Происхождение Вселенной. Часть 3

Николай Старовойтов
 Попав в материальную среду, свет теряет своё изначальное свойство- несвязанность временем и пространством, становится одним из событий нашего мира и подпадает под действие законов пространства и времени. Но свет остаётся собой. Он,как и прежде, животворит, освещает путь, очищает, выявляет скрытое, вдохновляет и воодушевляет.

 Иисус сказал: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.» (Иоан.12:46)
 Иисус сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру.» (Иоан.9:5) Как говорится в Послании к Филиппийцам (2:6-8),Христос Иисус, «...будучи образом Божиим (...) уничижил Себя Самого (...) сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (...)». Оставив неприступный свет, Он, Предназначенный ещё прежде создания мира, явился во плоти в царство текущего времени, будучи Богом по естеству, принял естество (подобие) человеческое, разделяя все немощи нашей природы,- кроме склонности к греху, и подчиняясь условиям человеческой жизни, воздействию земных сил, ограничений и тягостей. Бог-высшая Личность и может объяснить Себя только через Себя. «Был [в мире] Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.» (Иоан.1:9)

 Ещё в Писании свет символизирует Божье Царство истины, праведности, чистоты и невыразимой славы, а тьма символизирует мир заблуждений, зла,невежества, греха и место пребывания погибших.

 «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Иоан.1:5) Световой луч, пронзающий темноту, может остаться незамеченным, не принятым. Бывает и так, что лучи света пересекают тёмное помещение, а заметить человеку их невозможно [29].Например, если взять абсолютно тёмную комнату с небольшими отверстиями на противоположных стенах, расположенными одно против другого, и пропустить луч света из одного отверстия так, чтобы он пересёк комнату и вышел в другое, то никакой наблюдатель, глядящий сбоку, ничего не увидит [29]. Луч света невидим [29], пока ему не встретится какое-нибудь материальное тело- например, облачко пыли в неубранной комнате. Отражаясь от пылинок, свет рассеивается во все стороны и освещает всё помещение. Так что и пыль порой полезна! А многие люди смотрят на пыль, как на какую-то досаду. Однако, богодухновенное Писание говорит о значении пыли (Ис.40:12;Пр.8:26) и если бы пыли не существовало, тогда многие вещи на Земле изменились бы коренным образом.[30]

 Люди,охваченные духовной темногой, не видят света и не верят в Бога, Который есть Свет. Не в том ли причина, что слишком мало «пылинок» попало в световой поток, и отражённый и рассеянный ими свет слишком слаб, чтобы его заметили и признали те, которые прежде его не видел? Но «(...)невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.»(Рим.1:20) А наше дело, занятие живых- быть живыми «пылинками» в потоке истинного Света и духовный бросок вверх, к нетварным энергиям, к лучам славы Господней.

 Иисус учил учеников Своих: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И,зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного.»(Мф.5:14-16)

 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я-Господь, творящий милость,мсуд и правду на Земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.» (Иер.9:23,24) Веруйте в Бога благого и милостивого - все дела Его совершенны.

 Библия- не только Книга, а нечто большее. В её словах скрыто Слово ставшее плотью, Которое есть жизнь и податель жизни, Которое есть свет и податель света, Которое есть Источник неиссякаемой энергии. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.»(Иоан.1:9) Кстати, недавние исследования французских учёных показали: момент зачатия и первые дни развития эмбриона происходят не в темноте, как предполагалось раньше, а в лучах слабого красного света, пробивавшегося сквозь живот матери.[31] Чем больше света, тем лучше формируется ребёнок во чреве матери. Поэтому, как советуют учёные, в первые дни беременности стоит гулять на свежем воздухе солнечным днём, а зимой- по залитому солнцем жилищу. Этот факт замечательно согласуется с древним библейским откровением о Том, Кто есть жизнь и податель жизни, Кто есть Свет истинный и источник света. С удивительной проницательностью древний псалмопевец Давид воздал похвалу Тому, Кому Он приписывал чудо рождения человека. Он сказал: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости Мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было.» (Пс.138:14-16).Действительно, можно сказать, что оплодотворённое яйцо во чреве матери содержит «запись» всех частей формирующегося человеческого организма. Генетический код оплодотворённого яйца (во чреве матери) содержит внутреннее расписание, согласно которому все эти части появляются в должном порядке (ср.Пс.138:14-13). Этот факт и был по сути записан в Библии за тысячелетия до того, как современная наука вообще обнаружила генетический код! [32]

 Если вникнуть во внутреннюю связь библейских понятий: Слово, свет, жизнь и Бог, то станет гораздо понятнее всё многообразие значений слова «свет», которое столь часто встречается в Библии. Мы видим его повсюду, от первой до последней главы Писания. В «йом эхад» «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.»(Бытие 1:3)

 Библия говорит о Нём, Кто есть Отец света, Кто обитает в свете неприступном. Поэтому евангелист говорит: «Бога не видел [33] никто никогда, Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он явил."(Иоан.1:18) А Сам Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца»(из Иоан.14:9) Из этих слов ясно, что Иисус Христос- совершенный образ Бога-Отца.

 Писание учит, что Господь Бог через Своего Сына Иисуса Христа преобразил Свой свет в образ и явление, доступное людскому зрению. Сам Христос сказал: «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (из Иоан.8:12)

 И всякий, принявший Христов свет, принимает обязанность стать светом в мире, по слову Спасителя: «Вы свет мира» (из Мф.5:14 (-16)). Ему вторит Апостол Павел: «Вы были некогда тьма, а теперь- свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.»(Еф.5:8-9)

 В Псалтири сказано: «Слово Твоё- светильник ноге моей и свет стезе моей.»(Пс.118:105) Крепко держите светильник истины и он направит вас верным путём. И вдохновенные слова евангелиста указывают людям истинную цель жизни: «Если же ходим во свете,подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.»(1 Иоан.1:7)

 Свет! Кого оставит равнодушным этот чудный образ, внушённый Святым Духом авторам Библии?
 Воистину, Православие - это религия света!

 Апостол Павел сказал: «среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.»(Деян.26:13)

 Превосходящий солнечное сияние! Из этих слов понятно,что Павел столкнулся с чем-то неземным, невиданным и немыслимым. Он оказался в потоке чудесного света, не сравнимого со светом солнца! С этого времени Павел вошёл в новую действительность. Истинное Православие всегда Новое, оно переживается как только что свершившееся Откровение, как Осияние, как Озарение, как Просветление, как Преображение (лучи которого освящают и Крестные муки, и тяжесть поста), как Обожение.

 Геологи могут сказать, откуда взялись в почве угольные пласты и что появление растительной жизни предшествовало явлению жизни животной.

 Ботаники могут сказать, что именно деревья и травы насытили воздух кислородом, которым с пятого дня творения дышит животный мир.

 Веруйте в Бога благого и милостивого - все дела Его совершенны.

 «И сказал Бог: да будут светила в пространстве небес, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками в пространстве небес, чтобы светить на Землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поместил их Бог в пространстве небес, чтобы светить на Землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро:  день четвёртый." (1:14-19)

 Обратите внимание на эти слова в перечне назначения светил: «для знамений и [исчисления- поясн.Н.С.] времён ,и дней,и годов».И действительно: понимание человеком вселенной основывается преимущественно чаще на изучении того, что в просторечии символически принято называть небесами; через познание знамений небесных открываются законы устроения вселенной; Бог небесами даёт возможность исчислять время [34], начиная от земных дней, лунных месяцев [35], солнечных годов и кончая так называемым звёздным временем, когда необозримые космические пространства исчисляются в тысячах, миллионах и т.д.световых лет [36].

 Вся материалистическая философия построена на утверждении, что у вселенной не было начала во времени. Однако наука XX века пришла к выводу, что вселенная имеет начало во времени.

 Современные астрономы не ограничивают протяжённость небес - это совпадает со Священным Писанием - но этого не произошло до тех пор, пока не появились современные приборы и данные новых исследований заставили людей изменить взгляды на вселенную с ограниченной до неограниченной и сделать вывод о её расширении. В 1929 году американский астроном Хаббл сделал такое открытие: свет далёких галактик [37] несколько краснее ожидаемого, причём чем дальше от нас та или иная галактика, тем больше излучаемый ею свет смещается в красную сторону спектра. На основании эффекта Доплера [38] это можно объяснить ни чем иным, как удалением от нас галактик. Значит, вселенная расширяется. Расчёты показали, что в прошлом вселенная была сосредоточена в одной точке, значительно меньше размеров атома. Почти все крупные космологи и астрофизики XX века разделяют убеждение, что вначале Бог сотворил вселенную в виде первоатома («начальных пылинок вселенной» по Пр.8:26), а уже потом из него привёл в движение весь космос. Вселенная - постоянно расширяемое пространство: в древнееврейском языке слово «ракия» (распростёртие/пространство) существует со значением "расширение", что происходит с металлом [39], когда по нему бьют молотом. Таким образом здесь под словом «ракия» подразумевается «расширяемое пространство», предполагающее длительный процесс. Переведённый «светить» (1:15-17) древнееврейский глагол стоит в форме несовершенного вида, означая длительный процесс действия - во свете Священного Писания физическое небо ясно определяемо как постоянно расширяемое пространство: Пс.103:2: «Ты [Господь] (...) простираешь небеса»,Иов 9:8: «Он [Бог] один распростирает небеса (...)». Это означает, что небеса безграничны, как в точности доказано астрофизикой XX века н.э.

