На городском озере

Юрий Анников 2
Наше озеро - приличный водоём, расположенный почти в центре города!
Достаточно пройти мимо и увидеть водную гладь, как в душу человека, уставшую от будничной суеты, приходит покой и умиротворение.

Озеро разделёно на две части. На западной – небольшой городской пляж. На восточной – красуется ледовый дворец. Между ними обустроили городской парк с аттракционами.
Пожилых людей аттракционы и острые ощущения - мало интересуют. Другое дело, само озеро, деревья, возможность соприкоснуться с матерью-природой… Для горожан это благостная возможность расслабления после деловых забот.

Любители рыбаки ищут укромные береговые заросли, чтобы хоть на пару часов погрузить свои души в несуетную благословенную тишину. И даже неистовое кваканье лягушек почему-то не раздражает, а всего лишь наполняет окружение естественным живым гулом. Да, живым! Приходилось ли вам удивляться резкому, как по команде, прекращению звона цикад? Будто в этом звенящем хоре лидер стаи нажимал на выключатель! А потом по команде снова включал. Впрочем, такой же принцип единоначалия проявляется и в поведении стаи рыб.

Итак. Чистый воздух, прохлада, могучие береговые деревья, камыш, чилим (водяной орех), ну и, конечно, птицы. И водоплавающие, и бегающие по листьям чилима кулики. Даже лебеди соглашаются украсить водоём своим присутствием. Глаза завораживает их величие, белоснежность оперения. А души в который раз вспоминают об исчезающей среди людей супружеской верности. Не связана ли и традиция белоснежного одеяния невест с устремлённостью их душ к моногамии?

Гуляя по берегам озера, мы с интересом присматривались и к жизни простых серых уточек. Она тоже интересна! Было бы желание замечать и всматриваться.
Растущим утятам, кроме пищи основной, озёрной – наверно, требуется и обычная береговая травка, и улитки, и другая живность, обитающая на суше.

Вот и в этот раз на привычном месте мы вновь повстречали утиный выводок.
Вдоль озера проходит дорога, поэтому из камышовых зарослей к обычной травке утятам приходится шлёпать ножками по заасфальтированной дороге.
Маме-утке спокойнее, когда малыши шныряют в прибрежных камышах: там их стихия, там они «как утки в воде»! Но, наверно, мать уверена, что и сухопутная зелень нужна её растущим ребятишкам. Как это она чувствует, нам неведомо. Во всяком случае, книги о вкусной и полезной пище для утят – я там не видел.

Итак. Утятам надо преодолеть дорогу! А уж там, в зелени обычной травы легче спрятаться. Разумеется, парадом командует мама-утка. Выждав, когда всё затихнет и успокоится, она даёт команду выходить из воды на дорогу! А сама стоит чуть в сторонке и… И что? Считает своих малышей? А ведь их там – около десятка!

Вспомним, как мы отличаем ребятишек в яслях? Там и одежонка разная и цвет волос, и голос, и росточек… Но, главное, для нас, конечно, лицо малыша.
А как различает утка своих малышей? Для нас даже люди другой расы – будто на одно лицо, и не различимы! А тут? Неужели и утята – все разные?! И в маленькой головке утки есть очень чёткий способ различия по принципу «свой - чужой»?!

Мы с женой несколько раз видели сцену перехода утят из травы в камыши и обратно. Особенно интересно было, когда они – ещё совсем маленькие – выбирались из зарослей травы на дорогу и под неусыпным надзором мамы-утки шествовали к водной глади озера. Утка всегда стояла неподвижно, вытянув шею, и будто считала своих детёнышей.
Мы останавливались, заворожённые этим неспешным действом.
Интервалы между шлёпающими в ластах утятами разные. Иной раз постороннему наблюдателю кажется – прошёл последний! Вот, вроде бы, и всё?
Но утка остаётся на своём посту. Ни крякает, ни торопит. Да, наверняка, она нервничает, но «не вслух»!
Наконец, очевидно, самый главный её шалун-неслух выскальзывает из высокой травы и вперевалочку идёт по следам своих братьев.
Вот теперь и утка идёт следом за своим выводком и «занавес» закрывается.
Когда утята уже подросли, мы имели возможность сфотографировать утиный переход дороги.

