Письма из Сирии часть 20

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ


День добрый!

Наша учительница Хадиджа проживала в самом центре Дамаска, и в том здании, прямо перед её квартирой, пустовали апартаменты.  Владелец дома недавно нашёл нового арендатора на это жильё.   Новый хозяин скоренько установил  камеры наблюдения на входе в его квартиру и даже на входную дверь в дом. Одна из этих камер была направлена на дверь квартиры  Хадиджи. Что очень не понравилось всегда консервативному мужу той.  Поэтому супруг  просил  владельца передать новому жильцу, которого он никогда не мог застать дома, что следует  изменить ориентацию этой камеры. Тем не менее, никто ничего не стал делать. Мужчина злился, что никто не стал считаться с его мнением.  Он еще раз напомнил о своей просьбе владельцу: "Скажите вашему арендатору, что если он не сделает то, о чём я попросил - я испорчу его камеру."

Муж Хадиджи не мог себе даже представить, как дорого ему будет стоить этот конфликт. Не имея представления, кто его новый сосед. А это был религиозный проповедник,  постоянный гость  государственных каналов телевидения. Им  издались фетвы, разрешающие убивать и рассматривать демонстрантов и революционеров, как преступников. Он оправдывал зверства власти, которая действовала подобным образом в связи с   угрозой "вооруженных банд". Соответственно камеры и вооруженная охрана, которая сопровождала его, обеспечивали его безопасность. Однако именно этого шлейфа неприкасаемости не заметил муж коллеги, когда всё ж таки высказался по-соседки новому жильцу:  "лучше не злите меня." С этими словами он развернулся на каблуках.

Человек считал, что защитил свою частную жизнь. Как было понимать то, что через несколько часов, службы безопасности стучали в дверь квартиры Хадиджи. Им требовался муж женщины для допроса. Однако тот успел улизнуть из дома.  Его же семья пыталась понять, что происходит. Имея доступ к самым высоким уровням разведки, выяснили, что заявителем был ни кто иной, как новый арендатор.

В своей жалобе, проповедник заявлял, что его сосед напал на него и угрожал смертью, он сотрудничает со Свободной армией, помогает им добывать оружие и переправляет в безопасные места раненных бойцов на собственной машине ... Разумеется, это был бред. Муж Хадиджи наделён  высоким социальным статусом и известен своей честностью, посему многие деятели вмешались, чтобы разрешить проблему. Наконец, "заявитель" отозвала свою жалобу. Но он не отказался от плана мести своим соседям. С помощью связей  в органах безопасности он попросил своих друзей оттуда заказать у  министра образования увольнение учителя, жены его соседа. Что и было сделано. Министр, который пытался выяснить, что это всё значит, получил от  сотрудник службы безопасности простой ответ: "Эта семья врагов власти.  И она не заслуживает жить за счет государства"!

Когда наш школьный коллега, который принес нам эту новость уже закончил свой рассказ, кто-то  из нас воскликнул: "Боже мой! У меня озноб по спине ... Это означает, что мы не можем даже  открытый рот. Потому что оставят без работы - иди попрошайничай. "  Другая пошла ещё дальше: "На данный момент, службы безопасности проглотят  все, что написано в пасквилях". И добавила: "Если бы я захотела  вам неприятностей - то осведомила бы  спецслужбы и ВВС. Поверьте мне.  Пока мухабарат провел бы свое расследование и обнаружил, что мой донос фикция, вас бы уже закопали на шесть футов в глубину." Мы все засмеялись. Но смех был желчным.  Каждая затем вернулся к своей работе.

Вчера глава партии Баас в школе проводил ту же мысль во время информационного часа. В заключение он приложил  руку ко рту в жесте, который означал "Достаточно одного  слова"!



======

8 марта 2013

Дорогой друг, здравствуй.

Две недели назад  огромный взрыв потряс район Мазра в Дамаске. И не смотря на то, что акция произошла достаточно далеко от нашей школы, здании крепко встряхнуло: посыпались стекла из окон, послетали с петель двери.  Требовалось успокоить панику, охватившую учащихся, и справиться с ужасом родителей, бросившихся в школу, узнавать о судьбе своих  детей ...

Этот момент общего перепуга  размыт в моей памяти. На мгновение я перестала понимать: кто я и где я.  Лишь мои ученики целиком поглощали мой  разум. Я пробежала четыре пролета парадной школьной лестницы, полностью засыпанных  битым стеклом, я мчалась к тому месту, где, как понимала, произошел взрыв. Когда я оказалась там, то все ученики были в слезах. Впечатляющий хор гармоничных слез ... все плакали. И все они были в эту минуту моими детьми. Не помню, как я распределила на них свои поцелуи, как старалась обнять каждого: "Все будет хорошо! Успокойтесь -  милые, достаточно, что я здесь" ... девушка не могла утихомириться,  продолжая кричать и плакать: "Многие  люди должны был погибнуть! Многие люди должны были погибнуть! " А я не находила слов,  чтобы ответить ...

Из окна я рассмотрела поднимавшийся ввысь шлейф плотного черного дыма.  Когда я спустилась вниз, мои глаза столкнулись с взглядами  матерей, полными слез.  Они останавливались на  лицах отцов, совершенно бледных и бескровных.

И теперь ещё, спустя две недели после этого ужаса, многие ученики не имеют сил начать ходить сюда на занятия.   Люди постоянно повторяю эту странную поговорку: "Право на жизнь превалирует над правом получить образование."


Кафр Нюбюль оккупирован  акцией молчаливого протеста.