 Наиновейшие открытия астрофизиков показали: скорость расширения вселенной возрастает, галактики раздвигаемы во все стороны всё быстрее.[40] Законами обычной физики это ускорение объяснить невозможно; представьте себе, что бросили в реку булыжник, а камень стал сам по себе разгоняться и улетел в космос. А с космосом сейчас происходит нечто похожее, ибо Создатель накачивает вселенную Своей энергией, заставляя её занимать всё большие размеры.

 Многие древние астрономы считали луну и солнце примерно одинаковыми по величине, хотя находились и "прогрессивные" мыслители, утверждавшие, что "луна гораздо больше солнца, только находится дальше, и поэтому её тепло до людей не доходит". А в книге Бытия тысячелетия тому назад однозначно сказано, что создал Бог светило большее для управления днём и светило меньшее для управления ночью (1:16). Луна находится от Земли на среднем расстоянии 384000 километров, она меньше Земли по диаметру в 4 раза. Создатель так устроил «два светила великие»(1:16), то есть солнце и луну, что во сколько раз луна меньше солнца по диаметру, примерно во столько же раз она ближе, чем солнце,мрасположена к Земле, и поэтому оба эти светила в поперечнике кажутся нам одинаковыми.

 Солнце-ближайшая к нам звезда. Оно расположено на расстоянии 150 миллионов километров от Земли и превышает Землю по диаметру в 109 раз, то есть разница в их размерах примерно такая же, как между большим мячом и просяным зёрнышком. Наше дневное светило- раскалённый газовый шар, на поверхности которого температура 6000 градусов. Солнце непрерывно излучает энергию во все стороны. Земля получает примерно одну двухмиллиардную часть этой энергии. Но и это с избытком. Достаточно сказать, что поступающая на Землю в течение всего лишь нескольких недель солнечная энергия равна энергии всех разведанных запасов угля, нефти и газа.

 На яркий солнечный диск можно смотреть только через очень тёмное стекло. При этом можно наблюдать солнце с его пятнами и протуберанцами- гигантскими водородными фонтанами, вырывающимися иногда с поверхности солнца в межпланетное пространство.

 Библия уже на первой своей странице даёт понять, что роль солнца для поддержания жизни на Земле огромна. И это особенно ясно в свете современных наук.

 За тысячелетия до открытия фотосинтеза Библия знала о связи между солнечным светом и образованием плодов (Втор.33:14).Задолго до появления современной медицины как науки Священному Писанию было известно, что солнечные лучи способны причинять вред здоровью человека (Пс.120:6;Ис.49:10).

 В Священном Писании употребляются такие выражения, как восход и заход солнца, например «Восходит солнце и заходит солнце (...)»(Ек.1:5) и «солнце знает свой запад»(Пс.103:19б). По мнению некоторых атеистов эти стихи Библии свидетельствуют о том, что Писание ошибается. Но здесь речь идёт именно о видимом, наблюдаемом людьми перемещении дневного светила на небосводе. Из-за того же, что в Библии имеются такие привычные всем людям выражения, как восход и заход солнца, справедливо ли обвинять Книгу в невежестве, говорить о каких-то мнимых противоречиях между Христианством и наукой, тогда как понятия "восход и заход солнца" используются в науке?

 Прошли уже столетия после Коперника (+1543) и Галилея (+1642), сделавших переворот в астрономии, в результате чего гелиоцентрическая система сменила геоцентрическую картину мироздания. Но до сих пор люди, и не только невежды, но и учёные, используют такие выражения как "взошло солнце", "солнце поднимается над горизонтом", "солнце клонит к западу". В отрывных календарях указываются на каждый день восход и заход солнца. В учебниках астрономии говорится о годовом движении солнца по эклиптике. Во всех обсерваториях мира, на всех кафедрах по астрономии при вузах используются такие астрономические (значит, научные) понятия, как прямое восхождение солнца, полуденная высота солнца, склонение солнца и так далее, для выражения видимого перемещения солнца на небесном своде. Так зачем же тогда все эти обвинения, нападки, придирки к Священному Писанию за то, что в нём тоже можно найти упоминания о восходе и заходе солнца?

