Происхождение Вселенной. Часть 9

Николай Старовойтов
 В древнем Египте есть один миф, в котором ясно видна надежда на Пришествие Спасителя у египтян. Осирис и Исида были активным и пассивным началами. Некий злой демон, приняв образ змея Тифона, стал причиной воцарения греха во всей вселенной. От некоей девы, происходящей от Исиды и Зевса, родится избавитель, которого будут звать Гор; он одолеет змея и вернёт на землю счастье и мир. Плутарх, которым были записаны приведенные выше сведения, сообщая подробно о победе Гора,пишет: «Гор же, сам прекрасный и совершенный, не погубил окончательно Тифона, но лишил его силы, возможности действовать...Тифон был схвачен, но не умерщвлён»[94]. Удивляет соответствие египетского ожидания с осуществлением спасения истинным, совершенным Богочеловеком Иисусом, Который сокрушил, как проповедуется в книге Бытия, «главу змия», оставив его, однако, до настоящего момента в силах искушать подвизающихся в спасении. Кроме того, о Христе пророчествовано было не как о сыне Евы, а как о её далёком потомке: «И вражду положу между тобою и между женою [Адама], и между семенем твоим и между семенем её (...) (Бытие 3:15 согл.Синодального перевода), как было предречено и о египетской Исиде.

 Мудрец Маврикий с ясностью показал, что древние предания, имеющие начало от времён патриархов и распространившиеся по всему Востоку, повествуют о падении человека и грядущем Пришествии некоего Спасителя. Поэтому весь языческий мир был приуготовлен к появлению Славной и Святой Личности, Которой и явился Господь Иисус Христос. [95]

 Однако только богодухновенная Библия донесла до последнего времени эденское первоевангелие без искажений, ведь Библия воистину «слово неизменное» (ср.Ис.45:23).

 Прокляв змия, Господь Бог
 «Женщине сказал: умножить умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.» (3:16)
 Сказанное Господом Богом женщине не есть проклятие, а лишь пророчество о женской судьбе.

 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса женщины и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе,сказав: «не ешь от него», проклята земля в делах твоих; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние[96] и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь добывать хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.» (3:17-19)
 В русской философии не случайно именно ужас многих людей перед смертью воспринимался как опытное свидетельство неотмирного происхождения человека: если бы человек был порождением мифического "мира эволюции"- люди не испытывали бы отвращение к смерти; а смерть появилась в мире через грех- это несомненно.Через вкушение плодов дерева познания добра и зла человек познал самим опытом, какое добро заключается в соблюдении заповеданного от Бога и какое зло в преступлении против истины.

 То, что произошло с нашими прародителями, злоупотребившими своим даром свободы-  отрёкшимися от руководства своего Создателя, можно сравнить с тем, что случается, когда штепсель электрического вентилятора вынимается из розетки. Пока вентилятор подключен к электросети, он крутится. Если же его отключить, он замедлит ход и, в конце концов, остановится совсем. Именно так и случилось, когда наши прародители оторвались от руководства своего Создателя- от Источника жизни (ср.Пр.13:14;14:27). Как и предупреждал Господь Бог, в тот же йом, когда наши прародители отвергли руководство Создателя, начался их путь к смерти, то есть без поддерживающей жизнь силы их Создателя постепенный распад их тел (ср.2 Петра 3:8).

 «И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала праматерью всех живущих.»(3:20)
 Имя Ева (Хавва) созвучно по-древнееврейски слову «жизнь» («хайим»).

 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды из шкур, и одел их.»(3:21)
 То есть, тогда была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая прообразовала собой грядущее искупление человечества Пречистою Кровию Сына Божия на Голгофе, а по преданию (2 Фес.2:15) праотец Адам был погребён в Голгофском холме и Честная Кровь Спасителя при землетрясении (Матф.27:50-51), омыла прах нашего праотца от первого первородного греха (упомянутая расщелина, идущая с самого верха Голгофы,наблюдаема в скале через стеклянное окно в глубине православной часовни Адама, то есть часовня Адама находится под Голгофой. «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию»,- воспевает Св.Церковь; Патриарх Иерусалимский и архиереи служат на Голгофе Божественную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте). А прародителей наших Господь Бог одел в сделанные Им жертвенные одежды из шкур прежде всего в знак напоминания о грядущей жертве Божией, то есть о грядущем искуплении людей Пречистою Кровию Сына Божия- «семени человечицы».

 «И сказал Господь Бог: се- человек стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не вкусил также от дерева жизней, и не вкусил, и не стал жить вечно.

 И выслал его Господь Бог из сада Эденского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.»(3:22,23)
 Слова Господа Бога: «стал как один из Нас», разумеется, нельзя понимать в том смысле, что человек стал теперь равен Богу- ведь Бог есть Абсолют и невозможно говорить о наличии наряду с Ним другого Абсолюта (что касается слов Бога: «из Нас» (точный пер.древнеевр.«миммену»)- сие значит «из Святыя Троицы (-Отца,Сына и Святаго Духа)»[98]). Адам отнюдь не равен Богу уже по одному тому, что стоит перед Богом, как подсудимый за своё преступление. Но Бог знает умысел, который вложил в человеческое сердце диавол: «нет,не умрёте! но...будете как боги...» Прародители наши не изгнали тогда из сердец мысли жить вечно, самим решая, что добро и что зло. Текст 3:22 приходится понимать так: «...се-человек помышляет стать как один из Нас, зная добро и зло, и желает простереть руку свою к дереву жизней и жить вечно.» И именно так и живут многие люди доныне, желая и дальше жить также, изгоняя из сознания мысль о неизбежной смерти, жить долго (всегда жить), оставаясь во грехах.

 Обратите внимание на первые слова речи Бога в тексте 3:22: «се-человек...». Здесь как бы изъявление горестной мысли, что человек не оправдал себя перед Творцом. А тот, кто был сотворён по образу и подобию Творца, тот,в кого было вдунуто Божественное дыхание жизней, тот,кто был замыслен так, чтобы стать причастником Божественного естества, но унизившийся до желания хищнически добыть себе то, к чему он был предназначен от начала, стоит перед Святым Судьёй, не желая осознать своей вины.

 Но вот в свете Нового Завета зрится сошедший в мир Сын Божий. Он, униженный и оскорблённый до крайней степени, увенчанный терновым венцом, стоит в рабьем зраке, будучи выведен Пилатом на судилище тех, которые настолько злы и лукавы, что поистине могли быть названы детьми диавола. Он стоит, обречённый на самую позорную, самую мучительную Крестную казнь, через которую принесёт спасение людям, вернув им дерево жизней через Древо Крестное. И Пилат, неведомо для себя, произносит те вещие слова, которые некогда как пророческую анаграмму произнёс Господь Бог, видя перед Собой праведно осуждённого Адама:  Се-Человек! (Иоан.19:5)

 Церковь Христова в своём богослужении всегда связывает дерево жизней с Древом Крестным, на котором был распят Господь.

 «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эденского керувимов и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизней.» (3:24)
 В тексте 3:23 говорилось, что Господь Бог выслал Адама из сада Эденского. Теперь второй раз говорится об его изгнании. Это удвоение подчёркивает, что Адам лишился рая не добровольно, а наказан за своё преступление.

 В пределах рая все животные были покорны Адаму и жене его и эта печать покорности сохранилась в так называемых домашних животных, которых Господь Бог оставил нашим прародителям после изгнания их из рая (власть человека над земными тварями до его падения была совершенной и вполне естественной, как это и теперь видно из примеров жизни людей благочестивых, которые через свою праведную жизнь сохраняют в себе подобие Божие и нередко делают послушными себе даже самых диких зверей; но и после падения человек властвует над животными силою своего разума и изобретательности). Домашние же животные биологически отличаются от таких же, но диких, что и составляет одну из мировых загадок. Все домашние животные имеют распространение из Среднего Востока, то есть, из района жительства наших прародителей- из Шумера и Южной Месопотамии.

 Этнологи обычно считают Кавказско-Евфратский регион первоначальным местом выхода и распространения человеческого рода. Из этой части света были распространены фрукты: яблоки, персики, груши, сливы, вишни, айва, шелковица, крыжовник, виноград, оливки, смоквы, финики, миндаль; злаки: пшеница, ячмень, овёс, горох, фасоль, лён, шпинат, редиска, лук, чеснок и большая часть наших овощей. Место это можно назвать колыбелью человеческого рода.

 Вскоре после изгнания Адама и Евы Господом Богом были забраны в горний мир дерево жизней, керувимы и огненный меч обращающийся, согл.текстам Откр., как подобно этому будет явлен там ковчег завета Божий, находящийся ныне в Эфиопии.

 Интересна топография региона рая по первой версии идентификации его местоположения, восстановленная археологами. Территория Эденского рая была затоплена морским заливом, который потом постепенно отступал, начиная со времени Авраама, но ещё в l веке н.э. все четыре реки впадали в него непосредственно. И только в более поздние времена воды залива ушли ещё дальше в современные очертания Персидского залива, оставив озеро Хаммер и многочисленные болота.

 Междуречье Тигра и Евфрата является местом жительства наших прародителей и их ближайших потомков, и с этого места берёт своё начало библейская история. В настоящее время эта долина покрыта холмами и руинами древних городов, включая первые города, когда-либо построенные в мире. Раскапывая эти холмы и руины, в наше время археологи дошли до первых слоёв этих городов и нашли замечательные доказательства, которые подтверждают, дополняют и иллюстрируют библейскую историю.

 В древних вавилонских надписях много говорится о «дереве жизни», от которого человек был изгнан из-за влияния злого духа. Дух этот явил себя в образе змея. К «дереву жизни» человек не мог больше вернуться, так как его охраняли керувимы.

 Среди этих табличек с надписями есть «Поэма об Адапе», так близко напоминающего библейского Адама, так что его прозвали «вавилонским Адамом». Адапа, «семя человечества, разумный человек из Эриду, безпорочный, оскорбил богов своим знанием, после чего стал смертным. Так как он не вкусил плодов от дерева жизни, то передал смерть всему человечеству. После этого боги сказали, что он не будет иметь покоя, и они (боги) одели его в «траурную одежду» (см. «Памятники и Ветхий Завет» Прайса).

 Прямоугольная печать «Искушение» найдена среди древних вавилонских табличек и теперь хранится в Британском музее; она определённо имеет отношение к рассказу о Эденском саде. В центре печати дерево, с правой стороны мужчина, а с левой- женщина срывает плод; позади женщины змей в стоячем положении, как бы нашёптывающий ей на ухо.

 Печать «Адам и Ева» была обнаружена в 1932 г. д-ром Спейсером, из Университетского музея в Пенсильвании, на дне кургана Теп-Гавра, в 19 км севернее Ниневии. Эта печать, по его вычислению, относится к около 3500 г.до н.э., и «очень сильно напоминает рассказ об Адаме и Еве». На этой печати изображены нагие мужчина и женщина, идущие как бы крайне удручённые и убитые горем, а за ними следует змей. Печать размером в 2,5 см высечена на камне. Она хранится в Университетском музее,в Филадельфии.

 Эти древние записи, высеченные на камне и глине в начале человеческой истории, в первоначальном местонахождении человека, хранились в пыли веков до нашего времени. Теперь они обнаружены и извлечены на свет лопатой археолога и являются доказательством того, что в главных деталях библейские рассказы про Адама и Еву были сильно запечатлены в памяти древнего человека.[100]

 В результате грехопадения сущность человека сильно извратилась: его мышление затмилось, стало гораздо примитивнее (Быт.3:12;Еф.4:17), его история получила другое направление (Быт.3:22-24;Рим.1:18-32), его речь стала скверной и злой (Быт.4:9,23;Еф.4:29 и 5:4), нарушилось нормальное общение людей (Быт.4:16 и 11:1-9), человек перестал рационально использовать природу (Быт.3:17-19), его чувство прекрасного ослабело (Быт.3:16). Человек стал неправедным и мстительным (Быт.3:5,22;Рим.3:9-20), вера и упование на Бога сменились гордой самоуверенностью (Быт.4:3-8:23). Именно грехом объясняется тот факт, что ещё сегодня существуют народы, находящиеся на первобытной стадии развития. Распространено ошибочное мнение,что эти первобытные племена "отстали от поезда эволюции и остались на уровне развития первых людей". Верно как раз обратное: они попросту деградировали. Эти люди отказались от всемогущего Творца и Судии (о Боге знали все возникшие после Потопа народы (см.далее)), впали в идолопоклонство и теперь влачат жалкое существование в тех местах, где когда-то процветали крупные цивилизации их предков (вспомним, например, Египет, Иран, Индию и индейцев Перу и Мексики). Следовательно, сам факт существования в наше время первобытных племён является доказательством "деволюции", регрессии, упадка и одичания людей вследствие греха- богоотступничества. Хотя эти племена и деградировали, они ни духовно,ни физически не были отброшены на уровень животных.

 Итак, что же, согласно книге Бытия 1-2, отличает человека от животных? 1) Человек обладает способностью к аналитическому мышлению, он может рассуждать и доказывать, благодаря этой способности он мог понять происхождение своей жены (Быт.2:23). 2) Человек творит свою историю, он может прогрессировать технически и интеллектуально, поэтому он и смог исполнять Божию заповедь: «(...) наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт.1:28). 3) Человек способен к общению посредством языка и знаков, поэтому он смог дать названия животным и имя своей жене (Быт.2:19,20,23). 4) Человек-общественное существо (при этом человеческое общество нельзя путать с групповым проживанием некоторых животных, то есть он способен к сознательному общению с окружающими, к взаимопониманию и совместному проживанию. Например, создание человеком семьи- общественное явление. 5) Человек-хозяйственное существо (при этом, например, сбор человеком урожая в корне отличается от инстинктивного собирания некоторыми животными запасов на зиму), он способен сознательно и ответственно управлять доверенными ему средствами (Быт.1:28;2:15). 6) Человек-эстетическое существо, он наделён способностью ценить прекрасное. Поэтому Адам видел в своей жене не только источник сексуальных наслаждений, он ценил её красоту (Быт.2:23), и вместе они могли любоваться прекрасным Эденским садом (Быт.2:9). 7) Человек обладает правовым сознанием, поэтому ему доступны такие понятия, как преступление и наказание. Поэтому Бог мог предупредить человека (что лишено смысла для животного): «(...) в йом, в который ты вкусишь от него (дерева познания добра и зла), смертию умрёшь» (Быт.2:17). 8) Человек имеет моральное сознание, он может различать добро и зло и имел (первоначально) потребность делать добро из любви к своему Творцу и к жене. Со времени грехопадения это «познание добра и зла» проявляется в нём скорее с плохой стороны (Быт.2:16). 9) Человек знает, что такое вера:  это доверие, первоначально основывавшееся на Боге (которое вновь обретают христиане), но имеющее у отвергших Бога людей ложное основание. Бог хотя и повелевал животными, но никогда не беседовал с ними, однако с человеком Бог неоднократно говорил и даже первоначально имел с ним регулярное общение (Быт.1:28-30 и 2:18-23 и 3:8-13).

 Библия учит, что сначала человеческий род верил в одного Бога и что многобожие и идолопоклонство появились позже. Учение Библии противоречит современному взгляду, что единобожие появилось постепенно от анимизма. Библейский взгляд был недавно подтверждён археологией. Д-р Стефан Лэнгдон из Оксфордского университета обнаружил в ранних вавилонских надписях подтверждение того, что первоначальной верой человека было единобожие и что скоро после этого случилось быстрое падение в политеизм и идолопоклонство [101].

 Сэр Флиндерс Петри утверждал, что первоначальной религией Египта был монотеизм.

 В 1898 году Саус сделал заявление, что он обнаружил на трёх различных табличках времён Хаммурапи, хранящихся теперь в Британском музее, слова:«Ягве (Иегова) есть Бог».

 Ведущие антропологи недавно сделали заявление, что среди всех первобытных народов была вера в одного всемогущего Бога [102].

 Один из видов ностальгии, охватывающих людей, это ностальгия по раю. Она, возможно, самая сильная и непреходящая из всех. Стремление к раю проявляется во всех областях религиозной жизни. Такая ностальгия естественна. Неудивительно, что многим мировым религиям присуща надежда на будущую жизнь в раю, но достижимо это только по воле Спасителя Иисуса, в истинной Церкви Христа.

 Сербская Православная Церковь сохранила древнейший обычай с незапамятных времён- плач о дереве жизней. В праздник Рождества Христова там выносят дерево с листьями- дуб, как символ вечности, ибо дуб может жить тысячелетиями; на выносимом дубе висят несколько яблок, а христиане поют печальные песнопения, полные благогоговения, а затем опускают ствол в огонь и листья мгновенно увядают. Эти листья как символы предназначенных для исцеления народов (согл.Откр.22:2) листьев дерева жизней, находящегося в горнем мире, Христиане благогоговейно берут себе на память о дереве жизней. Существует мнение, что этот древнейший обычай существует со времён Адама и Евы.
Когда настала полнота времён, Бог по неизречённой любви Своей к человечеству послал на Землю Сына Единородного, чтобы спасти людей. И Он, воплотившись и став истинным, но безгрешным человеком, прошёл по Земле путь,мобратный тому, который предложил человеку нахаш. Христос Иисус, «...будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (согл.Фил.2:6-8). Будучи как и каждый человек открытой возможностью, Он не нарушил заповеди Отца Небесного, но добровольно, во всём сохраняя Свою человеческую свободу, исполнил волю Отца Своего, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной. Воплотившись и вочеловечившись, Он стал Вождём спасения, в Себе Самом соединив человека с Богом.

По Писанию Адам является противопоставлением Христу, последнему Адаму. Приведу только наиболее важные указания. Первенец человечества: первый Адам- первенец земного человечества,мпоследний- божественного. Смерть вошла в мир через единственного человека- так же и жизнь: Рим.5:17. В час искушения первый Адам поддаётся ему и падает- последний,Христос,-побеждает: Рим.5:19. Первый человек «стал душёю живою»,- последний Адам «есть дух животворящий»: 1 Кор.15:45. Первый человек- «из земли, перстный», второй- «Господь с неба»: 1 Кор.15:47.

Поскольку люди, братья и сёстры Христовы, имеют плоть и кровь (психофизическую природу), Сын Божий воспринял эту природу, чтобы разделить с братьями и сёстрами Своими всё, вплоть до смерти и тем самым вторгнуться Божественной властью в царство зла, гибели и разрушения, туда,где властвует диавол. Это вторжение нанесло удар державе смерти и освободило людей от рабского страха смерти. Христос разделил участь смертных, умер, чтобы и они воскресли с Ним (ср.Евр.2:14,15).

