Любовь Турбина. Путешествие в юность

Валерий Липневич
 

                Валерий Липневич обладает удивительным даром повествования – неспешным по ритму, с точными деталями, по которым в памяти легко реконструируется время. Видимо, поэтому проза, написанная 40 лет назад, читается сейчас с неослабевающим интересом, хотя и не торопливо, не взахлёб. Хочется, прочитав одну-две главки отложить на время книгу и прочувствовать прочитанное.
                Недавно довелось перечитать «Девушку с яблоком» - в своё время  номер журнала «Студенческий меридиан», в котором она была напечатана, было не достать. Теперь появился интернет, и уже моя молодая коллега в возрасте моей дочери – прочитав эту повесть, сказала: - «Неужели тогда, в годы застоя, кто-то мог писать так современно?».   Её удивление правомерно – произведение написано совершенно внутренне свободным человеком. И автор не только так пишет, это было бы невозможно, если бы он так не жил. Я не знаю никого, кого могла бы поставить рядом с ним по этой внутренней свободе – свободе от суеты, тщеславия, погоне за деньгами и успехом.
                В прошлом году издательство «Мастацкая лiтаратура» выпустило одной книгой повести Валерия Липневича «Ева, верни ребро» и «Девушка с яблоком», о первой из них хотелось бы поговорить подробнее. Повесть написана ещё в 1973-ем году, почти одновременно с происходящим в книге. Временная дистанция минимальна, как и дистанция между героями и персонажами.  Читая, постоянно ловишь себя на мысли: какие же счастливые были годы нашей юности! Всерьёз можно было заниматься своим развитием – герой-студент регулярно ходит в библиотеку и проводит там своё лучшее время. Процесс самообразованием героя также увлекает и образовывает внимательного читателя. Сейчас даже не верится, что нам была доступна эта роскошь -  радостно и углублённо  совершенствовать себя. И не только умственно. Герой регулярно ходит в спортзал и в бассейн  - разумеется, бесплатно. Да и о деньгах в повести никто не думает, главное богатство – время, которого хватает на всё. Потому что тратится оно на самое главное.
               Деньги, ставшие фетишем нашей теперешней жизни, как-то не имели значения в той жизни – молодые люди, о которых рассказывается в повести, не голодали, встречаясь периодически, пили сухое вино,  пели под гитару, рассуждали обо всем на свете и, конечно, влюблялись, бесконечно влюблялись – это и было самым важным для той жизни.
              В повести  Валерия Липневича неспешно и подробно прослеживается все стадии  зарождения чувства в сердце главного персонажа. И так как он студент, то главные события разворачиваются в библиотеке -  в читальном зале тогдашней минской Ленинки. Это, конечно, выдает и некоторую книжность восприятия героя-студента. Но живое чувство призвано снять с героя эту кору книжности. Помогает освободиться от этого сковывающего покрова и сумма переживаний, связанных с природой, с деревней, куда герой приезжает на каникулы – к деду с бабушкой. Уже когда писалась повесть, было понятно, что это последнее поколение сельских жителей, сохраняющих разумность и естественность устройства своей жизни.
             Но вернемся к влюбленному герою, заворожённо следящему за движениями своей души, взволнованной неожиданным чувством. Некоторая книжность восприятия действительности преодолевается лишь при расставании с девушкой.  Да и всего-то был у них один единственный поцелуй – правда, в троллейбусе. Что может показаться просто смешным или странным   для современных молодых людей! И слёзы не столько облегчают душу юноши, но растворяют преграду между ним и подлинной жизнью, уносят всё тяжелое и сковывающее. И поэтому образ половодья естественно заканчивает повесть.
            Почти забытый опыт неспешного чтения, который дарит проза Валерия Липневича, возвращает  время нашей юности, дополняя и обогащая собственными воспоминаниями и ассоциациями.  Думаю, что после знакомства с книгой, современному молодому читателю будет понятно, что те, чья молодость пришлась на семидесятые годы, были более внутренне свободны, чем сегодняшние молодые. Прежде всего свободны  от соображений меркантильных и тщеславных, что бесспорно способствует развитию ума и таланта, открывает широкие горизонты для реализации личности, для обретения подлинного счастья.

Рецензия опубликована в еженедельнике "Лiтаратура i мастацтва", 2014, 14 ноября.


Книгу можно приобрести в Минске: Дом Книги, проспект Победителей, 11, изд. Мастацкая лiтаратура, 9-ый этаж, отдел маркетинга.
220004, www.mastlit.by; e-mail@mastlit.by

Некоторое количество экземпляров есть ещё и у автора.