 Верное понимание библейских описаний движения определяется системой отсчёта. Вот почему обвинения атеистов нелепы- ведь современные астрономы тоже нередко говорят о "восходе" или "закате", и никому не приходит в голову заявить, что они ошибаются. И когда водитель видит знак ограничения скорости, он прекрасно понимает, что это- скорость движения относительно земли, а не солнца! Следовательно, в научном отношении Библия куда точней, чем её современные критики.

 Пророчество Иисуса Христа о Его Втором Пришествии из Евангелия от Луки 17:34-36 свидетельствует: Он знал,что Земля кругла. Он говорил, что у разных людей на Земле в одно и то же время будет ночь, утро и день. Это возможно, потому что сфероидальная Земля вращается вокруг своей оси, и солнце в разное время освещает разные её части. Но если бы Земля была плоской, пророчество Иисуса было бы необъяснимым.

 Миф о том,что Колумб якобы должен был опровергнуть идею о плоской Земле, возник в 1828 году- благодаря Вашингтону Ирвингу и его книге «Жизнь и путешествия Христофора Колумба», в которой он нарочито переплёл факты и вымысел. Историк Дж.Б.Расселл доказал, что почти все христианские учёные, которые когда бы то ни было касались вопроса о форме Земли, говорили о её шарообразности [41].

 Как отмечали многие историки науки, первыми против гелиоцентричной системы Коперника и учения Галилея восстали правящие научные круги. В те дни в науке господствовала теория Аристотеля/Птолемея- довольно неуклюжая геоцентрическая модель,согласно которой Земля находится в центре вселенной, а вокруг неё по чрезвычайно сложным орбитам вращаются другие небесные тела. Артур Кёстлер пишет:

 «Но были люди- их было много, и они были влиятельны,- чья враждебность по отношению к Галилею не угасала: аристотелианцы в университетах... Для научной посредственности всё новое таит в себе двойную опасность: не только ставит под сомнение их оракульскую непогрешимость, но и порождает худшие страхи- как бы не рухнуло столь тщательно возводимое ими здание...Провинциалы от науки- проклятие для гения; именно они- а не епископ Дантиск и не папа Павел lll- устроили заговор вокруг канона Коперника...

 И первые релиогиозные обвинения тоже были выдвинуты не клерикальными кругами, а мирянином- не кем иным как дель Коломбом, возглавлявшим лигу [ярых аристотелианцев]... Земная природа Луны, существование пятен на Солнце- всё это означало отказ от аристотелевских [языческих] доктрин о совершенной и неизменной природе небесных сфер».[42]

 Католическая церковь же, поначалу непредвзято отнеслась к открытиям Галилея. Астрономы ордена иезуитов-"интеллектуального авангарда" католической церкви- даже одобрили их. Всего 50 лет спустя они преподавали теорию Галилея в Китае. Защищали они и Иоганна Кеплера, открывшего (1609), что планеты вращаются вокруг солнца по эллипсам. И даже сам папа Павел V удостоил Галилея дружеской аудиенции.

 Выдающийся римско-католический богослов того времени, кардинал Робер Беллармин, говорил о «превосходных основаниях» утверждать, что модель Галилея проще с математической точки зрения. Вот его слова:

 «Если бы имелись настоящие доказательства того, что Солнце находится в центре Вселенной, а Земля- в третьей сфере, и что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, то нам пришлось бы с большой осторожностью толковать те части Священного Писания, которые на первый взгляд учат противоположному; нам скорее пришлось бы сказать, что мы прежде не понимали их смысла, нежели объявлять неверным мнение, истинность которого доказана.

 Но я не думаю, что такие доказательства имеются, поскольку ни одно из них не было мне предъявлено».[43]

 Мы видим, людям было вполне дозволено утверждать, что гелиоцентрическая система как гипотеза превосходит геоцентрическую. Более того, ведущий богослов готов был изменить своё понимание Священного Писания, если бы эта гипотеза получила доказательства- точнее сказать, он отказался бы от неверного представления о том, что Писание подтверждает Птолемееву астрономическую систему.[44] Это неверное представление возникло оттого, что люди не умели видеть в словах Библии то, что хотел передать их автор. Как было показано выше, стихи, в которых речь идёт о восходе и заходе солнца были написаны вовсе не для того, чтобы преподать читателю ту или иную астрономическую модель- скажем,Птолемееву. Нет,эти стихи повествуют о событиях в простых, но при этом корректных с научной точки зрения и употребляемых даже в наши дни словах, так, что их смысл понятен любому читателю.