Евангелия,мповествующие о факте Воскресения Христа, прямо указывают на истинность первых глав книги Бытия. Несколько примеров тому:
а) Христос знал, что первые мужчина и женщина были созданы в дни творения, а не "4 миллиарда лет спустя"[103] (Матф.19:4 и Мар.10:6; ср.Бытие 1:27).
б) Христос знал о согласовании порой считаемых противоречивыми "историй сотворения мира" в первой и второй главах книги Бытия (Матф. 19:4 и Мар.10:6; ср Бытие 1:27 и 2:24).
в) Христос основывал нерасторжимость брака на исторической достоверности истории сотворения мира (Матф.19:6;Мар.10:8).
г) Христос знал,что вселенная существует не вечно, а имеет своё начало (Матф.24:21),и что весь мир сотворён Богом и не возник в результате "длительного естественного развития" (Мар.13:19;Иоан.17:24; ср.Бытие 1:1).
д) Христос подчёркивал неизменность сотворённых форм жизни (Матф.7:16-18; ср.Бытие 1:11,20-25).
е) Христос упоминнал субботу как день покоя в память о завершённом творении Божьем (Мар.2:28; ср.Бытие 2:2).
ж) Христос ссылался на Ноя как историческую личность и говорил о Потопе как об историческом событии (Луки 17:26; Матф.24:37-39; ср.Бытие 6-7 главы).
Величайшим проповедником смерти и Воскресения Христа среди народов был Павел, и он также нимало не сомневался в подлинности событий и личностей называемых в книге Бытия. Павел пишет о сотворении Адама и его жизни, об историческом факте грехопадения (Рим.5:12-19; 1 Тим.2:13; ср.Бытие 2:24 и 3:6), о том, каким образом Бог сотворил наших прародителей (1 Кор.11:8; 15:45-47; ср.Бытие 2:7,22), о происхождении Евы и её сочетании с Адамом (Еф.5:28-31; ср.Бытие 2:22-24) и о совращении Евы змием (2 Кор.11:3; ср.Бытие 3:4).
И наконец, Послание к Евреям говорит об этом такими словами: "Верою познаем,что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр.1:13).

Есть лишь Один, держащий в Своих руках будущее, лишь на него могут надеяться люди: это Ягве,Господь (Втор.18:9-14; Ис.8:19-20 и 47:12-15).
Читающие Библию найдут также упоминание о Слове Божьем, сотворившем мир и поддерживающем его: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан.1:1-4; см.также Кол.1:15-20), Иисус Христос есть Слово и тем самым и Незаходимый Свет и Подателю света и веков Творче и Источник жизни. Он есть творящее Слово и умное Солнце правды (согл.Мал.4:2). Всё сотворено Богом-Отцом (1Кор.8:6), в то время как Дух Божий витал над водами (Бытие 1:2). В научно доказанном богодухновенном Шестодневе Бог- Отец, Сын и Дух Святой- творит всё сущее.

Более девятнадцати с половиной веков тому назад жил Человек, рождённый сверх законов природы. Этот Человек жил в бедности и был воспитан в безвестности. Он мало путешествовал и всего один раз пересёк границу Своей родины- во время бегства в Египет, ещё младенцем. У Него не было ни влияния, ни богатства. В младенчестве Его боялся царь, в отрочестве Он озадачивал раввинов, в зрелости Он управлял природой, ходил по волнам, будто по мостовой, усмирял море и воскрешал. Он исцелял целые толпы без лекарств и не брал за это никакой платы. Он никогда не основал ни одной школы. Но все школы мира не могут похвастаться таким количеством учеников, как у Него. Он не написал ни одной книги. Но все библиотеки нашей страны не вместят книг, написанных о Нём. Он не написал ни одной песни. Но он дал темы для стольких песен, сколько не дали все композиторы, вместе взятые. Он никогда не командовал армией, не призывал солдат, не стрелял. Но ни у одного государственного деятеля никогда не было столько добровольцев, как у Него, которые по Его приказу заставили добровольцев, стольких мятежников сложить оружие и сдаться Ему без единого выстрела. Он никогда не занимался психотерапией, но исцелил больше разбитых сердец, чем все врачи мира. Где имена учёных, философов и богословов прошлого? Но имя Этого Человека звучит всё чаще и чаще. Время проложило уже более девятнадцати с половиной веков между Его смертью на Древе Крестном и нынешними поколениями, однако Он до сих пор жив. Враги не смогли погубить Его, а могила-удержать.

