хотя слышание, чтение, молитва являются ее средствами, и мы не должны воздерживаться от этих средств, потому что благодать не от нас, а от Бога.
(3). Через них  Бог может встретиться с нами. Это обычный способ действия Его благодати, и это хорошо, ибо через это многие получают надежду. "Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего" (Деян.8.22). В нашем положении есть  большая неопределенность, но будем молиться; это Божий обычный способ встретиться с нами, как и для нас это обычный способ искать Его. "Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит" (Лк.11.8). Это своего рода дерзновение, если не назойливость, и кто знает, что Бог через нее может сделать? Он может дать или не дать благодать, но обычно Он дает ее именно так. Это Божий путь - благословить усердие человека, хотя труд не может дать ему абсолютной уверенности в успехе. Кто откажется от весенней вспашки, если в один год из десяти может случиться неурожай? Бог приходит именно таким образом со Своим влиянием и благословениями.
А теперь позвольте указать вам несколько причин, почему Бог допускает эту слабость и недостаток сил у падшего существа.
1. Чтобы возвеличить свободу и силу Его благодати. Во-первых, это свобода Его благодати; ибо Бог заключил всех под проклятием, чтобы ни у кого не было никакого способа избежать его, кроме Его милости, вне которой вечное проклятие неизбежно: "Бог всех заключил в неверие, чтобы всех помиловать" (Рим.11.32). Состояние неверия сравнивается здесь с тюрьмой, с ее железными решетками и запорами; и Бог заключил человека в тюрьму неверия, чтобы он убедился, что только Его милость может открыть ему дверь. Евреи и язычники одинаково скованы этой цепью, которую может снять не их рука, но только Бог. "Писание всех заключило под грехом, чтобы обетование по вере в Иисуса Христа могло быть дано тем, кто верит" (Гал.3.22). Мы можем плакать и вздыхать за решетками этой пылающей тюрьмы, но никогда не сможем из нее выйти, пока Бог не обратится к нам в благодати через Христа. Такова сила Его благодати в спасении нас из этого несчастья: это могущественная сила, которая работает в верующих (Еф.1.19). Когда мы рассматриваем это, мы можем задаться вопросом, каким образом такое изменение может произойти в нас, столь плотских и упрямых: Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет.2.9). Это действительно чудо, что все мы должны выйти из тюрьмы греха; это более чудесно, чем выход Петра из тюрьмы, где было столько цепей, дверей и стражников (Деян.12).
2. Чтобы смирить тварь серьезным чувством собственной вины, никчемности и ничтожности. В нашем естественном состоянии мы нечестивы и бессильны. Почему Бог допустил это? Чтобы "заградились всякие уста", ибо "весь мир становится виновен пред Богом" (Рим.3.19), и ответствен пред Его карающим правосудием, и Он желает смирить нашу никчемность и упрямство, чтобы мы могли смиренно прибегнуть к Нему, говоря: "Господи, я как телец неукротимый" (Иер.31.18), и кто прошел это испытание, уразумеет и многое другое.
Используем все сказанное.
1. Для необращенных. Уразумейте свое состояние и оплакивайте его перед Богом! Признайте свой долг; признайте свою неспособность ни к чему доброму; просите прощения и благодати и, смиренно осознавая свое бедственное положение, искренне стремитесь выйти из него. От таких истин люди "рвутся сердцем" (Деян.7.54) или же, наоборот, "умиляются" (Деян.2.37), и с таким сердцем Богу гораздо легче работать. Некоторые людские сердца, в которых царит похоть, становятся раздраженными, и они бушуют и бунтуют, когда их предупреждают об опасности. О, лучше жалеть себя, чем бунтовать против Господа и тонуть в волнах отчаяния! Есть надежда, если убеждение в грехе завершается плачем, а не бормотанием, и вы не ропщете против суверенитета Божия, но жалуетесь Ему на развращенность ваших сердец, прося Его милости ради Христа. Итак, идите и лягте у Его ног, и скажите: Господи, я слеп разумом и коварен сердцем, во мне больше ничего нет. Я никогда не смогу запретить себе зло, выполнить все добрые повеления, отказаться от этой чарующей похоти, чтобы во всем служить Твоему благословенному величию! О, забери у меня это каменное, не способное меняться сердце!   Вы находитесь в тюрьме, но у вас есть надежда, если вы это сделаете.
2. Будем благодарны за наше обращение. Мы сами были в том же жалком состоянии, пока Бог не вырвал нас как из огня; мы были совершенно несчастны и лишены всего благого. О, благословен Бог, Который открыл двери этой темницы и провозгласил освобождение Христом бедных пленников, и не только провозгласил, но совершил это для нас, ибо только рука Всемогущего может ослабить эти узы и разбить многие замки, которые были на нас. Петр, когда ангел сбил с него цепи, осмотрелся и пошел благодарить Бога среди святых (Деян.12.12). О, посмотрим, как много было этих дверей и уз, как велики трудности на пути нашего обращения, и воздадим Богу славу за наше спасение: "благословлю Господа, вразумившего меня" (Пс.15.7).
3. Давайте сострадать другим, которые находятся в этом состоянии. Бедные, в каком они печальном положении! Они даже не понимают, почему они страдают, в отличие от нас. Израилю было велено любить и жалеть пришельцев, потому что он сам был пришельцем в земле Египетской; так и мы были в доме рабства. О, будем сострадать бедным душам, которые в неволе!  Прежде всего это забота служителей, то есть тех, кто стоит на страже дела Христа. "Бог свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа" (Фил.1.8). Когда мы были нечестивы и без сил, Христос умер за грешников; почему ты не хочешь потрудиться, чтобы использовать свой талант им в назидание? О, если бы мы имели более весомое понимание ценности и опасного положения душ, мы не творили бы дело Господа так сонно, как обычно мы это делаем, но как "соработники у Бога" умоляли бы вас со всей серьезностью, чтобы "благодать Божия не тщетно была принята вами" (2 Кор.6.1). Мы должны использовать каждое преимущество, чтобы возвещать погибающим, что им грозит, и прилагать все усилия с состраданием и нежностью, ибо мы сами были знакомы с положением бедного, бессильного грешника, погибающего в неволе. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn