Откуда-есть пошел лифт...

Татьяна Васина 3
Чего только не пишут про первый лифт! В какие только времена его не помещают – от строительства древних пирамид и чуть ли не до середины XIX в.! Сколько авторов, столько и мнений. Не будем с ними спорить. Будем зрить в корень. В конце концов, что такое лифт сегодня? Обычно, это кабинка с лебедкой, трос которой сматывает электромотор. Кабинка движется внутри шахты. То есть лифт это подъемный механизм, вернее, лишь один из большого семейства подъемных механизмов.
Человек издревле искал способы быть сильнее, чем он есть на самом деле. Рычаг, веревка, блок и немного смекалки – и вот уже сдвинут с места огромный камень! Так что, ко времени строительства пирамид древние египтяне накопили достаточно опыта, чтобы двигать каменные блоки, поднимать их на нужную высоту. Один из первых подъемных механизмов использованных ими при строительстве пирамид позволял поднимать каменный блок весом в 91 кг. на высоту 150 м. Что это был за механизм? Скорее всего, система блоков, позволяющая эффективно использовать мускульную силу животных и людей. Упоминание об использовании подъемного механизма древними египтянами относится к 2600 г. до н.э.
Блоки, шкивы, сочетание блоков – полиспасты, лебедки человечество научилось использовать давно. Строительство, горное дело – да мало ли где необходим подъем грузов на высоту. Марк Поллион Ветрувий, автор единственного уцелевшего трактата об античной архитектуре и строительстве, упоминает о том, как Архимед еще в 236 г. до н.э. построил устройство, очень похожее на лифт: это была грузовая платформа, «соединенная системой канатов с поворотным колесом», которое вращали рабы, т.е. это была лебедка, прикрепленная к грузовой платформе.
При раскопках древнеримского города Геркуланум, погибшего при извержении Везувия одновременно с Помпеями, нашли лифт, который использовали в богатом доме для подъема кушаний из кухни в столовую.
Так что сообщение о том, что у императора Нерона был роскошный лифт из сандалового дерева, двигавшийся в шахте по твердым деревянным направляющим под воздействием лебедки, вращаемой рабами, вполне может быть реальным фактом.
В 80- е гг. н. э. лифт использовали в Колизее для подъема гладиаторов и диких животных. Механизм так же приводился в движение рабами. Археологи, обследовавшие Колизей, нашли остатки 12 лифтовых шахт.
В горном деле так называемые клетьевые механизмы начали применять в шахтах еще в  глубокой древности. И если лифт в строительном деле и архитектуре долгое время был предметом излишества и роскоши, то для рудокопов и шахтеров клеть была настоятельной потребностью, без нее ни в лаву спуститься, ни обратно подняться, ни, тем более, руду или уголек поднять нельзя. И тут силой одних рабов обойтись было невозможно. Совершенствование подъемных механизмов в горном деле благодаря практике происходило быстро. Появляется конная тяга, а затем для подъема приспособили водяное колесо. В XVIII в. в горном деле стали применять паровой привод.
Лифт в средние века большого распространения не получил. Изредка о нем упоминают как о предмете удивительном и редком. Например, византийские императоры, любившие удивлять подданных и заморских гостей роскошью, использовали лифт, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение - «парили» в воздухе! Ловкие придворные механики изготовили большие меха, внутрь которых поместили мехи поменьше. В меха нагнетался воздух, постепенно наполнявший этот своеобразный механизм, замаскированный под троном. После подъема открывали воздушный клапан, и трон плавно опускался вниз.   
В середине VI в. лифт использовали в Синайском монастыре в Египте. В 1203 г. в одном из французских аббатств на побережье так же использовали устройство, весьма похожее на лифт. XVII веком отмечено появление лифта в Виндзорском замке в Англии. Конечно же, рукоятки подъемных механизмов вращали слуги, а сам лифт служил не столько практическим целям, сколько символизировал власть его хозяев, говорил об их благополучии и роскоши.
В записных книжках Леонардо да Винчи исследователи наряду со всем известными рисунками парашюта и геликоптера нашли также и чертеж лифта. Этот лифт должен был подниматься с помощью стального троса, прикрепленного к лебедке с зубчатой передачей. Инженер Ларин построил по чертежам Леонардо нормально работающий лифт.
Первый лифт в жилом доме появляется в Германии, в 1672 г. Его можно увидеть и сейчас в одном из парков Дрездена.
При дворе Людовика XIV жил член Парижской Академии Вилаэр, которого считают официальным изобретателем лифта. Неизвестно, успел ли Людовик XIV попользоваться лифтом, но правнук его, Людовик XV, точно им пользовался, поднимаясь в будуар фаворитки, расположенный этажом выше.
Наш знаменитый изобретатель Иван Кулибин в 1795 г. разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца.
И вот наступил 1800 г. Некий американец, владелец шахты по добыче угля, совершил переворот в лифтостроении, впервые изготовив пассажирский лифт с паровым приводом.
А в 1845 г. Уильям Томсон построил первый гидравлический лифт. И гидравлический, и паровой лифт применялись достаточно широко. Но имели существенный недостаток. При обрыве троса кабина без задержки летела вниз.
Придумал «ловитель» для кабины Элайша Отис. И даже стал торговать своими безопасными лифтами. Однако лифты расходились плохо.
Э. Отис оказался не только талантливым механиком, но и смелым человеком. Для продвижения своих лифтов на рынке в 1854 г. он предпринимает отчаянно смелую рекламную компанию. При стечении большой толпы зевак, он поднял свою платформу высоко вверх и перерубил канат. Платформа не упала вниз. Ее намертво заклинила специальная пластина, распрямившаяся после перерубания каната. Лифты Отиса стали устанавливать в крупнейших магазинах Америки. В сущности, изобретение Отиса сделало возможным строительство небоскребов.
Сыновья Отиса основали компанию, существующую до сих пор. Продукция этой компании широко известна во всем мире. Это лифты «Отис».
Первый лифт с электрическим приводом фирмы «Сименс и Гальске» был изготовлен в 1880 г. И уже в 1883 г. строится первый небоскреб со стальной каркасной конструкцией и лифтами «Отиса». Первым небоскребом считается здание страховой компании в Чикаго, построенное по проекту архитектора У. Ле Барона Дженни. Он имел 10 этажей.
В 1889 г. в Париже заканчивается строительство Эйфелевой башни. Первый лифт, установленный на ней, был гидравлическим. Однако электрический лифт быстро теснил и паровые, и гидравлические конструкции. Фирма «Отис», являвшаяся крупнейшим производителем гидравлических безопасных лифтов, выпустила свой первый электрический лифт в 1889 г.
В России первые лифты были установлены в Царском Селе и в усадьбе Кусково под Москвой.
В самой Москве первый лифт установили в 1901 г. Лифты у нас в России до революции не производили, завозили из-за границы.
 Распространяться широко лифты стали в нашей стране в 60-70-е гг. в связи с многоэтажным строительством. А первые скоростные лифты появляется в Москве в связи со строительством сталинских высоток на рубеже 40-х – 50-х гг.
Сегодня лифт – неизбежный атрибут любого многоэтажного здания. А начиналось все с простейших механизмов древности – блоков и лебедок!