Православие предлагает факты, почти неисчислимое количество фактов, прямо и косвенно свидетельствующих о существовании Бога, ангелов и демонов, душ, особых сверхъестественных сил и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно указать на жизнь хотя бы одного из великого множества святых, из числа наиболее близких нам по времени,- русского святого Иоанна Кроштадтского (+1908), деятельность которого проходила всегда на глазах крупного числа людей и сопровождалась поразительными чудесами. О них написана большая литература. Ещё живы некоторые из тех, которые непосредственно общались со свидетелями его деяний. А если познакомиться с жизнью преподобного Амвросия Оптинского (+1891), прозорливость, чудеса, святость и мудрость которого привлекали к нему чуть ли не всю Русь, самых прославленных писателей, мыслителей, общественных деятелей: Достоевского, Гоголя, Толстого, Вл.Соловьёва, Ивана и Петра Киреевских, Леонтьева и многих других? Но, наряду с безчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах Бога. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа (Матф.5:8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» Есть пояснения у Исаака Сирина, как очищать своё сердце. Он пишет, что знание сердце не очистит, сердце очищается страданиями. Следовательно, эксперимент заключается, по Православию, в страданиях.

Подлинная наука подтверждает и может подтвердить своими методами существование различных явлений религиозного опыта и чудес.[104]

Библия учит,что от грехопадения наших прародителей все (кроме Христа) мужчины и женщины- грешники (Рим.3:10,23; 1 Иоан.1:8; 2 Кор.5:21).
Библия учит,что возмездием за грех является смерть (Рим.6:23; Иез.3:19).
Библия учит,что Господь Бог послал Своего Сына на Землю,чтобы спасти людей от их грехов (Рим.5:6; Иоан.3:16):
а) Один Иисус не грешил (2 Кор.5:21).
б) Он вкусил смерть за всех (Евр.2:9).
в) Он искупает людей от их грехов властью Своей Крови (1 Иоан.1:7; Еф.1:7; 1 Петра 1:18-19).

Библия учит,что Иисус спасает тех,кто подчиняется Ему через послушание богодухновенному Писанию (Евр.5:8,9; Рим.6:17,18).
Библия учит,что,чтобы быть послушным Иисусу и быть спасённым,человек должен:
а) Верить в то,что Иисус Христос- Сын Божий (Иоан.8:24; Деян.8:37).
б) Покаяться или отвернуться от всех грехов (Луки 13:3; Деян.17:30).
в) Признать Иисуса Христа своим Господом (Матф.10:32; Рим.10:9-10;Деян.16:31).
г) Быть крещённым (погружённым в воду) для прощения грехов (Мар.16:15-16; Деян.2:38; Матф.28:19-20; Деян.22:16: "Итак,что ты медлишь? встань,крестись и омой грехи твои,призвав имя Господа (Иисуса).").
д) Принадлежать к истинной Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христа (Матф.16:18; Еф.2:20 и др.места Нового Завета).
е) Совершенствоваться (Обожение): Матф.5:48: «Итак будьте совершенны,как совершен Отец ваш Небесный»; Кол.1:28; Иак.1:4; Лев.19:2; Втор.18:13 и др.места Писания.

Обожение составляет высшую цель человеческой жизни, и человек способен достигнуть этой цели, так как он от Бога обладает необходимыми для сего задатками:  ему прирождена потенциальная способность стать совершенным,- склонность,стремление или расположение к добродетели, которое он должен в себе развивать и воспитывать, чтобы достигнуть совершенства и уподобления своему Первообразу. Человек, возрастая и мужая духовно, должен достигать возможно большего нравственного уподобления Богу, становясь как бы сыном Божиим чрез жизнь во Христе и во Святом Духе, то есть чрез приобщение человека к обоженному, воскресшему,прославленному человечеству Христа. Высшая цель жизни человека, как разумного существа, состоит в том, чтобы восходить выше человеческой природы и переменяться в природу лучшую и божественную,- так как полнотой образа Божия он обладает от своего создания, а совершенство подобия должен приобрести своими собственными силами. Высшая цель жизни и назначения человека в общении и единении с Богом, познании и созерцании Его, в уподоблении Богу по нравственным свойствам и посредствам добродетелей и в блаженстве в Нём. Такой взгляд на высокое назначение человека, разделяемый вообще всеми церковными писателями, весьма определённо был высказан ещё раньше александрийским философом-иудеем Филоном, очень близким по своим воззрениям к христианским апологетам и вообще оказавшим значительное влияние на склад религиозно-философского миросозерцания восточных церковных писателей. По учению Филона, человек (собственно- его разумная душа) есть образ Логоса (Слова), сотворившего мир; для него создано всё...[105] Человек от познания бытия должен переходить к самопознанию и самовоспитанию,чтобы уподобляться Богу [106]; в этом- цель его жизни. Человек должен очистить свою душу, чтобы сделать её достойным жилищем Бога [107]; в этом- его высшее назначение. Как трансцендентно происхождение духовной природы человека, так трансцендентна и конечная цель его жизни и развития, состоящая в созерцании Бога путём полного самоотрешения, в состоянии экстаза.[108] Здесь уже Филон,так сказать, становится у порога христианской мистики.

