Письма из Сирии часть 19 окончание

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ


5 февраля 2013

Добрый вечер.

Есть в квартале Баса в центре Дамаска рынок бывшей в эксплуатации мебели. Его именуют "воровской базар (сук)". Я ежедневно по дорогое на работу прохожу мимо. Он стал особенно бросаться  в глаза после закрытия большинства основных проспектов в центре города, и раз ужасаюсь невероятной  экспансии этого базара на город.  Похоже, раковая опухоль развивается в самом центре столицы.

Вчера, проходя как обычно вдоль его рядов, заметила  женщину лет шестидесяти, сидевшую на тротуаре перед большим количеством мебели. Она так плакала, что привлекла внимание многих прохожих. Я подошла к ней -  не мог не спросить: "Извините ... Почему вы плачете, чем могу вам помочь? " Даже не повернув в мою сторону голову, женщина указала на набор черной  мебели. Гарнитур был практически новёхонький, что и отражалось на его стоимости. Но сказала она, поднимая голос,  не то, что я думала услышать: " Эта мебель... она моя."

Таким образом,  сирийцы прошли ускоренные бизнес-курсы. Одни воруют с  оружием в руках в районах, где отсутствует государственная власть. Другие устраиваются  дилерами на  "базарах воров". А третьи покупают ворованное. Беженцы таким образом обустраивают свои новые дома.  Такой же базар есть в Хомсе. Однако там она называется  "суннитским базаром", потому что перкупщики торгуют тем, что украдено в суннитских районах города. В дамаском районе Сомарие также есть также рынок краденого. Мне даже знаком человек, который скупил на нем всю свою личную мебель  за пятьдесят тысяч сирийских фунтов. Рассказывают про одного  стоматолога, тоже перекупившего на таком блошином базаре купил его собственное  оборудование, даже не предъявив претензий, опасаясь, что те кто его похитил, в случае скандала сорвут сделку.

Сирийцы подобным же образом освоили и рынок недвижимости. Так как многие покинули страну, затерроризированные происходящими событиями, то брошенные прежними владельцами  дома, особенно если находятся в  лояльных областях -  становятся трофеями. Один из моих друзей живет в Дахият Аль-Асад. Это преданный власти пригород столицы. Его соседка была женой противника режима, и когда она осталась одна, то через несколько месяцев к ней в дом нагрянул какой-то офицер, взломал замки и выдворил ту из её дома, который заселил, как ни в чём не бывало.  Никто из соседей  не осмелился открыть рот. Уже и  не говорю о тех, кто открыто приветствовал это "коварный вариант", боясь  потерять свое имущество. Мой друг попытался спросить:  как, почему и по какому праву захвачен  дом этой женщины. Офицер заставил его замолчать простой фразой: «Береги лучше собственного  сына, потому что у тебя кроме него ничего нет ..."

Одна из семей моих друзей, глава которой - алавит,  жила в суннитском районе Хомса. Их вынудили покинуть  дом совместными угрозами, как со стороны членов его семьи, которые не могли потерпеть соседства кого-то из них с противниками Асада, так и фанатичные антагонисты алавитов ... Тогда эта семья переехала в Дамаск, чтобы осесть с детьми здесь. Удалось найти дом. Но прежде чем покинуть Хомс, они предали бывший дом в аренду одной  суннитской семье. Подруга говорит, что уже через пару месяцев арендаторы перестали отвечать на их телефонные звонки. И эта семья теперь боится, что им уже никогда не придется вернуться в настоящий свой дом, потому что ненависть, которая пропагандировалась среди соседей  в течение последних двух лет, кажется, поселились там на многие  десятилетия.

Сирийцы "разменялись" на насилие, ненависть и смерть. Бартером стали  любовь, сострадание, кров и дома. Они "обменялись" одеялами, одеждой и едой. Единственное общее у них:  страх, ужас и смерть. Эта триада не делает различий между нами. В большинстве случаев, смерть происходит в мгновение ока. У неё нет времени выслушивать ваши заявления о том, что вы и кто вы ...



===

7 февраля 2013

Добрый вечер.

Младшая дочь взволнована целый вечер, она не могла меня дождаться, так ей не терпелось сообщить мне новость:  она обнаружила, что ее лучшая подруга Джуди - "недруг" ...

- Как ты это поняла? - поинтересовалась я.

- Мы говорили о сотовых телефонах. Я сказал ей: "Когда я вырасту, то куплю мобильник Гелакси, который стоит  25 000 фунтов.". Она ответила: "Да ... Но давайте уже покончим с этим президентом ..."

Дочка продолжала:

- Мама ... Джуди рассказала мне о девушке из своих  соседей. Она уверяла, что родители обманывают свою дочку.  Они говорят ей, что её отец отправился в Блюдан, ремонтировать пострадавший во время бомбежки их дом ... Но это не так ... Это печально, мама ... она не знает, "что взяли ".

- Кто взял?

- И это ты у меня  спрашиваешь? 

Дочь говорила с неожиданной  страстью. Напомню, ей всего десять:

- Это Мухабарат, разумеется -  взял его!

- Хочешь сказать - он арестован?

- Да! Что тут, в конце концов, не ясно?

Потом  добавила:

- Я убеждала Джуди, что  он непременно выйдет, как вышел мой  папа, и мой дядя, и Хинд, и ... но ... Вы знаете, эта девочка так любит своего отца. Буду каждый день ходить к ней: надо её отвлечь. Но почему ты так смотришь, мам: я говорю что-то не то?

Она несколько раз переспросила. На личике нарисовалось чувство внезапного ужаса.  Точно такое же чувство заполнило моё сердце - я также боролся с собственным страхом.

Заключенные ... Это комок в горле, клеймо на лбу нашего времени. Я думала об этой маленькой девочке, которой на вопрос: где её отец, её мать солгала ей. Как долго она может скрывать правду? И что будет, если он не вернется?

Айям Газуль не вернулся. Он умер под пытками ... Так много людей не возвращаются ... Если же  они приходят назад инвалидами  или умственно отсталыми .... часто в виде трупов. Мне знакома семья одного молодого человека. Парню  было двадцать четыре года, как Айяму. Четыре года назад, его сестра пожертвовала ему свою почку для пересадки. Когда его заключили под стражу, первое над чем они надругались - была та самая почка его сестры.  Потом  они послали труп его семье, запретив им организовать похороны ... Тысячи историй о замученных заключенных.

Кто-то из прошедших тюремный арест и выпущенный  в прошлом месяце рассказывал  нам, что один из худших методов пыток, которые отрабатывают на женщинах  в настоящее время: это заставить наблюдать за издевательствами на мужьями.  "Их приводя в пыточные камеры, ставят напротив мужчин, которые висят по нескольку на крюках поднятыми за руки и ноги.  Мучники стонут от боли и просят освободить их хотя бы на мгновение.  Тогда на тела обрушивается дождь ударов и оскорблений, которые должна видеть женщина.  Это худшая форма пытки, самая чудовищная ".

Возвращаясь к вопросу  моей дочери: что случится, как  вы думаете,  если отец нашей маленькой соседки не вернется?


Качели (Мана Нестани)