Бердяев и Дранг нах Вест

Юрий Прокуратов
БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874 – 1948), русский философ.

Бердяев родился в Киеве, а умер в Париже, но он русский философ-странник,  - странствовал от Киева до Парижа.

Тороплюсь выставить этот бердяевский текст до начала Третьей мировой войны.

 Не могу сказать, что Бердяев в приведенных извлечениях оригинален, и что идея про народ богоносец и про Москву – «Третий Рим» не навязла в зубах, тем не менее и эта навязшая идея пользуется сейчас большим спросом.

Прозвище Бердяев, по одной из версий, происходит от слова «бердяй». Одна из трактовок значения этого слова – «трусливый человек»

* * *

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ  «ДУШИ РОССИИ» БЕРДЯЕВА

Россия иногда представляется буйволом,
съевшим с травою ядовитое насекомое.
                В. Розанов «Смертное»

* * *

Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании.

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире.

Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами.

С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России.

Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком.

На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада.
Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности.

Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовном мировом концерте.

Уже можно предвидеть, что в результате этой войны Россия в такой же мере станет окончательно Европой, в какой Европа признает духовное влияние России на свою внутреннюю жизнь.

Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества.

Россия непостижима для ума.

Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти.

Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ.

Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина.

Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте.

В русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни.

Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива.

Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля.

Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства.

Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство.

Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории. Эта миссия России выявляется в нынешнюю войну. Россия не имеет корыстных стремлений.

Россия - самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель.

Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение.

Русское национальное самомнение всегда выражается в том, что Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственной христианской страной в мире.

Россия - фантастическая страна духовного опьянения, страна хлыстов, самосожигателей, духоборов, страна Кондратия Селиванова и Григория Распутина, страна самозванцев и пугачевщины.

В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома.

Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами.

Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления.

Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворенность ничем временным, относительным и условным. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого "мира", из этой земли…

Славянский бунт - пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам.

Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей…

Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности.

Россия не любит красоты, боится красоты…

Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.

Кажется, что Россия обречена на рабство и что нет выхода для нее к свободной жизни.

Можно подумать, что личность не проснулась… в России…

Россия все еще остается страной безличного коллектива.

Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе. Отсюда вечная зависимость от инородного.

Все мужественное, освобождающее и оформляющее было в России как бы не русским, заграничным, западноевропейским, французским или немецким или греческим в старину.

Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя личность.

Возвращение к собственной почве, к своей национальной стихии так легко принимает в России характер порабощенности, приводит к бездвижности, обращается в реакцию.

Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый, а немец-чиновник и владеет ею.

В жизни духа владеют ею: то Маркс, то Кант, то…

Я хочу верить, что нынешняя мировая война выведет Россию из этого безвыходного круга, пробудит в ней мужественный дух, покажет миру мужественный лик России, установит внутренне должное отношение европейского востока и европейского запада.

Россия осознала себя, стряхнула с себя пассивность, разбудила в себе мужественные силы и почувствовала себя призванной к великим делам в мире.

В этой великой, поистине мировой брани Россия не может не осознать себя. Но самосознание ее должно быть и ее самоочищением.

Таинственная страна противоречий, Россия таила в себе пророческий дух и предчувствие новой жизни и новых откровений.

Война может принести России великие блага, не материальные только, но и духовные блага. Она пробуждает глубокое чувство народного, национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду…
выявляет лик России, кует мужественный дух.

Война изобличает ложь жизни, сбрасывает покровы, свергает фальшивые святыни. Она - великая проявительница.

Истинным возрождением России может быть лишь радикальное освобождение от всякого плена, от всякой подавленности и порабощенности внешнему, внеположному, инородному, т. е. раскрытие в себе внутренней мужественности, внутреннего света, духа царственного и творящего.

Война должна освободить нас, русских, от рабского и подчиненного отношения к Германии, от нездорового, надрывного отношения к Западной Европе, как к чему-то далекому и внешнему, предмету то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и страха.

Мировая война жизненно подводит нас к проблеме русского мессианизма.

Мессианское сознание есть сознание избранного народа Божьего, народа, в котором должен явиться Мессия и через который должен быть мир спасен.

Богоизбранный народ - мессия среди народов, единственный народ с мессианским призванием и предназначением. Все другие народы - низшие народы, не избранные, народы с обыкновенной, не мистической судьбой.

Славянская раса, во главе которой стоит Россия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественный дух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, уже склоняющимся к упадку; это - раса будущего.

В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней.

Для русского мессианизма нужен мужественный дух, - без него опять и опять будет провал в эту пленительную и затягивающую первородную стихию русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.

Мировая война должна преодолеть существование России, как исключительного Востока, и Европы, как исключительного Запада. Человечество выйдет из этих ограничений. Россия выйдет в мировую жизнь определяющей силой.

Русская апокалиптическая настроенность имеет сильный уклон к пассивности, к выжидательности, к женственности. В этом сказывается характерная особенность русского духа.

Слишком ясно, что Россия не призвана к благополучию, к телесному и духовному благоустройству.

Русская жажда абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству в относительном и среднем и русская жажда абсолютной любви - к вражде и ненависти.

Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всем относительном и среднем.

Русские легко отдают все относительное и среднее во власть царства дьявола. Черта эта очень национально-русская.

Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной свободы.

Русские постоянно находятся в рабстве в среднем и в относительном и оправдывают это тем, что в окончательном и абсолютном они свободны.

Святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную. Россия как бы всегда хотела лишь ангельского и зверского и недостаточно раскрывала в себе человеческое.

Ангельская святость и зверская низость - вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам.

Россия духа может быть раскрыта лишь путем мужественной жертвы жизнью в животной теплоте коллективной родовой плоти.

Тайна России может быть разгадана лишь освобождением ее от искажающего рабства у темных стихий.

В очистительном огне мирового пожара многое сгорит, истлеют ветхие материальные одежды мира и человека. И тогда возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа.

Есть тайна особенной судьбы в том, что Россия с ее аскетической душой должна быть великой и могущественной.

Русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий "мира" и того, что в "мире", но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.

Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном.

Пророчественная русская душа чувствует себя пронизанной мистическими токами. В народной жизни это принимает форму ужаса от ожидания антихриста.

Русская стихия требует оформляющего и светоносящего логоса.

* * *

Русский «мечтатель» и существует для разговоров. Для чего же он существует. Не для дела же?
                В. Розанов «Опавшие листья». Короб 1