 Правда,некоторые католические священники выступали в защиту Птолемеевой системы, приводя в доказательство строки из Псалтири. Но очевидно, что Псалтирь, в отличие от Бытия,- книга не историческая, а поэтическая.[45] Следовательно, стихи из неё не были предназначены для того, чтобы быть основой для космологической модели. Это явствует из контекста псалма 92:1:«(...)потому вселенная тверда, не подвигнется».

Примечания автора:
[29] Исключения- сверхъестественные вмешательства.
[30] Так как крошечная пылинка находится внутри каждой дождевой пылинки, то без пыли уменьшилось бы количество дождей, туманы оседали бы чаще, и это привело бы к уменьшению растительности. Небо кажется нам прекрасно синеватым, когда лучи солнца проходят через частицы пыли; без пыли небо выглядело бы чёрным, звёзды были бы видны целый день, а всё, что ни попадало бы под прямые лучи солнца, находилось бы в полной темноте. Вероятно, очень большой проблемой было бы резкое изменение температур на Земле.
[31] "Адзiнства",Борисов Минской обл.,2001.
[32] Человек, как и другие млекопитающие, развивается в утробе матери из одной оплодотворённой яйцеклетки посредством 40-50 делений пополам, согласно точной программе, записанной в генетическом коде. Из микроскопического шарообразного бластоцита постепенно (но быстро и целенаправленно) формируются кости и кожа, органы и ткани, сосуды и нервы, глаза и мозг. Эмбриогенез привлекает внимание физиологов своей удивительностью, однако в его описании часто приводится совершенно неправильная точка зрения о том, что зародыш якобы проходит стадии, соответствующие "стадиям эволюционного развития" (" от рыб к земноводным и млекопитающим"). Данная идея была выражена современником Дарвина Геккелем наукообразной формулой: "Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза", которая была вскоре опровергнута выдающимися специалистами того времени.
 Перед рождением человека у него хорошо развиты лёгкие, сердце, глаза, руки, ноги,ито есть органы, которые совершенно ему не нужны во внутриутробной жизни. Так и часто только в конце земной жизни у человека появляются мудрость и интуиция; духовное зрение и умиротворённость, покаяние и смирение, которые вполне соответствуют предстоящей безконечной жизни будущего века.
[33] Никому,кроме Слова, не дано полное познание Бога. Величайшие ветхозаветные праведники могли познавать Бога только опосредствовано. Иисус - единородный Сын (Иоан.1:14-18;3:16-18), возлюбленный Отцом (Иоан.10:30-38;14:10,11;17:21), в познании и любви (Иоан.5:20,30;10:15;14:31; ср.Мф.11:27 и параллельные места).
[34] Принятый в богослужении Русской Православной Церкви юлианский календарь составлен как раз с учётом и солнца и луны и звёзд. Это даёт основания считать его подлинно библейским календарём (в отличие от юлианского принятый в большинстве стран григорианский календарь учитывает лишь один объект- солнце; он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта; при этом разрушилась бы связь календаря с луной и звёздами; кроме того ,календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским)).
[35]«Он (Господь) сотворил луну для [указания] времён» (Пс.103:19а). По луне в Ветхом Завете вели календарь: главные праздники народа Божия- Пасха и праздник кущей- начинались в день полнолуния.
Через каждые 29,5 суток на небе повторяется смена фаз Луны, которые отражают изменения видимого положения солнца, Земли и луны в продолжение одного оборота луны вокруг Земли. Чередование лунных фаз происходит так: после того как в течение нескольких ночей луна совсем не показывается на небе, вдруг появляется сперва узкий серпик луны, он день за днём растёт, становится горбушкой (наступает, как говорят, первая четверть луны), и через несколько ночей ярко сияет на небе полная луна (наступает полнолуние); спустя 1-2 дня после полнолуния луна идёт "на убыль", как говорят в народе, "стареет", через неделю наступает третья четверть (виден светлый полудиск с выпуклостью,обращённой влево); за каждые сутки луна смещается на небосводе по отношению к звёздам на 13 градусов в направлении с запада на восток;и"стареющая" луна с каждым днём всё ближе подходит в утренние часы к востоку и в конце концов теряется в лучах солнечной зари; через неделю после третьей четверти наступает новолуние- время, когда луна совсем не бывает видна на небе. Когда лунный серп напоминает букву "с"- это "старая" луна; если же мысленно, добавив "палочку", получаем букву "р"- это растущая луна.
