Рецензия на кн. Н. П. Козловой. Росинка на ладони

Тома Александрова
Мелодия лирической прозы

          Творчество Нины Пантелеевны Козловой достаточно широко известно. Её талант проявился, прежде всего, в жанре небольшого лирического рассказа, в котором писательница обрела собственное творческое лицо, свой почерк, который уже ни с кем не перепутаешь и едва ли забудешь…
                Новую книгу Нина Пантелеевна назвала по одному из своих рассказов – «Росинка на ладони».
           Вначале я удивилась, что книга была так названа, так как, на мой взгляд, интереснее и цельнее был другой рассказ – «Дуб и колодчик».
                Но, разложив перед собою все рассказы, я вдруг убедилась, что,  как алмаз, засияла эта «Росинка на ладони» и лучики от него протянулись и побежали к другим рассказам, и по-другому  раскрылся их  смысл для меня. Вот каков удивительный замысел писательницы. Так я поняла, что она права.
              Этот рассказ, как некий символический скрипичный ключ оркестра приоткрыл для меня удивительную дверь в тайну  мелодии лирической прозы Нины Пантелеевны Козловой… 
          Прежде всего, это рассказ о первой любви, о чувстве, прекрасном и свежем, как летнее утро, главная мысль его – напомнить людям, что человек родился для добра и счастья.
          Недаром главный герой одноимённого рассказа говорит любимой: «Ты была как капля росы на траве в ясное летнее утро…
         Я увидел на молодом листе одуванчика каплю росы. Она так сияла, что казалась маленьким солнцем. Я хотел снять эту каплю на свою ладонь, чтобы получше рассмотреть, но едва прикоснулся к листу, как она скатилась на землю, и только чуть заметный след остался от неё»…
      Любая мелочь,   даже самая  незначительная деталь обретает здесь новый смысл и влечёт за собою цепь раздумий и ассоциаций: герой понимает в конце рассказа, что «у него похитили самое дорогое, что у него было…
        А, может, он просто это потерял, не удержал. Как в тот летний день не удержал скатившуюся с листа росинку».
          Вот она – тончайшая вязь душевных движений, музыка чувств, которые так обрываются внезапно и почти трагично.
          Есть в новой книге и  автобиографические рассказы о детстве, которое уходит, оставляя в памяти утреннюю свежесть – незабываемо нежный след в душе.
         Хочется не раз пройти по «Тропинкам памяти» (первому разделу книги), и, по моему глубокому убеждению, каждый, чьё детство пришлось на 60-е и даже на 70-е годы прикоснётся к чуду, узнав в них и своё детство, себя и свои переживания…
        И вот, наконец, передо мною рассказ уже так полюбившийся мне –  «Дуб и колодчик». Автор,  вспоминая рассказ бабушки о Дубе и «колодчике», удивляется, как долго он живёт. Бабушке было 96 лет, и, сколько помнила себя, дуб всегда был такой огромный…
       «Сразу от Дуба шёл спуск в овраг. Там, под Дубом, бил источник с чудеснейшей ключевою водой. Одет был этот источник в деревянный сруб, а сверху закрывался крышкой, как обычный деревенский колодец. Все этот источник называли – «колодчик»…
        Шли годы …
        Многое изменилось и в жизни героини: уехала в город. Тяжело было узнать, что «чужаки» сожгли Дуб:
         «Дуба нет, и источника не стало. Это он, Дуб, своими мощными корнями засасывал воду из глубины земли…
          Видишь, деревня-то вымирает. Совсем не осталось коренных жителей. Всё больше –  дачники, а они ни про Дуб, ни про колодчик ничего не знают… и не узнают, чужие они…
          Дуб, деревня, колодчик…  Стоило одному звену порваться, как порвалась вся цепь. И ведь ничего не исправишь»…
           Гибнут деревни, уходят в прошлое люди. А какой она будет новая жизнь без колодчика и без Дуба?
         Связь вещей и человеческих судеб представляется нам в свете наибольшего обобщения…
            Да, жизнь не остановилась, она идёт…
            Но какие всходы дало и ещё даст равнодушие?  Чужие на земле и для себя-то чужие – нету святости в них, – страшно…
           Но чувство жалости подступает к самому горлу так, что, кажется, нечем дышать… А. может, это вовсе  и не жалость, а боль утраты и не где-то далеко, а здесь, рядом со мной, с вами…
Тяжело, когда ломаются судьбы…
              «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы», – говорил Александр Сергеевич Пушкин, и эти достоинства, безусловно, здесь есть.
              Каждое слово точно, кратко, искренне и правдиво. Писательницу привлекает внутренняя жизнь современного человека, живущего в непрерывно обновляющемся мире. Нина Пантелеевна стремится остановить, запечатлеть быстротекущие мгновения жизни, помогает нам вглядеться в изменчивый лик бытия и познать его подлинные ценности.
            Можно увидеть за мимолётной дорожной встречей целую судьбу – «Попутчица». Женщина вспоминает, как в детстве подняла парализованную бабушку своей любовью, жалостью и заботой о ней.
                Некоторые рассказы хочется назвать психологическими этюдами, проникновением во внутренний мир человека – «Картина», «Лунная соната», «Голубка»,  «Оконченная симфония зимней метели», а последний из перечисленных рассказов особенно драматичен.
Есть в этой книге и весёлая шутка, и острая насмешка –  в рассказах «Частушечница», «Рождественский подарок», «История одного ковра или до первой звезды»
        Говоря о рассказе «Рождественский подарок», хочется добавить, что героиня великолепно выписана. Может быть, и читателям, как и мне, захочется спросить, есть ли прототип Лобанихи, а если есть, то жива ли она, узнать о её дальнейшей судьбе.  Такой русский сильный характер можно было встретить и в годы  Великой Отечественной войны и потом, позднее…
         В этом рассказе Нина Пантелеевна использует уместное вкрапление одного стиля в другой, соединение «высоких» (торжественных) и  «низких» (разговорных, грубоватых) слов. Такой эффектный приём создания художественной выразительности в рассказах  «Рождественский подарок»  и  «Частушечница».
            Анализируя прозу Нины Пантелеевны, я прихожу к выводу, что  в ней присутствует недосказанность, какая-то тайна, и  это делает её более интересной.   
           Рассказы «Ромашковое море», «Летняя песня», на мой взгляд, наиболее романтические и наполнены особым светом, так как в них встречи с новым детством, причём с  детским творческим восприятием природы, осознанием неразрывности с нею человека, а, значит себя…
                Четвёртый раздел – это благодарность её поэту, человеку, руководителю литературного объединения многие годы, нашему учителю.     Светлая ему память!..
            В последний раздел вошли стихи разных лет. Они, как маленькие рассказы, привлекают к себе наше внимание, дополняют наше восприятие книги.
                В каждом из этих стихотворений – сюжеты  для таких же лирических рассказов, какие были названы ранее,   добрых и смешных, грустных и драматических, ироничных  и не очень.  В каждом из них, на мой взгляд,  словно сияет капелька росинки, –  сама жизнь…
            Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что в кровной связи, в неразрывности со стремлением познать природу, общество, себя, дойти до основы, до самой сути,  и находится мастерство и творческая эволюция писательницы – творчество мысли и сердца.
             Человек не просто родился для добра, он должен созидать, делать добро людям. Быть может, он тогда сохранит эту доверчивую открытость и свежесть чувств, как герои рассказа «Росинка на ладони».
            

               
                Сергиев Посад