социальная экология, 2004-2009гг

Гомеда Владимировна Окикиено
Военная реформа, контрактная армия, уклонение от обязательной службы в армии как повод эмиграции из России:

http://www.hro.org/editions/press/0302/04/04030207.htm
Генерал Эдуард Аркадьевич Воробьев, зампред думского Комитета по обороне:
"Еще одна статистическая сводка: желание уберечь сыновей от службы в армии вышло на одно из первых трех мест среди мотивов эмиграции из России".


http://www.mk.ru/numbers/1710/article57099.htm
Уже ясно, что во много раз вырастут размеры взяток работникам военкоматов и резко усилится эмиграция из страны.

Первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег Смолин: “Сокращение военных кафедр будет стимулировать процесс оттока специалистов за рубеж... При том, что большинство парней в данной армии служить не хочет, многие захотят после окончания бакалавриата переехать за границу в другой вуз, а потом и устроиться там на работу”.




Убрала из ключевых слов "партия Родина". Ранее добавила это ключевое слово потому, что эта партия выступала за социальную справедливость. Но какая это социальная справедливость, если на сайте "Родины" и Глазьева С. обнаруживается такая фраза, что нужно с эмигрирующих выпускников ВУЗов взимать стоимость обучения, потому что налогоплательщики не должны платить за тех, кто обучается уклоняясь от армии либо уезжает.
Мне не нравится то, что вместо поиска причин процессов - серьёзных и значительных в масштабах страны, таких как вынужденная эмиграция, вынужденное уклонение от армии, и поиска человечного решения проблемы, люди из "Родины" предлагают какие-то репрессивные меры.




http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187012
Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию.

http://demoscope.ru/weekly/2002/065/tema06.php
С 1891 по 1920 год в США из России прибыло 3 миллиона человек.
Всего в США за период с 1990 по 1998 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР, что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за этот период.


Эмиграция в настоящее время - это сохранение связи с Россией как Родиной:
http://www.archipelag.ru/ru_mir/volni/4volna/adaptation/
"Мосты не были сожжены", сохранились разнообразные связи и контакты с бывшей Родиной: Так, у 74% опрошенных в бывшем СССР остались вещи домашнего обихода; у 61% — квартиры, у более чем трети — недвижимость (земельные участки, дома, гаражи). Почти все обследованные эмигранты указывают на то, что поддерживают тесные психологические связи с родственниками, друзьями и знакомыми, оставшимися в СНГ. Остались неразрушенными и профессиональные связи (об этом упомянули 40% респондентов). Более половины из них рассказали о новых деловых контактах, торговых сделках, создании совместных предприятий с различными странами СНГ. Ощущение такого тыла создает у эмигрантов "четвертой волны" состояние уверенности, внутреннего спокойствия, чего не было у прежних переселенцев.






подлость   противоположна    наивности и доверчивости

Подлость в России в форме доносов, стукачества (не просто сообщение каких-то сведений о другом человека, но извлечение материальной выгоды от того, что человека "уничтожают")
предпосылки для развития подлости в России - то, что интересы чиновничества и государственной машины не совпадают с интересами гражданина.


В России подлость считалась традиционно самым большим грехом. Возможно поэтому появилась такая поддержка христианского ожидания Апокалипсиса, когда все грешники-подлецы погибнут, поскольку в обыденной жизни если реакцией на подлеца является пожелание ему смерти, то погибают другие невинные люди. Поэтому - ожидание Апокалипсиса как момента истины, когда произойдёт очищение.
Подлецы как правило низкого социального статуса. Не случайно в английском языке это слово так и переводится - выходец из низкого сословия.


Взаимоотношения с подлецом ассимитричны:
подлец вступает в отношения сотрудничества с кем-либо, внешне принимая и разделяя ценности сотрудничающего,
но на самом деле дескредитирует и разрушает ценности сотрудничающего.


baseness

meanness/baseness     is opposite to     naivete, credulity










Sri Chinmoy Center,
what I like about it:

- Only vegetable food and some eggs - I think if people eat that type of food there will be less hungry people, vegetable food is more available.
- Sport, mainly     Don't know any other religion where sport issue is included.
- International people from all over the world with main word 'peace'

He touched my soul with honesty and friendship - that was how I got USA - honest and friendly country.

