Нападение, агрессия

Гадаев Алексей Вениаминович
Агрессивность явление странное, проявляется необычно, а вред она несет всем и каждому. Бывают случаи, что  мы злобно, повинуясь чужому манипулированию, теряем предусмотрительную осторожность, агрессивно нападаем даже на ближних.
Агрессивность -  устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)[Википедия].
Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей работе "Недовольство культурой" специально и очень откровенно останавливается на "агрессивности".
"...Человек не является мягким и любящим существом, которое в лучшем случае способно на защиту от нападения. Нужно считаться с тем, что к его влечениям примешивается и большая доля агрессивности. Поэтому ближний является для него не только возможным помощником; всегда есть искушение сделать ближнего своего средством удовлетворения агрессивности. воспользоваться его рабочей силой без вознаграждения, использовать, не спрашивая согласия, лишить его имущества, унизить, причинить боль... При благоприятных обстоятельствах, когда устранены психологические силы, обычно её сдерживающие, агрессивность проявляется спонтанно: спадает покров, скрывающий в человеке дикого зверя, которому чужда пощада к представителям собственного рода..."
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/agressiya...
Агрессия и агрессивность
Автор Н.И. Козлов
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету;.
Проявления агрессии разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.
Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.
Когда человек защищает свою жизнь и свои ценности, он бывает агрессивен. Когда за этим стоит боль и желание отомстить - агрессивен неадекватно.
Почему люди бывают агрессивными и для чего люди используют агрессии - это разные вопросы. "Почему" - это про естественные причины возникновения агрессии и агрессивности, об этом смотри Модели агрессивности. При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Люди используют агрессию, чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, чтобы получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией... Когда-то - для того, чтобы отстоять и поднять свой статус.
Нужна ли агрессивность?
Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать "по-хорошему" не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас "пробуют на прочность", и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.
Что делать с собственной агрессивностью
Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все - задачи контролирования агрессии. Управление агрессией - шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой.
Что делать с агрессивностью окружающих?
С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то...
Если агрессивный человек рядом с вами, необходимо:
Если есть возможность, переместиться - встаньте рядом, сбоку, но не напротив друг друга. По возможности поменяйте ваше общее расположение, сделайте как минимум пару шагов с того места, на котором вы стоите вместе с заряженным на агрессию партнером.
Если есть угроза драки – постарайтесь не встречаться глазами или допускайте только короткий контакт глаз.
Постарайтесь выдержать паузу, например под спокойным предлогом "Нужно подумать".
Лучше говорить медленнее, тише, однако без сильного контраста. Начало - в тоне собеседника на "его волне", дальше - потихоньку снижать темп и громкость своей речи.
Переключите внимание на что-то другое. ("Подай, пожалуйста, ручку", "Прости, что перебиваю, вопрос:...")

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/berkovic_...
Берковиц Л. Проблемы агрессии
Книга Леонарда Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль».
Глава 1. Проблемы агрессии
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Не так давно в нашей местной газет было написано, как молодая женщина ворвалась в школу и открыла по учащимся стрельбу – несколько детей ранено, один убит; другое сообщение: в пригороде Нью-Йорка разгневанный отец убил судью, который выступал на процессе против его дочери; жители Милуоки потрясены убийством двух женщин.
Что такое агрессия?
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта книга, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи.
Цели агрессии
Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей?
Желание причинить ущерб
Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку.
Другие классификации агрессии
Агрессивные действия могут быть дифференцированы, например, с точки зрения их физической природы — как физические действия, такие, как удар или пинок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Нас может интересовать вопрос, в какой степени действие является скорее прямой атакой агрессора на его первичную жертву (лицо, которому агрессор больше всего хотел бы причинить вред), нежели более косвенным путем к цели нанесения вреда этому человеку.
Гнев, враждебность и агрессивность
Я обсуждал агрессию в общем и ее различные формы. А что сказать о «гневе» и «враждебности», других двух терминах, которые часто употребляются в связи с агрессией? Как они соотносятся с агрессией? Мой ответ на этот вопрос может вызвать удивление. Давайте еще раз обратимся к примеру рассерженного мужа. Он кричит на жену и затем бьет ее. Многие сказали бы, что он «гневается» и что его агрессия является проявлением гнева. Агрессивные действия мужа при этом не отделяются от его гнева.
Резюме
Неоднозначность и неточность обыденного языка препятствует развитию действительно адекватного понимания агрессии. Научное понятие агрессии (по определению Роберта Бэрона) означает «любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения». Если нет достаточных оснований полагать, что люди, о которых идет речь, намеренно стремились причинить вред другому лицу, это понятие не должно распространяться на «силовое давление», «ассертивность» или стремление подчинять других, даже если подобные действия в повседневной речи часто обозначаются как «агрессивность». Это понятие не обязательно также должно включать асоциальное поведение, даже если неспециалисты квалифицируют то или иное действие как агрессивное в связи с тем, что оно осуждается как «неправильное» («нехорошее»), ибо выдаваемые людьми оценки поведения других людей как «правильного» или «неправильного» часто бывают произвольными и относительными.
Часть 1. Эмоциональная агрессия
Агрессия может быть холодным и рассчитанным действием, совершаемым намеренно и направленным не на то, чтобы нанести ущерб жертве, а на какую-то иную цель, но она бывает и эмоциональной реакцией, управляемой преимущественно желанием причинить вред.