Цель жизни и высшее назначение человека состоят в уподоблении Богу, Обожении, единении с Богом, а значит- человек предназначен к блаженству в Боге. [109]
Подобным образом, и блаженный Августин сказал,[110] что Бог создал нас для Себя и что душа наша томится до тех пор, пока не успокоится в Боге.
Веруйте в Бога благого и милостивого- все дела Его совершенны.
Аминь.

Окончание следует...

Примечания автора:

[94] Плутарх.«Исида и Осирис»,гл.ХХVll и LX.
[95] Маврикий.«История Индии»,т.2; Geschichte der Religion Cristi nor Stobbery The.Reilage if,v.seit 340-345,Wien,1817,в: святого Нектария Пентаполитанского «;;;;;;;;;;;»,стр.19.
[96] «Посему Иисус приемлет на себя терние, чтобы уничтожить осуждение. Для того погребён и в земле, чтобы проклятая земля вместо проклятия прияла благословение» (Творения иже во святых отца нашего Кирилла,архиепископа Иерусалимского.М.,1855,стр.207.) Иоан.19:5 гласит:«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се-Человек!»
[97] Согл.напр.: Франк С.Л.«Смысл жизни»//Франк С.Л.«Духовные основы общества» М.:«Республика»,1992,стр.147-216.
[98] «Говоря «как один из Нас»,Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере, двух» (св.муч.Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем,гл.62).
 Сущность Пресвятой Троицы, будучи непознаваемой полностью для человеческого разума, открывается верующему сердцу (в той мере, в какой оно очищено от страстей) в Священном Писании и учении отцов Церкви, утверждённом в её догматах, принятых на Вселенских Соборах.
 Во многих природных процессах также можно обнаружить сочетания из трёх взаимосвязанных понятий, то есть отблески Триединства в сотворённом мире. Сам человек создан по подобию Божиему трисоставным.[99] Будучи единым, человек состоит из тела (строение и функции которого исследуются анатомией и физиологией), души (с её способностями к восприятию реальности через органы чувств, к осмыслению этой реальности разумом и воображением, к волевым желаниям и усилиям по их достижению (что изучается в психологических науках)) и духа (высшей составляющей человеческого существа, содержащей в себе ядро личности и главную устремлённость существования и обладающей способностью к Богообщению).
 В мире живой природы мы видим три больших царства- растения, животные и микроорганизмы,- существенно различающиеся, но имеющие, тем не менее, общую молекулярно-генетическую основу.
 Вещество может находиться в трёх состояниях- твёрдом, жидком или газообразном. Для каждого вещества имеется специфическая «тройная точка», в которой эти три фазы существуют одновременно. Недавно было выделено четвёртое состояние- плазма (сильно ионизированный газ, например, в пламени огня- с рядом особых свойств). Святитель Спиридон Тримифунтский на Первом Вселенском Соборе в качестве пояснения к догмату Троицы сжал в руке кусок кирпича, из которого истекла вода, вверх взметнулся огонь, а в руке осталась глина.
 Физическое пространство имеет три размерности- длина, широта и высота. Академик Б.В.Раушенбах в своей работе «Логика триединства» приводит аналогию между вектором с тремя координатами и Триединым Божеством.
 Время чётко разделяется на три своих модуса- прошедшее, настоящее и будущее. В специальной теории относительности пространство и время взаимосвязаны посредством скорости света, которая одинакова во всех специальных системах отсчёта.
 В микромире выявлены три типа фундаментальных взаимодействий: сильное, связывающее тяжёлые частицы в атомных ядрах, электромагнитное, ответственное не только за электрические и магнитные явления (к их числу относится и распространение света), но и объясняющее структуру обычных веществ и их химические превращения, и,наконец, так называемое слабое взаимодействие, нарушающее многие законы сохранения и делающее мир менее симметричным. В глубине элементарных частиц обнаруживаются совершенно особые субчастицы-кварки (их насчитывают три «цвета» и шесть «ароматов», электрический и барионный заряд которых дробный (1/3 или 2/3) и которые не могут существовать отдельно, а только в связанных состояниях (по три или по два), которыми и описывается всё множество известных сейчас элементарных частиц (более 500 типов).
