Память Петра Великого

Сергей Бурлаченко
        27 июня 1995 года вышло Постановление Правительства Москвы об установлении памятника Петру Первому на Москве-реке. В сетнтябре 1997 года в дни празднования  850-летия Москвы памятник был открыт. На искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала,
появился самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.
        Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Общая высота монумента равняется 98 метрам. Автором скульптурного памятника стал Зураб Церетели, хотя изначально командование Военно-морского флота планировало установить у Третьяковской галереи монумент, спроектированный скульптором Львом Кербелем. Но Москва остановила выбор на проекте З. Церетели и отвела ему место на Москве-реке в центре города, а памятник работы Л. Кербеля разместила в Измайлове. На проектирование и строительство фрегата и стоящего на палубе царя ушел неполный год. В аэродинамической трубе Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне этот макет находится в музее истории МГУ). Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова. Грандиозная скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, на котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде. Из нержавеющей стали изготовлены и ванты корабля. Подвесные ванты сплетены из нескольких тросов и прочно закреплены. Для уменьшения веса паруса создали не цельнолитыми, внутри полостей установлен металлический каркас, а изготовлены паруса из меди. Облицовка постамента, корабля и статуи выполнена из бронзы высокого качества.   Вначале металл обработали пескоструйным аппаратом, затем патинировали. Чтобы предохранить бронзу от окисления и разрушительного действия окружающей среды, ее покрыли специальными защитными воском и лаком. В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. Как и во многих крупных монументах, внутри памятника Петру I имеется лестница, для того, чтобы можно было следить за состоянием объекта. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.
        Как только монумент вырос на стрелке у Обводного канала, начались... курьёзы. Кто-то  иронически сравнивал фигуру Петра Первого с фигурой сеятеля облигаций госзайма из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Кому-то памятник просто не нравился. А историки флота прямо указывали на то, что с нарушением исторических традиций выполнены ростры памятника. Обычно их украшали трофейными флагами с поверженных кораблей. В данном случае ростры увенчаны Андреевскими флагами, т.е. согласно историческим и военным канонам, получается, что русский император воевал против флота своей страны. Ну и так далее и тому подобное. Бесконечные pro et contra. Видимо, личность Петра столь велика и уникальна, что продолжает парадоксально влиять на наше сознание даже из своего исторического далека.