С. А. Есенин. Православный взгляд

Литовченко Лида
      Уважаемые читатели,вы можете сказать - а зачем?
Я верю в Россию, будучи православной. Без этого не изменить людей, идущих широкой
дорогой безнравственности, не замечая узенькой тропинки к Богу. У меня болит
душа о детях - будущем поколении. Мы, взрослые, должны позаботиться о чистоте их душ. Для них хороший пример русская литература наших классиков, на творчестве
которых отпечаток православной культуры. Лучше всего об этом сказал
Ф.М.Достоевский:"Русский человек - самый прекрасный человек в мире,если он православный. А русский без православия - последняя дрянь". Он имел ввиду, что не
православный способен убивать, воровать, пьянствовать, наркоманить,  т.е. идти
греховной дорогой. Я думаю, с этим не поспоришь, особенно сейчас, когда материальное затмило все духовное. Солженицын всегда повторял: "С гнилым дуплом
дерево долго не стоит".
   Итак, о поэте "золотой бревенчатой избы". С.А.Есенин родился в 1895 году
21 сентября в с.Константиново,Рязанской губернии.Начал сочинять стихи в 9 лет. Думаю, на его Божий дар повлияло деревенское детство. Село располагалось на
берегу Оки с обрывистыми берегами. Сенокосы, выезды в ночное, березы, воспетые им
Сказки, песни бабушки и дедушки. Чтение по субботам и по воскресеньям Святого
Писания, посещение Церковных служб, паломничество  с 8 лет по монастырям с бабушкой - все это оставило отпечаток в его первые годы поэзии.
                Льется пламя в бездну зренья
                В сердце радость детских слов
                Я поверил от рожденья
                В Богородицин  Покров.
   С.А.Есенин необыкновенно популярен, его любят, знают и интеллектуалы и простые люди,такие как и я. Каждый нашел, что ему близко.У кого еще  вы найдете
такие метафоры: "улыбнулись сонные березки", "слушают ракиты посвист ветряной,   
"темным елям снится гомон косарей" и т.д. ?                Стих "С добрым утром"
                Топи да болота
                Синий плат небес
                Хвойной позолотой
                Взвенчивает лес.

           Тенькает синица
           Меж лесных кудрей
           Темным елям снится
           Гомон косарей.
  Природные процессы уподобляются предметам крестьянского быта: "Синий плат
небес", "березовое молоко","солнечное масло" и т.д.
      Наша вера не погасла
      Святы песни и псалмы
      Льется солнечное масло
      На зеленые холмы.

     Верю Родина я знаю
     Что легка твоя стопа
     Не одна ведет нас к Раю
     Богомольная тропа.
  Читая его стихи, испытываешь радость, что ты живешь, причастен к Божьему миру.
Природа в творчестве Есенина - как бы часть вселенского Богослужения, в котором  "березки - свечки кадят росою", "ивы вызванивают в четки", "воробей
псалтирь читает" и мн.др.
               Пахнет вербой и смолою
               Синь то дремлет, то вздыхает
               У лесного Аналоя
               Воробей псалтирь читает.
  Его тонкая впечатлительная натура была насыщена жизнью красоты и полноты.

              Там где капустные грядки
              Красной водой поливает восход
              Кленочек маленький матке
              Зеленое вымя сосет.
   
Ну как впечатляет? Я в восторге.Ну кому придет в голову назвать побег
клена кленочком, да еще сосет вымя? Герои лирики Есенина - природа. Природа не
живая, живет, движется. Читая, понимаешь,что в христианстве его держала природа.
Во время гонения на религию, поэзия ЕСЕНИНА БЫЛА СЛОВНО ЧАСОВНЯ ДЛЯ ХРИСТИАН.
Вот и мы зашли помолиться на "копны и стога".
     В  письме к другу, еще до 1914 года, он писал: "Гриша, в настоящее время
я читаю Евангелие и нахожу очень для меня много нового. Христос для меня
совершенство, но я не так верую в Него. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я читаю чисто и свято как в человеке...как образец любви к ближнему."Кто читал этот стих? ДУМАЮ КАЖДЫЙ.

Чую Радуницу Божью
Не напрасно я живу
Поклоняюсь придорожью
Припадаю на траву...
Между сосен,между елок
Меж берез кудрявых бус
Под венком в конце иголок
Мне мерещится Иисус
Он зовет меня в дубравы
Как во Царствие небес
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от Бога
Словно огненный язык
Завладел моей дорогой
Заглушил мой слабый крик.
      
А.В.Кольцов сказал:"Мир есть тайна Бога,БОГ есть тайна мира."И так об этом
Есенин сказал в своем творчестве. Но после революции он был другой. ДАЛЕКО
не тихий отрок, чувствующий "голубей целующих в уста". Он стал постепенно уходить от православия, готов был "задрав штаны бежать за комсомолом".
Сначала отрекся от религии, как понимания крестного пути.
          КТО-ТО с новой верой
          Без креста и мук
          Натянул на небе
          Радугу КАК ЛУК.
 