[36] Световой год равняется расстоянию, которое проходит свет в течении одного года и равен 9.460.000.000.000 км.
[37] Галактика- это огромное скопление звёзд и другой материи, вращающееся вокруг центрального ядра.
[38] Эффект Доплера- это изменение длины волны (или частоты), наблюдаемое при движении источника волн света или звука относительно их приёмника. При удалении от приёмника длина волны растёт, при приближении уменьшается.
[39] Ещё при жизни Адама его потомки научились пользоваться медью, железом и изобрели музыкальные инструменты.
 Многие в последнее время думают, что употребление железа не было известно до XII века до н.э. В последующих этапах развития цивилизации историки и геологи применяют следующую терминологию:
Палеолит: ранний каменный век,использование необработанного камня.
Неолит: поздний каменный век,применение обработанного камня,кости и дерева.
Медный век: переход от камня к металлу.
Бронзовый век:2500-1200 гг.до н.э.
Железный век: 1200 г.до н.э.-продолжается доныне.
В 1933 году д-р Г.Е.Франкфорт,в сотрудничестве с Восточным институтом, обнаружил в руинах Асмара, около 160 км на северо-восток от Вавилона, железный лист, который был сделан около 2700 года до н.э., таким образом отодвинув границу употребления железа на 1500 лет.
Древнейшие надписи свидетельствуют, что Вавилония никогда не была населена людьми не знакомыми с металлами. Медные инструменты были найдены в руинах многих допотопных городов.
В призме Уэльда ок.2170 года до н.э. рассказывается о десяти царях- долгожителях, которые царствовали до Потопа. Там упоминается, что третий, пятый и шестой царствовали в "Бадгургурру". Слово это означает занятие жителей города Каина (Бытие 4:17).
[40] "Экспресс новости",Минск,1999,N28.
[41] Jeffrey Burton Russell,Inventing the Flat Earth: Columbus & Modern Historians (Praeger,1991). Профессор Расселл сумел отыскать лишь пятерых малоизвестных авторов, относящихся к первым полутора тысячам лет христианской эры, которые отрицали шарообразность Земли. Зато он приводит в пример множество авторов, включая и Фому Аквинского, утверждавших, что Земля-шар. См.также Creation 14 (4):21;16 (2):48-49.
[42] A.Koestler,The Sleepwalkers: A.History of Man's Changing Vision of the Universe (London: Hutchinson,1959), p.427.
[43] Цит.по : там же,рр.447-448.
[44] Комиссия из 11 католических "богословов" пришла в 1616 г.к выводу: "Положение,что Солнце находится в центре мира и неподвижно, является ложным", а Галилею было сделано увещевание прекратить распространение "еретических гипотез". Галилей,тем не менее, работает над книгой «Диалог о двух главнейших системах мира» и представляет её в Конгрегацию святого индекса в 1630 г., но получает очередной и "однозначный" запрет. Невзирая на это, Галилей в 1632 году публикует «Диалог», обманув цензоров в родной Флоренции. В качестве санкций за это явное нарушение церковной дисциплины последовало запрещение продажи книги, а сам Галилей был вызван в Рим на суд, который проходил с апреля по июнь 1633 г. 22 июня 1633 г. Галилей зачитал предложенный ему текст отречения и был помещён под домашний арест на своей вилле Арчетри.В 1979 г. Ватикан пересмотрел приговор инквизиции и Галилей был полностью реабилитирован. Впрочем, научные взгляды Галилея были официально одобрены Ватиканом ещё в XIX веке, а основным юридическим аргументом в оправдании Галилея в 1979 г. явилось отсутствие его подписи, а также подписи секретаря и даты на подлиннике протокола предупреждения,сделанного ему в 1616 г. Конгрегацией.
[45] Принципы толкования Библии, проводящие чёткое различие между историчностью кн.Бытия и поэтичностью Псалтири,подробно обсуждаются в следующей работе: R.M.Grigg,"Should Genesis be taken literally?" Creation 16 (1):38-41,December 1993-February 1994; см. также прим.[41].
 
Продолжение следует...