Федот Тучин. Арест комкора Думенко. 1920 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Тучин Ф. С. сидит в первом ряду, слева третий. Четвертый - генерал Книга В. И. Пятый - сын Федота Тучина - Тучин Алексей Федотович. Село Сотниковское, 1935 года.
Фото из архива Ставропольского краевого музея.

***

ТУЧИН ФЕДОТ САВЕЛЬЕВИЧ.

АРЕСТ КОМАНДИРА КОННО-СВОДНОГО КОРПУСА ДУМЕНКО БОРИСА МОКЕЕВИЧА.

(ВОСПОМИНАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ АРЕСТА)

«…4 августа 1919 года, при организации 1-го Конного корпуса (Конно-сводного корпуса Думенко Бориса Мокеевича), я принял 1-ю Партизанскую кавалерийскую бригаду.

…5 января 1920 года корпус занял г. Александрово-Грушевский (Шахты), а 7 января повел наступление на г. Новочеркасск. В это время белогвардейская контрреволюция справляла религиозный праздник – Рождество.
Противник пустил на нас восемь танков, много конницы и пехоты. Но энтузиазм бойцов и командиров был настолько велик, что никакая сила и преграды не могли их удержать. В результате, конница противника позорно сбежала, танки и пехота взяты нами в плен.

В 11 часов ночи мы заняли Новочеркасск. Сразу же выпустили из тюрем политических заключенных. Часть из них пришла в наши ряды.
Буржуазия, видя перевес Красной Армии, предложила нам пировать на банкетах, отмечать праздник. Но мы их предложение не приняли и до утра не слезали с коней.

Утром бойцы разместились по квартирам. После большого похода, испытав при этом голод и холод, им требовался отдых. В каждом доме имелось много хорошего вина и закусок. Бойцы приняли участие в праздновании Рождества, многие стали спиваться. Командиры и политработники приняли решительные меры по установлению строжайшего режима, восстановили порядок в полках. Главную роль в этом сыграли член Реввоенсовета 9-й Красной Армии т. Анисимов и комиссар армии. Они приложили много энергии в борьбе со всякими нарушениями.

Нарушителями же являлись Думенко и Жлоба. Комиссар потребовал от Думенко прекращения безобразий.

В 12 часов ночи комиссар выехал из штаба корпуса. Его встретил комендант штаба корпуса Колпаков, который нанес комиссару два ранения из нагана. В последствии было установлено, что инициатива убить комиссара исходила от Думенко.
Тов. Анисимов, член ВКП(б) с 1905 года, вскоре заболел тифом и умер. Его похоронили в Новочеркасске.

26 января 1920 года 1-й Конный корпус, выполняя приказ по армии, выступил в район станицы Раздорской, где должен был переправиться через Дон. Лед был тонким. Мы настелили на него доски, вручную перекатывали по ним орудия, пулеметы, переносили боеприпасы.

Переправившись через Дон, корпус пошел к Манычу, через хутора Верхний и Нижний соленые, Балабенко и Веселый. Противник отступил, не чинил нам препятствий. У хутора Веселого 1-я и 2-я бригады намеревались переправиться через Маныч.

К этому времени противник сосредоточил крупные конные силы и на рассвете ударил по нашей группировке с трех сторон. Переправа у нас был одна, которую мы соорудили из деревянных балок и навоза. Когда бригады стали переправляться, то ненадежная переправа разрушилась. Пришлось нам отступать по тонкому льду. Лед не выдержал, все орудия и пулеметы пошли ко дну. С трудом удалось перевести лошадей на другую сторону озера.

В эту ночь (3 февраля – Г. А. Мартыненко) был зарублен комиссар корпуса В. Микеладзе. Подозрения части командиров и политработников пали на Думенко. Об этом мы немедленно сообщили в политотдел 9-й армии. Думенко в это время находился  в станице Александро-Грушевской.

Вскоре 1-й Конный корпус отошел для отдыха и пополнения боеприпасами в станицу Богаевскую.

***

АРЕСТ КОМКОРА ДУМЕНКО.

В феврале 1920 года, точную дату не помню, в 5 часов вечера в Богаевскую прибыл член Реввоенсовета 9-й армии т. Белобородов. С ним был весь полевой штаб армии.

В станице Богаевской размещались 1-я и 3-я бригады, штаб корпуса с охраной из тридцати бойцов. Штаб корпуса занимал поповское поместье, огород которого примыкал к Дону. В соседнем доме находилась комендантская команда корпуса. 2-я бригада дислоцировалась в трех километрах от станицы.

В 7 часов вечера вызвал меня Белобородов:
- Доложите о расположении полков.
Я доложил.
Потом он поинтересовался об авторитете Думенко у кавалеристов:
- В какой бригаде лучше всего относятся к командиру корпуса?
- Во второй, - ответил я.

