По святым местам Ярославля. Записки паломницы Ч. 1

Наталия Владимировна Смольникова
Весной 2014 года в московском Новоспасском монастыре пребывал чтимый список с чудотворной Толгской иконы Божией Матери. За три недели эта святыня из Толгской обители стала мне так дорога, что расставаться с ней было очень грустно. Толгский монастырь — где это? В Ярославле. Один из древнейших и красивейших городов Центральной России. Часть знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо». Город, славящийся своими монастырями и многочисленными храмами. Город, давший Русской Православной Церкви замечательных святых. Я  еду  в Ярославль!

Раннее утро. Ярославский вокзал. Скорый поезд «Москва-Ярославль» отправляется. Ехать предстоит три с половиной часа. Вагон сидячий, комфортный, чистый. Тихо, спокойно, вежливые проводницы. Нам с мужем достались два места при входе — с большими окнами, и по дороге мы наслаждались прекрасными весенними пейзажами. Проехали Хотьковский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру с золотящимися куполами. Дорогие сердцу места…

Солнечный майский день. За окном мелькают расцветающие деревья, тихие озёра, маленькие сельские храмы. Рощи, леса. Недалеко от железной дороги взлетела какая-то хищная птица, поднималась с земли тяжеловато — похоже, с добычей.

Наш поезд едет быстро. Остановка лишь одна — в Ростове Великом. Только засияли золотые ростовские купола, а уже через 45 минут мы прибываем в Ярославль.

От железнодорожного вокзала идём в центр по улице Свободы. Можно, конечно, доехать автобусом или маршруткой, но если есть время, лучше пройти пешком, чтобы посмотреть город. Сразу замечаем, что Ярославль довольно чистый и уютный. И дороги (боль российских провинциальных городов!) здесь, в Ярославле, очень даже неплохие.

По пути, на улице Свободы, 44, заходим в первый встретившийся нам храм — Сретения Господня, 1785 года. Рядом — восстанавливающийся храм Вознесения Господня XVII века. Обе церкви были закрыты в 1929 году, и в советское время там располагались склад, клуб, библиотека. Несколько лет назад комплекс церквей был возвращён приходу, и теперь активно ведётся реставрация. Пока помолиться можно только в Сретенском храме.

Идём в центр города. Куда ни посмотришь, справа и слева, — купола храмов. Но не все церкви действующие: где-то ещё располагаются музеи. Несколько храмов находится в совместном использовании Русской Православной Церкви и музеев.

Центральная часть города довольно ухоженная, выглядит как на картинке. Увидев в Депутатском переулке узорчатый, нарядный храм в русском стиле, мы заходим внутрь. Эта церковь, тоже во имя Сретения Господня, была построена в 1685 году на средства ярославского купца Павла Денисовского, впоследствии перестраивалась. Храм был закрыт в 1929 году. Возвращён Церкви в 1994 году и отреставрирован.

Храм довольно просторный. Икон много. Интересные образы Божией Матери старого письма — Казанская и Тихвинская, а из новонаписанных — замечательного греческого святого преподобного Арсения Каппадокийского. Есть несколько икон с частицами мощей — святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святителя Игнатия (Брянчанинова) и местных, ярославских, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Рабочий день, но в храме вовсе не пусто, люди заходят помолиться, поставить свечи, заказать требы. Практически как в Москве.

По пути к гостинице мы проходим по набережной реки Которосли мимо Спасо-Преображенского монастыря. Там находится древнейший храм и древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней, — Спасо-Преображенский Собор. Он был заложен ещё в начале XIII века, но пострадал от пожара 1501 года. Нынешнее здание собора датируется 1506-1516 годами. Здесь, на территории бывшего Спаса-Преображенского монастыря, сохранились самые древние ярославские фрески 60-х годов XVI века. В подклете собора располагалась княжеская усыпальница. При Екатерине II Спасо-Преображенский монастырь был упразднён, а собор — преобразован в Архиерейский дом. В этом доме в конце XIX века была обретена чудотворная Печерская (Ярославская) икона Пресвятой Богородицы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, с крупным собранием икон. Но у нас время ограничено, и поход в музей в нашу сегодняшнюю программу не входит.

Немного отдохнув в гостинице, спешим на Толгу. Путь неблизкий, но лучше отправиться туда сегодня. Благо, погода не дождливая, располагает к дальнему путешествию и фотосъёмке. На Красной площади (совсем как в Москве!) садимся на автобус. Кондуктор скупо объясняет маршрут: «[До монастыря] не доходит. Надо ещё пройти. Я вам скажу». Автобус провозит нас по городу: я всё жду, когда же будем переезжать мост через Волгу. Заводы, ещё какие-то промышленные здания… Наконец, мы переезжаем мост и оказываемся в заволжской части.

