Рождение -Москвича-

Сергей Бурлаченко
        4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, а с 1968 года – Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, АЗЛК) был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400».После победы в войне 1941-45 гг. в стране возник интерес к созданию доступного и недорогого «малолитражного» автомобиля, который был бы предназначен для продажи в личное пользование.
        Производство легковых автомобилей в СССР началось в тридцатые годы с моделей среднего и большого литража, выпускавшихся Горьковским заводом и Московским имени Сталина. Это были сравнительно крупные автомобили, с достаточно мощными двигателями большого рабочего объёма. к концу тридцатых годов, на фоне развернувшейся к тому времени массовой автомобилизации в странах Запада, руководство страны стало понимать, что один лишь общественный транспорт не сможет полноценно обеспечивать потребности общества. Появились свои малолитражки НАМИ-1, НАТИ-2, КИМ-10-50, КИМ-19-52 , ЗиС, «Победа» и, наконец, «Москвич». Конструкция «Москвича-400» была скопирована с немецкого «Опель Кадет К38». Необходимое технологическое оборудование было вывезено из Германии с завода Опель из города Рюссельсхайм, только штампы на двери разрабатывал МЗМА. Правда, «Опель Кадет» был двухдверным, и «Москвич» - тоже. Но есть легенда, что, когда Сталин принимал двухдверный «Москвич-400», он сел рядом с водителем и сказал директору МЗМА Василию Тахтарову: «Садись и ты, дорогой». Тот побледнел. Не мог же он сказать: «Иосиф Виссарионович, вы, пожалуйста, выйдите на минутку, я откину спинку и пролезу на заднее сиденье».   Но вождь был настроен благодушно. Он с трудом вылез из тесной машины, небрежно бросил директору: «Сделай, чтобы людям было удобно» — и уехал. Так у машины появились четыре двери. Хотя «Опель» - довоенная модель 1938 года, он имел достаточно современную конструкцию и был хорошо приспособлен для поточного производства. Это позволило 4 декабря 1946 года собрать первый «Москвич-400».   Автомобиль имел несущую конструкцию кузова, независимую подвеску передних колес, гидравлический привод тормозов. Четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 1074 см.куб. развивал мощность 23 л.с. при 3600 об/мин. Невысокая степень сжатия – 5,8 – позволяла использовать низкооктановый бензин А-66. При снаряженной массе 855 кг наибольшая скорость «Москвича-400» составляла 90 км/час.
        По принятой заводом системе обозначения - «400» - это модель двигателя. Модель кузова обозначалась дополнительно, выпускавшемуся первоначально седану соответствовал индекс «420». В 1947 году был начат выпуск фургона модели 400-422, предназначенного для доставки небольших партий груза до 200 кг. Кузов был деревометаллический, так как обшивка грузового отсека сделана из бакелитовой фанеры на деревянном каркасе.
        Московский завод малолитражных автомобилей постепенно наращивал объёмы выпуска, велась работа по модернизации и созданию образцов новых машин. В 1949 году появилась модификация с кузовом кабриолет «Москвич-400-420А».
        Всего с 1946 по 1956 год было выпущено 247439 моделей машин «400» и «401» (седанов и кабриолетов). Они стоили 8000 рублей и пользовались большой популярностью. И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на «Москвичи» очень велик, для многих они стали пропуском в мир старинных автомобилей.