 В современной науке возникло и интенсивно развивается синтетическое понимание природных процессов как триединства вещества, энергии и информации. Первые две категории изучаются уже более 300 лет, тогда как третья стала исследоваться лишь в 1940-х годах. Недавно появилась даже отдельная научная специальность «информатика». Под информацией понимается мера структурной упорядоченности некоторого объекта или процесса: система атомов, генетический код (молекула ДНК), текст на естественном или искусственном языке (программа для компьютера, нотная партитура). В самой информации выделяют три её аспекта:  количество, смысл и ценность. Количество информации показывает степень уменьшения неопределённости (энтропии) системы и измеряется в битах (1 бит-информация, содержащаяся в сообщении об одном из двух равновероятных событий). Смысл же («логос») информации может быть вскрыт только при её соотнесении с некоторым запасом («тезаурусом») информационной системы (например, знание основных слов и конструкций некоторого естественного языка или механизм перевода генетической информации с ДНК на последовательности аминокислот в белковых цепочках). Ещё более сложно определение ценности, которая проявляется лишь в процессе фактического использования информации в определённых условиях окружающей среды (природной, социальной, культурной, интеллектуальной). В отличие от количества, описываемого теорией Шеннона, смысл и ценность информации ещё не приобрели своего адекватного математического аппарата, хотя их важность намного превосходит умение подсчитывать число бит или более крупных единиц (байт, килобайт, мегабайт) в цепочке символов.
 Единство вещества, энергии и информации обнаруживается во многих явлениях неживой природы, во всех живых организмах (которые буквально пропитаны огромным количеством содержательной и ценной информации), а также в искусственно созданных человеком конструкциях, в каждой из которых ясно видна мысль изобретателя.
 Разумеется, упомянутые примеры из различных областей естествознания никоим образом не раскрывают сущности Творца вселенной, так же как в сосудах, сделанных горшечником, лишь в ничтожной степени проявляется его внутренняя, сокровенная жизнь.
[99] О триединстве человеческой природы (Иов 12:10;1 Фес.5:23; Евр.4:12) читайте значительную,глубокую и дальнозрительную книгу человека,который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь словом,делом и Писанием: архиеп.(святитель) Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух,душа и тело» (напр.изд.:Брюссель,1978 или М.:Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт,«Русское Зерцало»,1999).
[100] Другие предания о начале человечества:
Персидское: наши прародители были невинными, честными и счастливыми; они жили в саду, в котором было дерево безсмертия, пока не явился злой дух в виде змея.
Индусское: в начале человек был свободным от зла и болезни; все его желания были удовлетворены, и он жил долго.
Греческое: первые люди в золотом веке были нагими, свободными от зла, забот и имели общение с богами.
Китайское: существует предание о счастливом веке, когда у человека было достаточно пищи, и он был окружён мирными животными.
Монгольское и тибетское: такое же, как у китайцев.
Тевтонское: первобытные люди наслаждались жизнью в постоянном пиршестве.
Все «дикие» народы: имеют предания о своём более культурном состоянии.
Первоначальные рассказы о сотворении мира и Эденском саде, вне сомнения, были сначала переданы Адамом Мафусалу, Мафусал передал Ною, а Ной передал своим сыновьям (см.Происхождение Пятикнижия). В последующих культурах многих народов этот рассказ во многом исказился.
[101] См. Langdon's «Semitic Mythology» и «Field Museum-Oxford University Expedition to Kish» by Henry Field,Leaflet 28.
[102] См. Dr. Schmidt's «Origin and Growth of Religion Facts and Theories».
[103] Это безумная эволюционистская датировка (см.опровержение-Истину о возрасте вселенной*).
*"Истину о возрасте вселенной: Крах теории эволюции"-одна из предыдущих частей этой моей рукописи; будет ли она опубликована здесь- обещать не могу.
[104] Например, см.описание экспериментов с мироточивыми черепами в Киево-Печерской Лавре, проведённых в ХlХ веке (С.Дестунис.«Жития святых»,август 28,СПб.,1904 г.), а также исследование исцеления по молитве перед Козельщанской иконой Божией Матери светилами психоневрологии ХlХ века- Шарко и Корсаковым («Сказание о чудотворных иконах Богоматери...» (21 февраля),Коломна,1993).
[105] Philo Alexandrinus.Legis allegor.,lib.1,cc.8-10 et.12 (Mang.t.l).
[106] De somniis,lib.l,cap.10.
[107] De Cherubim et flameogladio... etc.,cap.29.
[108] Quiz rerun divinarum haeres sit,cap.51-53.
[109] Иоанн Дамаскин.«Точное изложение православной веры»,кн.ll,гл.29,стр.114 русск.пер.(СПб.,1894; репринт: М.,Ростов-на-Дону,1992)
[110] Confess.,lib.l,c.l.

(Пояснение автора для читателей этого сайта:
Некоторые мои примечания на сайте не воспроизводятся полностью, так как этот сайт не обрабатывает греческий алфавит...»)