Трамвайная сага

Сергей Бурлаченко
        6 апреля 1899 года по Москве проехал первый трамвай. Вообще, годом появления общественного пассажирского транспорта в столице следует считать 1847 год, когда было открыто движение десятиместных летних и зимних экипажей (линеек) по 4 радиальным линиям и одной диаметральной. Численность городского населения приближалась к 400 тысячам человек, москвичам хотелось ездить всё быстрее и все дешевле.
        Первая пассажирская линия конного трамвая в Москве была открыта 7 июля 1872 г. К тому времени электрический трамвай в России уже ездил по улицам Киева, Нижнего Новгорода и Курска. Пришла очередь Москвы. «...Вагоны конки представляли собою старые, выслужившие все благоразумные сроки, рыдваны, двигавшиеся со скоростью от 6 до 7 верст в час, с бесконечными остановками, зависящими от полного расстройства старых рельсовых путей...», - писал один из деятелей Городской Управы Н.Н.Щепкин. Положение, по выражению Городской Управы, стало близко к критическому. Эти обстоятельства, наряду с успешным опытом эксплуатации электрического трамвая в Киеве и Нижнем Новгороде, побудили Первое Общество конно-железных дорог в Москве обратиться в 1895 г. в Городскую Управу с предложением о пуске «в виде опыта» электрического трамвая по какой-либо одной из линий конно-железных дорог. Получив требуемое разрешение, Общество в июле 1898 г. приступило к переоборудованию Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по ул. М. Дмитровка и далее до Бутырской заставы (т.е. от пл. Пушкина, по ул. Чехова, Долгоруковской, Новослободской, по Сущевскому валу), а также двух опытных загородных линий: Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка). Летом 1898 г. Первое Общество заказало на русских электротехнических заводах фирмы «Сименс и Гальске» для линий, подстанции и вагонов электрооборудование. Сами вагоны собирались в Германии на заводе Фанкельрид. В июне того же года на Башиловке началось строительство «Электрического» трамвайного парка. Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 6 апреля 1899 г. в «Электрическом» парке. Местом первых поездок с помощью электрической тяги был небольшой двухпутный, длиной 400 саженей, участок Бутырки-Башиловка, идущий от Бутырской заставы и до электрической станции Общества конно-железных дорог.  Опыты дали удовлетворительные результаты. Первое Общество, приступив к регулярной эксплуатации электрифицированных линий, организовало движение электрических вагонов по двум маршрутам: Долгоруковская линия (Страстной монастырь - Бутырская застава - Петровский парк) и Петровская линия (Белорусский вокзал - Петровский дворец). Ветка по Лесной улице была одноколейной и служила для связи Петровской линии с Электрическим парком на Башиловке. Запуск электрического трамвая на указанных линиях состоялся 27 июля 1899 г. в 12 часов в трамвайном парке на Башиловке с молебствием и водоосвящением. С открытием движения электрического трамвая на этих участках транспортной сети движение конных вагонов прекратилось.
        Московский трамвай достиг наивысшей точки развития в 1934 году. Тогда он ходил не только по Бульварному кольцу, но и по Садовому. После открытия первых линий метрополитена в середине 1930-х были сняты трамвайные линии, совпадающие с линиями метро. Более радикальные изменения произошли в 1940-х годах, когда трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные в западной части Бульварного кольца и убраны от Кремля.  Позже были закрыты линии по Проспекту Мира, затем на Нижней Масловке, потом на Ленинградском проспекте и на Лесной улице. Сейчас в Москве осталось 754 трамвайных вагона 46-и маршрутов, которые колесят по 416-километровому рельсовому пути.