Рок и любовь

Сергей Бурлаченко
        9 июля 1981 года в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Юнона и Авось». Стихи Вознесенского, музыка Рыбникова, игра Караченцова и Шаниной произвели фурор. На отечественной сцене появилась рок-опера, успех которой можно смело сравнить с успехом бессмертного «Иисус Христос – Суперзвезда».
        «Юнона» не была первым опытом в истории советского мюзикла.   Просто по успеху она превзошла своих предшественниц. Первыми рок-операми были «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976) все того же Алексея Рыбникова в постановке «Ленкома» и написанные в 1970-х Александром Журбиным «Орфей и Эвридика», «Принц и нищий» и «Пенелопа». В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову музыка понравилась, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому. Но тот идею отверг и предложил использовать в качестве либретто свою поэму «Авось!» о любви сорокадвухлетнего графа Резанова, вместе с Крузенштерном руководившим в 1806 году кругосветным плаванием на шлюпах «Юнона» и «Авось», к шестнадцатилетней дочери коменданта Сан-Франциско Кончите Аргуэльо. Прочитав поэму, Захаров согласился. Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.
        Новый спектакль был разрешён сразу. Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам. Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком» в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. В «Ленкоме» за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов. В настоящее время роль Резанова исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков, а роль Кончиты с успехом играет Алла Юганова.
        Спустя два века после трагической истории Резанова и Кончиты, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бенина, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить их к белому кресту над могилой графа Резанова. На одной стороне креста выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».