Мелодия лирической прозы
Творчество Нины Пантелеевны Козловой достаточно широко известно. Её талант проявился, прежде всего, в жанре небольшого лирического рассказа, в котором писательница обрела собственное творческое лицо, свой почерк, который уже ни с кем не перепутаешь и едва ли забудешь…
Новую книгу Нина Пантелеевна назвала по одному из своих рассказов – «Росинка на ладони».
Вначале я удивилась, что книга была так названа, так как, на мой взгляд, интереснее и цельнее был другой рассказ – «Дуб и колодчик».
Но, разложив перед собою все рассказы, я вдруг убедилась, что, как алмаз, засияла эта «Росинка на ладони» и лучики от него протянулись и побежали к другим рассказам, и по-другому раскрылся их смысл для меня. Вот каков удивительный замысел писательницы. Так я поняла, что она права.
Этот рассказ, как некий символический скрипичный ключ оркестра приоткрыл для меня удивительную дверь в тайну мелодии лирической прозы Нины Пантелеевны Козловой…
Прежде всего, это рассказ о первой любви, о чувстве, прекрасном и свежем, как летнее утро, главная мысль его – напомнить людям, что человек родился для добра и счастья.
Недаром главный герой одноимённого рассказа говорит любимой: «Ты была как капля росы на траве в ясное летнее утро…
Я увидел на молодом листе одуванчика каплю росы. Она так сияла, что казалась маленьким солнцем. Я хотел снять эту каплю на свою ладонь, чтобы получше рассмотреть, но едва прикоснулся к листу, как она скатилась на землю, и только чуть заметный след остался от неё»…
Любая мелочь, даже самая незначительная деталь обретает здесь новый смысл и влечёт за собою цепь раздумий и ассоциаций: герой понимает в конце рассказа, что «у него похитили самое дорогое, что у него было…
А, может, он просто это потерял, не удержал. Как в тот летний день не удержал скатившуюся с листа росинку».
Вот она – тончайшая вязь душевных движений, музыка чувств, которые так обрываются внезапно и почти трагично.
Есть в новой книге и автобиографические рассказы о детстве, которое уходит, оставляя в памяти утреннюю свежесть – незабываемо нежный след в душе.
Хочется не раз пройти по «Тропинкам памяти» (первому разделу книги), и, по моему глубокому убеждению, каждый, чьё детство пришлось на 60-е и даже на 70-е годы прикоснётся к чуду, узнав в них и своё детство, себя и свои переживания…
И вот, наконец, передо мною рассказ уже так полюбившийся мне – «Дуб и колодчик». Автор, вспоминая рассказ бабушки о Дубе и «колодчике», удивляется, как долго он живёт. Бабушке было 96 лет, и, сколько помнила себя, дуб всегда был такой огромный…
«Сразу от Дуба шёл спуск в овраг. Там, под Дубом, бил источник с чудеснейшей ключевою водой. Одет был этот источник в деревянный сруб, а сверху закрывался крышкой, как обычный деревенский колодец. Все этот источник называли – «колодчик»…
Шли годы …
Многое изменилось и в жизни героини: уехала в город. Тяжело было узнать, что «чужаки» сожгли Дуб:
«Дуба нет, и источника не стало. Это он, Дуб, своими мощными корнями засасывал воду из глубины земли…
Видишь, деревня-то вымирает. Совсем не осталось коренных жителей. Всё больше – дачники, а они ни про Дуб, ни про колодчик ничего не знают… и не узнают, чужие они…
Дуб, деревня, колодчик… Стоило одному звену порваться, как порвалась вся цепь. И ведь ничего не исправишь»…
Гибнут деревни, уходят в прошлое люди. А какой она будет новая жизнь без колодчика и без Дуба?
Связь вещей и человеческих судеб представляется нам в свете наибольшего обобщения…
Да, жизнь не остановилась, она идёт…
Но какие всходы дало и ещё даст равнодушие? Чужие на земле и для себя-то чужие – нету святости в них, – страшно…
Но чувство жалости подступает к самому горлу так, что, кажется, нечем дышать… А. может, это вовсе и не жалость, а боль утраты и не где-то далеко, а здесь, рядом со мной, с вами…
Тяжело, когда ломаются судьбы…
«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы», – говорил Александр Сергеевич Пушкин, и эти достоинства, безусловно, здесь есть.
Каждое слово точно, кратко, искренне и правдиво. Писательницу привлекает внутренняя жизнь современного человека, живущего в непрерывно обновляющемся мире. Нина Пантелеевна стремится остановить, запечатлеть быстротекущие мгновения жизни, помогает нам вглядеться в изменчивый лик бытия и познать его подлинные ценности.
Можно увидеть за мимолётной дорожной встречей целую судьбу – «Попутчица». Женщина вспоминает, как в детстве подняла парализованную бабушку своей любовью, жалостью и заботой о ней.
Некоторые рассказы хочется назвать психологическими этюдами, проникновением во внутренний мир человека – «Картина», «Лунная соната», «Голубка», «Оконченная симфония зимней метели», а последний из перечисленных рассказов особенно драматичен.
Есть в этой книге и весёлая шутка, и острая насмешка – в рассказах «Частушечница», «Рождественский подарок», «История одного ковра или до первой звезды»
Говоря о рассказе «Рождественский подарок», хочется добавить, что героиня великолепно выписана. Может быть, и читателям, как и мне, захочется спросить, есть ли прототип Лобанихи, а если есть, то жива ли она, узнать о её дальнейшей судьбе. Такой русский сильный характер можно было встретить и в годы Великой Отечественной войны и потом, позднее…
В этом рассказе Нина Пантелеевна использует уместное вкрапление одного стиля в другой, соединение «высоких» (торжественных) и «низких» (разговорных, грубоватых) слов. Такой эффектный приём создания художественной выразительности в рассказах «Рождественский подарок» и «Частушечница».
Анализируя прозу Нины Пантелеевны, я прихожу к выводу, что в ней присутствует недосказанность, какая-то тайна, и это делает её более интересной.
Рассказы «Ромашковое море», «Летняя песня», на мой взгляд, наиболее романтические и наполнены особым светом, так как в них встречи с новым детством, причём с детским творческим восприятием природы, осознанием неразрывности с нею человека, а, значит себя…
Четвёртый раздел – это благодарность её поэту, человеку, руководителю литературного объединения многие годы, нашему учителю. Светлая ему память!..
В последний раздел вошли стихи разных лет. Они, как маленькие рассказы, привлекают к себе наше внимание, дополняют наше восприятие книги.
В каждом из этих стихотворений – сюжеты для таких же лирических рассказов, какие были названы ранее, добрых и смешных, грустных и драматических, ироничных и не очень. В каждом из них, на мой взгляд, словно сияет капелька росинки, – сама жизнь…
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что в кровной связи, в неразрывности со стремлением познать природу, общество, себя, дойти до основы, до самой сути, и находится мастерство и творческая эволюция писательницы – творчество мысли и сердца.
Человек не просто родился для добра, он должен созидать, делать добро людям. Быть может, он тогда сохранит эту доверчивую открытость и свежесть чувств, как герои рассказа «Росинка на ладони».
Сергиев Посад