Воспитание? Педагогика?

Игорь Бородаев
   Вика самая умная-разумная девочка на свете. В свои шесть лет она уже может буквы складывать и считает до ста на пальцах, палочках и даже в уме. Вика воспитанная девочка, не то что дед - его в школу не возьмут, у него вечно шестёрка выпадает при счёте, когда он с одной руки на другую переходит: пальцы перепутываются. Невоспитанный он, дед. Таким в школе не место - там надо тихо за партами сидеть и слушать, что учитель говорит.
   В тот день гости пришли, сидят за столом, кушают, разговаривают. Все соблюдают правила поведения за обедом, а этот хулиганистый дед предлагает шарик воздушный под столом лопнуть, что бы веселее было. Разве так можно себя вести!? Вика отказалась, а настырный дед продолжает безобразничать: "Давай, - говорит, - варенье у мамы украдём, залезем под кровать и будем есть  его прямо из банки, без ложки. Знаешь, где мама варенье прячет"?
   Хоть дед и невоспитанный, но без него скучно. Смешной он, весёлый. С ним можно гулять, ходить по потаённым тропкам, о которых мама не знает. По выходным можно в лес пойти, белок покормить. Только их, белок, Вике увидеть не удалось ни разу: дед говорит, что злые мальчишки с рогатками их на дальний кордон угнали. Только птички в лесу остались, но и их кормить тоже интересно.

   В этот выходной дед сказал, что мы пойдём далеко. Куда это, "далеко", выбирать было сложно:
   -Папа на севере работает -  далеко. Туда надо сначала на самолётах лететь, потом на оленях ехать, собаках, и в конце - пешком. Но мы так далеко не дойдём, поэтому пойдём на запад - сначала на автобусе, а потом - какая оказия попадётся, лошади или собаки.
   Мы посмотрели по глобусу и по карте, где папа работает, а куда следует направляться нам, собрали рюкзачок с сухим пайком и двинулись в путь с мамиными наставлениями.

   -Дед! Ты куда залез!? Нельзя по лужам ходить - мама говорила!
   -Почему нельзя? Я же прошёл и ноги не намочил - мы же с тобой в сапогах.
   -Всё равно нельзя! Лужи обходить надо!
   -Если надо через лужу пройти, значит это можно! Мама ей говорила! Свои права доказывать надо! Правду защищать. Вот смотри - после меня следы остались. Если мы заблудимся, нас по этим следам отыщут.
   -Я тоже хочу мокрые следы оставлять!
   -Да хоть два раза! Только маме не рассказывай, что мы с тобой вытворяли.

   -Надо компас купить, - сказал я. - Без компаса по лесу не пройти, заблудимся. Знаешь, как компасом пользоваться?
   -Не знаю. А что это?
   -Как часы наручные. Я тоже не знаю, но купить надо - на месте разберёмся.

   Мы покормили белок, которых не увидели и на этот раз. Почему они уходят из города? Говорят, ещё лет пять назад они лазили в открытые форточки по ветвям деревьев. Некоторые хозяева прикармливали их. Может, машин развелось? Вон они разъезжают по лесопарковым зонам, кому как вздумается. На мопедах гоняют, на квадроциклах. Белкам, им суматоха не нужна. Даже прикармливанием их не загнать в неспокойную зону.
   Мы заблудились пару раз в трёх соснах, и Вика выбирала правильный курс по компасу. Я же корректировал наше путешествие по интуиции, указывая на тропинку, которая вела, зачастую, в противоположную сторону от подсказок компаса.

   -Я устала, - заявила наконец Вика.
   -Вот и хорошо! Будем завтракать на траве! Помнишь наш пенёк у речки? Пойдём к нему? Где речка у нас? В какой стороне?
   Вика посмотрела на компас: "Там"!
   -Давай сделаем так, - в очередной раз поправил я ошибку компаса. -  Побежим вот по этой дорожке, и кто первым увидит, закричит громко: "Речка! Речка"!

   -Острова, - пытался я заинтересовать уставшую внучку. - Вот бы попасть на них! Говорят, там зайцы живут. А может, ещё кто? Надо им названия дать. Ты знаешь, как острова называют? Выбирай: "Призрачный", "Таинственный", "Необитаемый", "Остров Сокровищ"…
   -Остров Сокровищ!
   -А почему?
   -Клады искать будем.

   -У нас есть два пути, - выставил я новый выбор внучке. - Вон та проторенная дорога, по которой простые люди ходят. А вот здесь, видишь, индейская тайная тропка в кустах и траве припрятана. Здесь легче упасть, чем пройти. Мы сюда не пойдём, нам скрываться незачем. Пойдём, где все нормальные люди ходят.
   -По индейской тропе!
   -Правильно! Вот это по-нашему! Мы лёгких путей не ищем! Только маме не рассказывай, что мы с тобой в опасные авантюры пускались.
   -А где эти авантюры, дед? У речки? Мы туда опускаться будем в эти авантюры?

   Кончились те счастливые времена, когда я мог детям указывать и воспитывал их. Теперь они мне претензии выставляют. Получил я неслабый разгон от дочки, когда она узнала от Вики обо всех наших похождениях:
   -Ты мне дочку избалуешь! Тебя самого ещё воспитывать надо! Больше её не получишь!
   А ведь нам ещё обсерваторию посетить надо. Надо в другую лесопарковую зону попасть, где Берендей гномов охраняет, а деревянный медведь требует за посещение шишку к себе в корзинку положить. Может, простит меня дочка за недельку-другую?
   Помните, как Вячеслав Тихонов в "Ералаше" своему внуку пионерские заветы преподносил и учил его владению рогаткой?