Also he treats people like children.

What he says about God (Supreme) is same as I feel - just like part of your own soul.




Христианство - это базовая основа для развития сионизма. Христианство - религия для "быдла", которому по словам Фрадкова нужно только работать, жилище какое-то и безопастность существования.
Верхушка такого общества - и экономическая, и политическая - еврейская.
Вместо достойной компенсации за труд христианство пропагандирует нищенское существование как некий угодный некому богу спрособ влачить жизнь. Якобы компенсацию за такую жизнь человек (или некое существо - представитель "быдла") получат после того как умрут. Тезис, удобный тем, что никто не может оспорить, аргументированно доказав, что после нищенской жизни никакой компенсации нет. Причём самоубийство как протест против рабской жизни также отвергается ("быдло" обязаны быть живыми). Аборт как протест против рабской жизни также отвергается ("быдло" обязаны размножаться).
Причём, сами сионисты для себя имеют другую религию - религия экономической и политической "элиты" иудаизм, а отнюдь не христианство.

Как можно это не замечать?
Даже не нужно быть образованным, чтобы заметить это в России!








http://bibleworld2005.narod.ru/book/Revelation/11/11.html
Иисус приходит «как вор»
Предупреждение Иисуса о том, что он придет «как вор», относится и к нашему времени...

http://homilia.redemptor.ru/advent/a/01.htm
Иисус придет как «вор», который скрывает час своего прихода.


Кроме этого, я задал вопрос вору такого характера: правда ли, что принцип воровской идеи уходит своими корнями к Голгофскому кресту, где между разбойниками был распят Господь и Бог наш- Иисус Христос? Тогда, на Голгофе, один разбойник хулил Иисуса за 5 минут до своей смерти, издевался и проклинал Его, другой же, унимая своего “коллегу”, говорил: “Мы ведь достойное по делам своим приняли”, а после обратился к Иисусу с просьбой: “Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое”. На что Иисус пообещал ему рай.




московский апокалипсис
Уже даже снится, что в Москве война - какие-то вооружённые люди ходят строем.
По-старинке снится. В нашу модерновую эпоху вряд ли этим кончится для Москвы - города, переполненного ненавистью даже непонять к кому и чему. Если охарактеризовать мск одним словом, то это слово "Ненависть". Наверное так и переводится неизвестное нам слово "москва". Переименуйте.


диспропорции между богатством и бедностью - главная тема XI Всемирного Русского Народного Собора.


http://www.trud.ru/issue/shortnews.php?id=52091
В Москве проходит ХI Всемирный Русский Народный Собор. В этом году он посвящен теме "Богатство и бедность: исторические вызовы России".

В первый день работы Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй сказал о том, что наша экономика должна стать этически ориентированной и что необходимо наладить систему социальной ответственности, что позволит сократить разрыв между богатыми и бедными.

Как отмечает ТВ "Центр", для разговора о богатстве и бедности РПЦ выбран один из самых величественных, роскошно убранных и дорогих, в духовном и материальном смыслах, храмов не только страны, но и мира.



---------------
В тоже время, ещё 4-5 лет назад РПЦ основопологающей идеей имело тезис "О благостности сословности".

Например, и сейчас находятся такие ссылки:
http://kuraev.ru/index.php?id=30
Диакон Андрей Кураев:
"А потом, причастность к Церкви дала мне ощущение сословности".

http://www.solovki-science.ru/sv-ilarion2.htm
"Я всегда думал, что сословность и обязательная семейность нашего духовенства немало мешает церковной жизни и деятельности".


Russain Orthodox Church has ХI Universal Russain Public Council
http://www.trud.ru/issue/shortnews.php?id=52091
and the main issue there is big gap between poor and rich in Russia.

This is surprisingly becuase just 4-5 years ago Russain Orthodox Church had like main thesis ~"blessing of estateness".