А однажды оказались свидетелями серьёзной драки двух мамаш за свои прибрежные угодья.
Сначала нам показалось, что утка отгоняет незваного селезня. Но ведь окрас перьев у него другой. А тут – обе одинаковые, да и второй выводок утят, примерно, такой же.
Так что стало ясно, что и камышовые заросли имеют свою биологическую ценность и уязвимость. На слишком маленьком участке всю растущую водную живность утята съедят до основания – и наступит голод!

Разумеется, мать-утка ничего не слышала о необходимости поддерживать экологическое равновесие между прирастающей береговой зеленью и желанием поедать её. Каким способом эти необходимые знания Жизнь помещает в её махонькую головку? Способ, которым утка отстаивает свои права, мы увидели  после того, как сфотографировали возвращение утят в прибрежные камыши.
Очевидно, пока выводок пасся в траве на суше, другая мамаша заметила освободившуюся территорию и привела своих утят. Покушайте, мол, здесь.
Утка, считающая территорию «своей», преподала пришелице жёсткий отпор! Она взлетала с воды и атаковала «незваную гостью»! Та, огорошенная резкостью защиты «своей территории», пыталась немного поспорить, но, чувствуя в ярости атаки неоспоримую справедливость, после трёх воздушных атак была вынуждена покинуть временно оккупированную территорию. (Чужих утят дерущиеся мамаши не трогали!)

Как тут не задуматься о неких негласных Правилах жизни? Например:
- А может можно временно оставленное жизненное пространство присвоить? Прикинусь дурочкой. Вдруг «номер пройдёт»?
- Что, разве нельзя? Хозяйка категорически возражает? Но силы-то у нас примерно равные? Почему бы не поскандалить?
- Почему-то у хозяйки, защищающей «свою территорию», сил больше? Придётся уйти восвояси. Ох, уж эти скандалистки! Мы же только проплывали мимо…

Вот тебе и «простота» жизни сереньких уток! Оказывается, и в ней достаточно сложностей! И какая ЕСТЕСТВЕННАЯ СИЛА руководит жизнью утки так, что не позволяет ни расслабиться, ни наесть лишнего жирку? Каждую минуту всё НАДО, НАДО… Значит, сила эта (как и у простых людей, живущих «на земле», в постоянных заботах и трудах) – называется простым, но великим словом НУЖДА! На эту тему я уже размышлял. При желании см. http://www.proza.ru/2013/09/21/688

Людям не нравится подчиняться внешнему руководству естества жизни. Всеми своими помыслами они стараются избавиться от Нужды, облегчить свою жизнь, «взять власть в свои руки». Иногда на какое-то время людям удаётся добиться облегчения. Скажем, что-то удачно купить-продать, кого-то обхитрить, а то и грубо обмануть… Ещё лучше – получить наследство… И вот она, наконец-то, сладкая жизнь! Работать не надо, галушки со сметаной сами залетают в рот… Только почему-то начинает расти живот, одолевают какие-то неведомые ранее болезни… Да и зрелища при постоянно сытом желудке нужны всё более изощрённые! Естественная красота надоедает. Возникает привередливость, требуется что-то «эдакое»!

В итоге человек отдаляется от Правил, по которым идёт простая, праведная жизнь, с постоянной работой, заботой, с детьми, с внуками, с многочисленной роднёй, с соседями…
И что? Не надо облегчать жизнь, и тогда естественные законы Нужды всё расставят по своим местам?
Нет, надо! Но «с царём в голове», ты же создан по образу и подобию Творца! Обдумывай каждый шаг не торопясь, не отказываясь от мудрых Правил предков, правил народов, добившихся порядка и благополучия в своей жизни. Но без всяких революций, криков, лозунгов, извращений… ДУМАЯ, а уже потом ДЕЛАЯ!

Всё это – стезя молодых и зрелых людей, полных сил и желания ДЕЛАТЬ. А мы – люди пожилые – вглядываемся в обычную жизнь, уже не торопясь, и стараемся додумать то, до чего внимание раньше не доходило. И поделиться знаниями жизни с молодыми. Лишь бы оставался неослабевающий интерес к жизни!

Не является ли и это Правило жизни необходимым?