Дорога ведёт к Толгоболю. От Красной  площади едем почти полчаса. Женщина с соседнего сиденья опережает кондуктора: «Вам в Толгу? Сейчас выходить. К монастырю вон туда, можно и «срезать» путь по тропинке». Добрая душа! Сколько разных людей советом помогало нам в путешествиях — и здесь, в Ярославле, и в других городах!

Последовав совету, мы находим тропинку и действительно «срезаем» часть пути к монастырю. Пересекаем узкую железнодорожную колею. Идём по гальке: дорога к монастырю сейчас ремонтируется. Минут через пятнадцать выходим к зелёному забору с указателем «Вход в монастырь». Территория у Толгской обители (с многочисленными хозяйственными постройками) довольно большая. Вход — через крыльцо, где дежурит одна из сестёр. Здесь оплачивается фото- и видеосъёмка на территории монастыря. Теперь мы можем свободно фотографировать: когда ещё попадём на Толгу?! Останутся лишь впечатления и фотографии.

До монастырской стены по прилегающей территории идти ещё минут десять. Здесь активно ведутся строительные работы, ездят машины, трактор. Недалеко — большие теплицы. В общем, масштабное монастырское хозяйство. Наконец, мы оказываемся у входа на основную территорию обители. Белые монастырские стены. Над воротами — яркие, тонко выполненные мозаичные изображения: сверху — крест, под ним — образ «Спас Нерукотворный», а справа и слева от Спасителя — Архангелы. Под мозаикой — красочное «ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ» в обрамлении трогательных, по-детски непосредственных воробушков. Воистину Воскресе!

Вот мы, наконец, в древней обители. Её история началась ещё в 1314 году после чудесного обретения здесь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Образ явился ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону), возвращавшемуся с Белого озера, во время ночлега близ небольшой реки Толги, притока Волги (отсюда и название иконы). В полночь святитель пробудился от сна и увидел на противоположном берегу Волги огненный столп и чудесный мост через реку. Перейдя мост и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел стоящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы и со слезами помолился перед ней. На следующий день икону обрели стоящей на земле среди деревьев. На месте её явления всем миром за один день (!) построили деревянный храм. Святитель собственными руками сёк лес, очищая место для строительства. Церковь была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и основан мужской монастырь.

В течение столетий обитель на Толге обустраивалась и развивалась. Особым благолепием монастырь отличался в начале XX века. Это было место притяжения многочисленных паломников, особенно в праздник Толгской иконы, т.н. Толгин день (8 августа по старому стилю).

В 1918 году большевики изъяли все ценности у обители, но ей удалось продержаться до 1928 года. После закрытия монастыря наступило печальное время. Сооружения обители использовались под жильё. В одном из храмов был устроен клуб, на первом этаже колокольни — магазин. А потом на Толге поселили исправительную колонию для малолетних преступников. И храмы, и другие монастырские сооружения постепенно разрушались. А дачники буквально разбирали стены по кирпичам.

В брошюре, изданной Толгским монастырём, можно увидеть фотографии разорённой обители. И — уже восстанавливающейся после передачи монастыря Русской Православной Церкви в 1987 году: сёстры (обитель возрождалась как женская) восстанавливают стены. Уму непостижимо, какая работа здесь была проделана! Сегодняшний Толгский монастырь сияет как райский уголок. Дух захватывает от величественного пейзажа!

На территории монастыря четыре старых храма — белокаменные, с зелёными кровлями, золотыми и зелёными куполами. Самый древний — Крестовоздвиженский, построенный в 1625 году на средства царя Михаила Феодоровича Романова. Самый декоративный — Спасский, в стиле барокко, с девятью главами. (Пятый, новый, храм во имя великомученицы Варвары был устроен в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма в 2006 году). Белая трёхъярусная звонница 80-х годов XVII века вместе с крестом достигает высоты 60 м. К концу XIX века относится часовня над местом захоронения убиенных поляками в 1609 году толгских иноков.

Перед закрытием церковной лавки мы успеваем купить иконы. И перед началом всенощного бдения оказываемся в Крестовоздвиженском храме: именно там находятся главные местные святыни — чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы и мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского.

Толгская икона вплоть до недавнего времени находилась в ярославском музее. Образ был изъят большевиками, как и другие ценности обители, и торжественно возвращён Церкви в 2003 году. Сегодня икона находится в одностолпной палате в западной части Крестовоздвиженского храма и вставлена в специальный киот с бронированным стеклом.

