Гениальный иллюстратор- Гюстав Доре

Юрий Жданов 2
                Памятные даты
                К 170-летию Гюстава Доре (1832-1883)

ГЕНИАЛЬНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР


                Смотреть на мир, как Бальзак.
                Г. Доре

Мировой рекорд Доре

«Великий Доре», «гениальный иллюстратор»- так называют этого художника.
Во второй половине XIX века его имя было самым популярным из всех мастеров графики.
Книги с его иллюстрациями издаются во всем мире.                Неиссякаемый запас энергии и фантазии, редкая художественная память позволили ему за творческую жизнь создать 80 тысяч рисунков и картин!
Невероятно, но факт! Настоящий мировой рекорд! Один лишь перечень его работ составил бы объемистый том. Он проиллюстрировал сказки Перро, «Басни» Лафонтена, «Приключения барона Мюнхаузена» Распе, «Дон Кихота» Сервантеса, «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона, «Божественную комедию» Данте, «Неистового Роланда» Ариосто, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Озорные рассказы» Бальзака, «Ворона» По, «Тружеников моря» Гюго, Библию…

Факты биографии и творчества

Доре родился в Страсбурге- старинном городе, столице французской провинции Эльзас. Его отец- инженер, строитель мостов, интересовался литературой, выписывал книги и журналы, которые часами просматривал маленький Доре. Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Уже его ранние работы отличаются остроумием и фантазией, гротеск соседствует с сатирой. С 11 лет он делал литографии (рисунки на литографском камне).
С 1847 года он жил в Париже, свои карикатуры на политических деятелей публиковал в журналах. Его первый альбом «Геракл» вышел в 1847 году. Славу ему принес второй альбом- «Парижский зверинец» (1854). В нем Доре дал типы горожан: «львы»- богатые стареющие господа, «оперные крысы»- солистки кордебалета, «волки»- биржевые дельцы…
Он не получил специального художественного образования, но постоянно совершенствовал свои профессиональные навыки художника. Зрительная память у него была феноменальной. И это определило его неповторимую творческую манеру. Сюжет и композиция созревали в его сознании в законченном виде, и он лишь фиксировал это «творческое видение» на бумаге. Например, он помещал где-то в углу листа фигуру человека, затем несколько поодаль копье, руку, ногу, колонну храма, лошадь, колесо, группы всадников, силуэт пейзажа… Затем все это быстро объединял в одну сложную по композиции сцену. Он никогда не вносил в рисунок исправлений. Его отличительные черты- композиционный дар и неистовая фантазия.
Но он занимался не только рисунками. Он мечтал стать великим живописцем-монументалистом и ваятелем. И в этом была его трагедия. Живопись его была салонной, далекой от задач современного ему искусства. Не принесли славы и мраморные вазы со сложными по композиции мифологическими изображениями. Одна из лучших его живописных картин- «Неофит». Она была представлена в 1869 году на выставке в Мюнхене. А среди скульптур наиболее интересен памятник А. Дюма-отцу (1882), открытый в 1884 году в Париже: Дюма сидит в кресле, на одной стороне цоколя памятника группа за чтением его произведений, на другой- герой «Трех мушкетеров» д Артаньян.

«Человеческая комедия» Доре

Как рисовальщик Доре не имел себе равных. У него было достаточно и врагов, и друзей, которые ясно видели, какой у него неистощимый запас творческих сил.
В английский период его творчества шумный и постоянный успех имела «Галерея» Доре, открывшаяся в Лондоне в 1867 году. В 1872 году вышли его гравюры, составившие цикл «Лондон». Они созданы под впечатлением от посещения ночных вертепов, притонов, тюрем, ночлежек, аристократических частей Лондона. Его большая лондонская мастерская по изготовлению гравюр на дереве (ксилография) всегда была завалена работой. Книгоиздатели наперебой предлагали ему высокие гонорары. Его представили королеве Виктории, он жил в качестве высокого гостя в имениях лордов. О нем писали хвалебные статьи. А в Париже в лице Доре видели будущее графики. Он был гостеприимным хозяином, устраивал в своем ателье блестящие приемы, вечера, спектакли, увлеченно играл на скрипке, с исключительной изобретательностью сервировал стол для гостей…
Излюбленной фразой и девизом Доре было: «Смотреть на мир, как Бальзак»
И он действительно смотрел на мир глазами Бальзака, когда создавал рисунки о жизни Лондона, Испании, Франции. Он не выступал открыто с критикой буржуазных порядков, а лишь со свойственным ему реализмом зарисовывал все то, что видел. И в результате получалась огромная «человеческая комедия» буржуазных государств.
Уже больным, когда дни его были сочтены, он не переставал думать о том, что главного еще не успел сделать. Доре мечтал создать иллюстрации к произведениям Шекспира, к «Руслану и Людмиле» Пушкина, к «Демону» Лермонтова.
Доре хорошо знали в России. В период 1874-1879 годов в Петербурге выходила «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями Доре, напечатанными с подлинных гравюр на дереве. Это издание дало первый полный русский перевод «Божественной комедии». Успех был огромный. Критика писала: «Художник не только пояснил, но и воспроизвел в другой форме великую итальянскую трилогию и с такой же поэтической силой и красотой начертил ее в картинах, с какой Данте создал ее в своих могучих стихах».
Французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) говорил: «Нет другого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте». А Виктор Гюго иллюстрации Доре к «Труженикам моря» назвал «великолепным переводом» своего романа. Иллюстрации Доре жили и живут в многомиллионных экземплярах книг и альбомов, даря нам радость. Спасибо ему за это!
                Юрий Жданов   2002 г.

Рассказ Юрия Жданова «Гениальный иллюстратор- Гюстав Доре» опубликован:
1. Юрий. Гениальный иллюстратор. Газета «Радость» № 1, 2002. Стр. 18- 19
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009.  184с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012.  184 с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
5. Юрий Жданов. Гениальный иллюстратор: Гюстав Доре. «Детская Роман-газета» № 3, 2012. Стр.17- 20

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Перечень рассказов Юрия Жданова, опубликованных в «Детской Роман-газете», смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова в «Детской Роман-газете»)