Аутоагрессия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/autoagressiya
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным - когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен - так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.
Аутоагрессия проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда — в нанесении себе физических повреждений (например, при так называемой трихотилломании - навязчивой страсти к выдергиванию волос), в особо тяжелых случаях - в попытках суицида (самоубийства). Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами.
Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.
К определенному периоду жизни у ребенка формируется рефлексия - способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей - воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой.
Самонаказание сложно назвать эффективным методом самовоспитания. Оно запускает ненужные негативные эмоции, отвлекает с дела на переживание. Вместо того, чтобы исправлять ошибку, человек погружается в расстройство и самоедство.
Если вам свойственно такое поведение, то воспользуйтесь упражнением "Ошибочка". Оно состоит из трех простых шагов, которые формируют привычку относится к своим ошибкам без переживаний, и исправлять их.

Аутоагрессия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аутоагрессия (Автоагрессия, Аутодеструкция, Поворот против себя;) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении). В работах А. В. Ипатова понимается как психическое состояние, приводящее к саморазрушительному поведению. «Аутодеструкция» и «аутоагрессия» часто понимаются как отдельные понятия, но разные авторы по разному проводят между ними границу.

Причины аутоагрессии
Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче — жить. Различные исследователи по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

С точки зрения психоанализа
В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» (англ. turning against the self) рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда. Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Внешняя обусловленность
Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

Фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты.
Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.
Обратная отрицательная связь — несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.
Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению эта социально-психологическая дезадаптация возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и то, что препятствует её удовлетворению.
Внутренняя структура
Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.
Самооценочный субблок — связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.
Интерактивный субблок — связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно — с застенчивостью.
Социально-перцептивный субблок — наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».
Классификация саморазрушительного поведения
При шкалировании агрессии по основным существующим методикам, аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии, что подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.

Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:

По влиянию на область человеческого бытия:
Физические
Психические
Социальные
Духовные
По структурным характеристикам:
Уровневые проявления:
Идеаторный
Аффективный
Внешнеповеденческий
По способу реализации:
Непосредственные,
Расширенные,
Опосредованные,
Трансагрессивные;
По степени произвольности:
Осознанные,
Неосознанные
По динамическим характеристикам:
По темпу формирования:
Острые,
Подострые,
Хронические
По временным показателям:
Транзиторные,
Рецидивирующие,
Персистирующие
По типу развития:
Стационарные,
Прогрессирующие,
Регрессирующие,
Трансформирующиеся;
По связи с заболеванием или его обострением:
Морбидные
Внеморбидные (пре- и постморбидные);
По влиянию на течение болезни:
Условно-негативные
Условно-позитивные
Условно-нейтральные.
По форме проявления:
Суицидальное поведение.
Пищевая зависимость.
Химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм.
Фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.
Аутическое поведение.
Виктимное поведение.
Занятия экстремальными видами спорта.
Аутоагрессия
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».
Аутоагре;ссия – агрессия, направленная против себя.
Аутоагрессия проявляется в:
самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
выборе аутодеструктивного поведения (пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение).
Аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии. Это подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии (Реан, 2001).
Аутодеструктивные действия можно классифицировать следующим образом (Агазаде Н.В., 1989):
По влиянию на область человеческого бытия: физические, психические, социальные, духовные;
Структурные характеристики: а) уровневые проявления: идеаторный, аффективный, внешнеповеденческий б) по способу реализации: непосредственные, расширенные, опосредованные, трансагрессивные; в) по степени произвольности: осознанные, неосознанные (Жмуров, 2001);
Динамические характеристики: а) по темпу формирования: острые, подострые, хронические б) по временным показателям: транзиторные, рецидивирующие, персистирующие в) по типу развития: стационарные, прогрессирующие, регрессирующие, трансформирующиеся;
По связи с заболеванием или его обострением: а) морбидные б) внеморбидные (пре- и постморбидные);
По влиянию на течение болезни: а) условно-негативные б) условно-позитивные в) условно-нейтральные.
А.А. Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности» (Реан, 1997). Аутоагрессия, по мнению исследователя, представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях.
В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показывают результаты исследования, могут быть выделены 4 субблока:
характерологический субблок аутоагрессивного паттерна (уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью);
самоооценочный субблок (связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности);
интерактивный субблок (выявляет связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью);
социально-перцептивный субблок аутоагрессивного паттерна личности (наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других»).
Реализация аутоагрессии рассматривается с точки зрения различных теоретических систем.
Пилягина Г.Я. считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:
Фрустрированный субъект с подавляемой агрессией на фоне отрицаемых им социализированных интроектов и формирующимся внутренним конфликтом.
Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеназванным внутриличностным конфликтом.
Обратная отрицательная связь - несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и ситуации, которая увеличивает напряжение, агрессивность субъекта и потребность разрешения внутриличностного конфликта (Пилягина, 2000).
Данная теоретическая модель делает акцент на внешней детерминации аутоагрессии. Другие исследователи считают, что стремление причинять себе вред обусловлено, скорее всего, бессознательным чувством вины, а не столько фрустрацией или несбывшимися ожиданиями (Жмуров, 2001).
Коллективная аутоагрессия
Характерна для стигматизированных групп, коллективов и т.п.
Крайней степенью аутоагрессии страдают современные русские.