Подхожу к этой святыне с внутренним трепетом — сразу чувствуется, какой намоленный образ. Сколько столетий к Толгской иконе прибегали за помощью в самых разных обстоятельствах и получали просимое! В 1657 году чудотворный образ был принесен в Ярославль, более двух месяцев страдавший от засухи, и горожане от всего сердца молились о дожде. Сразу после окончания молебна пошёл сильный дождь! Дождливо было три дня. Заступничеством Божией Матери засуха прекратилась.

Здесь, на Толге, молились и простые крестьяне, и царственные особы. В начале XVI века перед чудотворным образом исцелился от болезни ног царь Иоанн Грозный. В благодарность он пожертвовал сюда богато украшенную икону Спаса Нерукотворного и повелел построить в обители первый каменный храм. В 1913 году у Толгской иконы молился Царь-страстотерпец Николай II со своим семейством. Дважды приезжала в монастырь Великая Княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

Рядом с чудотворным образом находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Здесь, в одностолпной палате, ещё много почитаемых икон. Есть также святыни из Иерусалима. Помолившись перед ними, мы спешим в среднюю часть храма: скоро начнётся всенощное бдение.

Справа, за клиросом, в раке под нарядной позлащённой сенью почивают святые мощи епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова), подвижника, аскета, покровителя современного монашества. Мыслителя и духовного писателя, автора  «Аскетических опытов», «Отечника», «Приношения современному монашеству» и других трудов, на которых воспитывалось не одно поколение православных христиан. А ещё и врачевателя: уже будучи на покое, епископ лечил больных гомеопатией.

Святитель Игнатий был похоронен в Николо-Бабаевском монастыре (ныне это Ярославская область), где провёл последние годы жизни. Когда в 1988 году были обретены его святые мощи, Николо-Бабаевская обитель ещё не была передана Русской Православной Церкви. Поэтому решено было отдать мощи в соседний Толгский монастырь. Кстати, здесь, на Толге, святитель при жизни побывал однажды — в 1862 году. 

Кроме раки с мощами епископа Игнатия, в средней части Крестовоздвиженского храма находится множество святынь. Иконы и ковчеги с частицами мощей — от самых известных святых (святителя Николая чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, святой блаженной Матроны Московской) до мало известных в России (например, кипрских святых). А в одном из мощевиков я увидела часть земли с могилы почитаемого мною святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В день нашего пребывания на Толге праздновалась память другого евангелиста — апостола Матфея, и к частице его мощей тоже можно было приложиться здесь, в храме. А у солеи я обнаружила тот самый Толгский образ (список с чудотворного), который пребывал у нас в Москве.

Начинается всенощное бдение. Сёстры собрались на службу. Пение строгое, монашеское, настраивающее на углублённую, сосредоточенную молитву. Как хорошо здесь молиться! Уходить очень не хочется, но стоять до конца мы не можем: будет уже поздно, а обратный путь неблизкий.

Выходим из храма. В будний день вечером на территории обители пустынно, паломников почти нет, а сёстры, в основном, в храме. Ещё есть время полюбоваться прекрасным пейзажем. Ели, зеленеющие берёзы. Аллейки с изящными чёрными коваными оградами. На большом пруду плавают чёрные лебеди. Летают чайки. Я замечаю чайку и на цветочной клумбе. Какая чудесная скульптура! Но чайка, оказалось, живая: сидит и отдыхает в тишине.

Вдалеке, за забором, можно разглядеть хвойные деревья. Это знаменитая кедровая роща: в конце XVI века братия монастыря закупила саженцы кедра сибирской породы и высадила их на том месте, где после большого пожара целой и невредимой была обретена чудотворная Толгская икона. Над одной из дверей храма мы заметили сень с маленькой скульптурой летящего ангела. Всё здесь, в обители, выполнено тонко, изящно, благоговейно. И всё настраивает на душевную сосредоточенность и тихую молитву. Это особое ощущение мне проще передать в поэтической форме:


                Пусть мирские останутся битвы
                За большой монастырской стеной.
                Призывает обитель к  молитве,
                Чтобы в сердце вселился покой.

                Здесь и легче, и глубже, и тоньше
                Собеседует с Небом душа.
                И под сению кедровой рощи
                Жить решает, лишь Богом дыша*.


Очень холодно. С Волги дует сильный, пронизывающий ветер. Но душа здесь, в удивительном уголке земли, обретает какую-то таинственную сосредоточенность. Ах, как бы не расплескать это чувство, покидая монастырь!

Пора уходить. Что же — прощай, Толга? Нет! Спустя два месяца после поездки, когда я пишу эти строки, я отчётливо понимаю, что Толга маленькой священной частичкой осталась в моём сердце.
-----------------------------------
*Стихи автора


                (продолжение следует)