Тридцать третья буква

Сергей Бурлаченко
        29 ноября 1793 года считается рождением буквы «ё». Идею ввести эту букву в русский алфавит принадлежит княгине Екатерине Дашковой. С таким предложением княгиня выступила на заседании Императорской Российской Академии.
        В то время русский алфавит состоял из 32 букв. 33-й буквы «ё» официально не существовало.  Йотированный звук «о» в словах «матёрый» или «ёж» изображался двумя буквами – io, и выглядели они как «матiорый» и «iож». Именно об этой проблеме и заговорила Екатерина Романовна на том памятном заседании, которое обсуждало проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской». Под самый занавес собрания княгиня спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка»? Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесенное ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, іолка, іож, іол».
        Поначалу утомленные академики растерялись. Серьёзным и ответственным учёным предложение показалось розыгрышем. Но буквально через час доводы Дашковой представились убедительными, и целесообразность введения новой буквы было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. Митрополит не подкачал. И уже 18-го ноября 1784 года буква «ё» получила официальное признание.
        Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Г.Р. Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Первое же печатное издание, в котором встречается буква «ё», — книга Ивана Дмитриева «И мои безделки» (1795), изданная в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия. Первым словом, отпечатанным с буквой «ё», было «всё», затем «огонёкъ», «пенёкъ», «безсмёртна», «василёчикъ». Первая фамилия («Потёмкинъ») с этой буквой была напечатана в 1798 году у самого Державина!
        Известной же буква «ё» стала благодаря Н.М. Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени вообще считался её автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».  Однако неизвестно, была ли то собственная идея Карамзина или же инициатива кого-то из сотрудников издательства. Следует отметить, что в научных работах (например, в знаменитой «Истории государства Российского», 1816—29 гг.) сам Карамзин букву «ё» не использовал.
        Через сто с лишним лет в поддержку «ускользающей» буквы выступил Иосиф Виссарионович. 6 декабря 1942 года Сталину на подпись принесли приказ, в котором фамилии нескольких генералов были напечатаны с буквой «е», а не «ё». Существует легенда, что вождь пришел в ярость и на следующий день во всех статьях газеты «Правда» вдруг появилась буква «ё». Ныне буква снова используется, причем очень активно. И по разным поводам. На отечественном авторынке появился "Ё"-мобиль"(правда, ненадолго), а в городе Ульяновске букве даже установили гранитный памятник.