 Затем прошел угар в его голове. Увидел к чему привели перемены. Видя в стране разруху и попранные людские устои жизни,поездив по стране, особенно по
провинции, он сказал:"Все рушится, надо самому быть оттуда, чтобы понять - конец
всему. Это был у Есенина период душевной трагедии.
В послеоктябрьской лирике мы находим,что к ЕСЕНИНУ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДУШЕВНЫЙ МИР.
  Читаем:"Не сказано синее нежное", "не жалею, не зову,, не плачу", "спит ковыль, равнинная дорога". Особенно чувство просветленности усматривается в стихе
"РОЗОВЫЙ КОНЬ". В 1920 году он пишет:
                И теперь,когда вот новым светом
                И моей коснулась жизнь судьбы
                Все равно остался я поэтом
                Золотой бревенчатой избы.
 
 Он осознал:"Я последний поэт деревни". Равно как и грешник, удалился от Бога
и с сокрушением в сердце пишет:
                Стыдно мне ,что я в Бога не верил
                Горько мне,что не верю теперь.

Через него прошла боль истории того времени, в котором он жил. Его желание,"на
родине любимой", "все любя  спокойно умереть". Впрочем, умереть так кажется и не дали. Еще он завещал:"Чтоб за грехи мои тяжкие.За неверия в благодать. Положили
меня в русской рубашке под иконами умирать".
      Есенин, как и Пушкин, прожил короткую жизнь. И оба предчувствовали
свою участь.
 Из переписки с друзьями, (письмо к Г.А.Бениславской):"Боже мой, какой
я был дурак.Я только теперь очухался. Все это было прощание с молодостью.
Теперь будет не так".  ОН тосковал по утраченной вере. Как я уже
заметила."Стыдно мне, что я в Бога не верил" ...В стихе "Синий день" чувствуется его покаяние "Я молюсь Ему по ночам", "Так мне нужно и нужно молиться" (1925 г.)   И в этом году его не стало, в ночь с 27 на 28 декабря.
Есенин был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

                + + +
   С.А.Есенин, я считаю самый русский поэт. Потому, что никто не мог так раскрыть
свою душу и самого себя обвинить. Он так боялся душевной опустошенности, читаем -
"Мне страшно, ведь душа проходит как молодость, как любовь". Эту строчку выделил
Мандельштам:"Есенин не потерял душу, как те, которые расстреливали, бросали в темницу". Рядом со станцией "Зима" панно, посвященное Есенину
заключенными. "Душа, отданная другим, не проходит".
 
          А ВОТ стих ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО, посвященный Есенину. Он сказал так
хорошо о многом, что касается Есенина, нашей Родины и народа, и его самого.



              Письмо Есенину.
Поэты русские,друг друга мы браним.
Парнас российский дрязгами заселен,
Но все мы-чем-то связаны родным-
Любой из нас хоть чуточку Есенин.

И я Есенин,но совсем иной,
В колхозе от рожденья конь мой розовый.
Я,как Россия, более стальной
И,как Россия,менее берёзовый.

Есенин, милый. изменилась Русь,
Но сетовать,по-моему, напрасно,
И говорить ,что к лучшему,-боюсь;
Ну а сказать,что к худшему,-опасно.

Какие стройки спутники в стране!
Но потеряли мы в пути неровном
И двадцать миллионов на войне.
И миллионы- на войне с народом.

Забыть об этом, память отрубив?
Но где топор,что память враз отрубит?
Никто,как русские,-так не спасал других,
Никто,как русские,-так сам себя не губит.

Но наш корабль плывёт,когда мелка вода,
Мы посуху вперёд Россию тащим,
Что сволочей хватает , не беда.
Нет совести-вот это очень тяжко.

И жалко то ,что нет еще тебя
И твоего соперника горлана.
Я вам ,двоим,конечно не судья
Но все-таки ушли вы слишком рано.

Когда румяный комсомольский вождь
На нас,поэтов,кулаком грохочет
 И хочет наши души мять,как воск,
И вылепить своё подобье хочет.

Его слова,Есенин,не страшны,
Но тяжко быть от этого весёлым.
И мне не хочется поверь,
Задрав штаны,бежать вослед за этим комсомолом.

Порою горько мне,и больно это всё,
И силы нет сопротивляться вздору
И втягивает смерть под колесо,
Как шарф втянул когда-то Айседору.

Но надо жить ,ни водка, не петля,
Ни женщины-всё это не спасенье.
Спасенье ты,российская земля
Спасенье...твоя искренность, Есенин.

И русская поэзия идет
Вперёд сквозь подозренья и нападки
И хваткою есенинской кладет Европу.
Как Поддубный на лопатки.

             1965 г.