- Это хорошо, что этой бригады нет в Богаевской, - оценил обстановку Белобородов. – Вручаю тебе, товарищ Тучин, ордер на арест Думенко. Реввоенсовет армии доверяет тебе выполнить эту операцию. Сделай ее спокойно, тихо, без шума и всяких разговоров.

Тут же я вызвал командира Таманского кавалерийского полка, отдал ему устное распоряжение:
- К 12 часам ночи выстроить полк без пулеметов у штаба бригады.

Мое распоряжение было исполнено точно и в срок. В 12 ночи кавалеристы Таманского кавполка были готовы к выполнению приказов командования.
Я приказал спешиться. Коневоды увели лошадей. В пешем порядке мы подошли к штабу корпуса, окружили его со всех сторон.
 
Вручаю ордер на арест Думенко командиру эскадрона Попову. Он и десять бойцов вошли в дом, арестовали командира корпуса Думенко, начальника штаба Абрамова, коменданта штаба корпуса Колпакова, адъютанта для особых поручений Шивкопляса.
Арест провели без всяких разговоров. Всех арестованных доставили в штаб 1-й бригады. Белобородов кратко опросил арестованных, после чего их под конвоем отправили в Шахты.

За время отдыха корпус получил из Новочеркасска подкрепление в виде трофейных орудий, пулеметов и боеприпасов.

Вскоре получили приказ идти в наступление. 1-я и 3-я бригады выступили без промедления. 2-я бригада, узнав об аресте командира корпуса Думенко, замитинговала, выполнять приказ отказалась. Некоторые командиры бригады среди бойцов вели нездоровые разговоры, разлагали дисциплину. Нам пришлось провести много бесед в эскадронах и полках, чтобы убедить бойцов во вражеских действиях Думенко. Как результат, хотя и поздно, но 2-я бригада выступила на указанные в приказе боевые позиции.

Корпус пошел на Маныч – хутор Веселый и дальше. Противник отступал в беспорядке, бросая трофеи: орудия, обозы с продовольствием и боеприпасами, санчасти. Дороги были устланы трупами.

Думенко, вся вражеская четверка, плюс начальник тылового штаба Абрамов, 11 мая 1920 года были расстреляны в городе Ростове-на-Дону.

Тучин.
Г. Пятигорск.
26 мая 1940 г.» [1]


***

Автор Федот Тучин упоминается в статье «Конно-сводный корпус Думенко»: «…В 1-й Партизанской бригаде Д. Жлобы отдельный эскадрон был развернут в 3-й полк, во главе которого стал сын крестьянина-бедняка из села Преградного Медвеженского уезда Ставропольской губернии Петр Андреевич Кипкалов. Он прошел огонь империалистической войны, дослужился до чина старшего унтер-офицера, имел полный бант Георгиевских крестов. В начале 1918 года принял активное участие в формировании партизанского отряда для защиты Советской власти, командовал эскадроном. При отступлении партизанских отрядов за Маныч эскадрон влился в соединение, которым командовал Жлоба.
Во главе имеющихся двух полков 1-й Партизанской бригады – 1-го Кубанского и 2-го Таманского – стояли терский казак Федот Тучин и кубанский казак Максим Белов». [4]


Ю. Калугин в своей статье называет членов штаба корпуса, арестованных вместе с Думенко: «…6 мая 1920 г. в Ростове выездная сессия Реввоентрибунала Республики приговорила их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 11 мая, после отклонения ВЦИКом ходатайства о помиловании.
…Ни историки Гражданской войны, ни мы, кинематографисты, снимавшие документальную кинотрилогию о трагедии донского казачества в 1917-1920 гг., ни многочисленные ветераны-думенковцы – никто достоверно не знал одного: где и как были расстреляны Думенко и его боевые товарищи.
Их было четверо: 26-летний начальник штаба Михаил Николаевич Абрамов, бывший штабс-капитан, 26-летний начальник оперативного отдела Иван Францевич Блехерт, бывший штабс-ротмистр, 23-летний начальник корпусной разведки Марк Григорьевич Колпаков и 29-летний начальник снабжения 2-й бригады Сергей Антонович Кравченко. И не надеялись когда-нибудь узнать: уж очень глубоко были спрятаны следы той расправы… [3]


Г. А. Мартыненко в книге «Комкор Дмитрий Жлоба» в 1985 году писал, что приговором Военного трибунала РВС Республики от 7 мая 1920 года комкор Думенко, начальник штаба Абрамов, его заместитель И. Блехерт и начальник разведки Г. Колпаков были расстреляны. В августе 1964 года Военная коллегия Верховного суда СССР данный приговор отменила. [2]


ИСТОЧНИКИ:
1. Личное дело Тучина. Из архивов Ставропольского музея.
2. Мартыненко Г. А. Комкор Дмитрий Жлоба. Воениздат. Москва. 1985.
3. Калугин Ю. Тайна расстрела Думенко. Сайт: Новый исторический вестник.
4. Конно-сводный корпус Думенко. Сайт: Красная конница.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
9 августа 2014 г.