Национальное и вселенское

Петр Лебедев
"Феномен пессимизма в обществе затронул в недавней речи в Сиэтле президент США Барак Обама. На фоне кризисных ситуаций в ряде регионов мира, по его мнению, «у многих возникает озабоченность из-за ощущения того, что старый порядок разрушается, но мы не дошли до нужной точки в смысле создания нового порядка, построенного на других принципах, гуманизме и экономики во благо всех людей».

В результате, отмечают исследователи, значительная часть электората уже не верит в «американскую мечту» как в реальную возможность — идею, бывшую фундаментальной для общества".

http://news.mail.ru/society/19145479/?frommail=1

Как сказал персонаж Бельмондо из французского фильма "Наследник": "У американского офизиоза много лиц". И если мы беремся рассуждать о каких-то заявлениях и тенденциях, если начинаем что-то критиковать, обобщать, делать выводы, мы должны понимать, что это не распространяется на общество, в данном случае, американское, как таковое, а, скорее именно на тот или иной официоз, тот или иной рупор тех или иных идей - и вот с идеями-то мы спорим или соглашаемся. И все же если даже сам президент говорит об идейном кризисе и поиске новых основ общественного согласия, то это достаточно серьезно.

Я могу поделиться своими ощущениями от посещения Вашингтона - в порядке потока сознания. Мне понравился Национальный Молл - это огромная площадка, окруженная государственными учреждениями и музеями, включая аэрокосмический музей. Это американский эквивалент одновременно ВДНХ и Невского проспекта в той его ипостаси, который он имел в царской России - скопление правительственных учреждений имперского значения. Но одно смутило, а именно само словцо "национальный", не вяжущееся в моем сознании с вселенскими масштабами современной Америки. А там вообще это слово в ходу, иногда замещая слово "народный" в нашем его понимании.

Корни этого несоответствия надо искать в конце XVIII- начале XIX веков, Америка с тех пор не меняла устоев, которые вошли в конфликт с новым качеством, достигнутым современным обществом. В те далекие годы, память о которых жива в архитектуре Вашингтона, американские колонии при помощи французов отделяются от империалистической Англии, создается новая нация. Тогда слово "нация" имело смысл государственной индивидуальности, суверенитета, независимости - и стремления к имперскому величию. Вспомним пресловутую "великую нацию" французов времен наполеоновских войн. Т.е. нация - это суверенная государственность, расширяющая свое влияние среди других национальностей, на плоской поверхности земли.

В понятии "нация" существенен код "свой-чужой". Есть просто "сукин сын" - его надо всемерно осуждать общечеловеческой моралью, а есть "свой сукин сын", полезный для нации - потому его надо одобрить, пусть и из-под полы.

Итак, осознание себя как нации уже есть основа для двойных стандартов. И это заложено в самой уже Декларации Независимости США - сначала там о том, что Бог создал людей равными, а потом - что есть агнцы и козлищи: свои, демократические люди, правильные - и, с другой стороны, чужие, имперские (тогда - английские) человеки, с которыми должно бороться. Т.е. задан вектор экспансии: борьба с чужими, т.е. вне ведения американской демократии, "сукиными сынами" силами своих, хотя и генетически родственных тем, но хороших и правильных. И эта тенденция - борьба с теми, кто назначен на роль недемократических варваров, "чужих сукиных сынов" есть общий вектор, иногда доводимый до крайностей, до расчеловечивания чужих, до непризнания их людьми из-за того, что они придерживаются иных взглядов или корней. Здесь проступает уже сурвивальная логика социального дарвинизма - конкуренция за ограниченные ресурсы с другими видами-нациями.

Конечно, такая парадигма противоречит заявленной вселенскости проекта Global USA. Или США есть нация (одна из многих), или это глобальная конструкция. Нация подразумевает многополярность, а вселенскость - преодоление национальных барьеров и достижение всечеловеческой общности, космизм, космополитизм. Это новая реальность, которая превосходит пределы компетенции исходной декларации независимости, сам пафос которой уже, по-моему, давно должен был улетучиться.

Я подчеркиваю, что данное критическое размышление - моя личная точка зрения, человека из другой среды, доброжелательно принятого в Америке в недавней поездке, уважающего ее народ и особенно - организацию науки в этой стране.

Я не знаю, как выйти из мирового кризиса, но мне кажется, что розыгрыш национальной (особенно, националистической) карты, в том числе в Европе, - ложная и опасная ставка в современном мире. Глобализация же сознания, необходимо идущая в мире, подразумевает его космизацию, т.е., условно говоря, торжество ВДНХ над Невским проспектом и Аэрокосмического музея над Капитолием. Задача государства - обеспечивать межнациональный мир. Естественные науки дают хорошую основу интернационализации сознания без потери этнического тождества.