(my translation)

http://www.x-libri.ru/elib/sherb000/00000165.htm


Scherbak Yury Nikolayvich

The Radiophobia

Is this only - a dread of radiation?
May be this is more - a dread of wars?
May be this is a dread of betrayal,
Cowardice, stupidity and lawlessness?!

Now is time finally grasp:
What is the Radiophobia?
This is when one doesn't want to submit
After they went through the Chernobyl-drama:
Truth measured out in doses by ministers
("Take exactly that much today").
We wouldn't submit, no matter of stigmatizing,
With false data, with mean thoughts.
We wouldn't desire - even don't suggest! -
To contemplate the world through a bureaucrat's spectacles!
We are too 'hypochondriac'! And comprehend
We remember every fallen like brother!..

Trough the windows of abandoned constructions
We look now at our fragile Earth.
This spectacles alredy wouldn't fool us!
Trough this spectacles we see better:
Rivers shoaling, forests venenated,
Children born for not survive...
Powerful guvs what did you give them,
Except bravado on tv?!
Fooling that children pleasantly assimilated
Harmful in the old days radiation!
(Adults have Radiophobia,
children still have Adaptation!)

What has happened to the world
If the most humane profession - medicine
Aslo transformed to bureaucratic?!
Radiophobia become world-spread!
Don't wait for extra-shock and new tragedies,
So that new thousands people
Went through hell becomes sighted.
Radiophobia may be helps us to treat
World from carelessness, greediness, satiety,
From spirituallessness, bureaucratism,
So that we wouldn't trasform
By some means to an inhumanity!







http://community.livejournal.com/ru_radiophobia/



Щербак Юрий Николаевич
Радиофобия

Только ли это - боязнь радиации?
Может быть, больше - страх перед войнами?
Может быть, это - боязнь предательства,
Трусости, тупости и беззакония?!
Время пришло наконец разобраться:
Что же такое радиофобия?
Это - когда не умеют смиряться
Люди, пройдя через драму Чернобыля,
С правдой, дозируемой министрами
(Ровно вот столько сегодня глотните!).
С лживыми цифрами, с подлыми мыслями
Мы не смиримся, хоть сколько клеймите!
Не пожелаем - и не предлагайте! -
Мир созерцать сквозь очки бюрократа! -
Мнительны очень! И, понимаете,
Каждого павшего помним, как брата!..

В стекла оконные брошенных зданий
Смотрим теперь мы на хрупкую Землю.
Эти очки нас уже не обманут!
В эти очки нам, поверьте, виднее:
Реки мелеющие, леса отравленные,
Дети, рожденные, чтобы не выжить...
Сильные дяденьки, что вы им дали,
Кроме бравады по телевизору?!
Как, мол, прекрасно детишки усвоили
Некогда вредную радиацию!
(Это у взрослых - радиофобия,
А у детей - все еще адаптация!)

Что же такое с миром случилось,
Если гуманнейшая из профессий
Тоже в чиновничью переродилась?!
Радиофобия, стань повсеместной!
Не дожидаясь добавочной встряски,
Новых трагедий, чтоб новые тысячи,
Пекло прошедшие, делались зрячими, -
Радиофобией, может быть, вылечим
Мир от беспечности, алчности, сытости,
От бездуховности, бюрократизма,
Чтоб не пришлось нам по чьей-либо милости
В нечеловечество переродиться!



Dear Nikita,

These are reminiscences of some adult about Radiophobia in his childhood.
Read it please, it is usefull to learn to understand other people.

...............


http://www.nuclearno.ru/text.asp?1163


... fear. I knew that enemies surely throw the bomb at the moment when everybody are happy - that means in New Year eve, and surely to the mountain where our reactor is hidden to make us even worst. Chimneys of that reactor can be seen from window. I am staying in fron of tv and counting New Year's chiming clock snatchings and with the last snatching I close eyes and waiting. Nothing has happened. This time.


... insomnia at the age of 8 years old. Every summer evening I go to bed, close eyes and like a hallucination I see one picture: on the uninhabited dirty known to me street a person in rags is kneeling and kissing trace of a other person. I was told it will be like this after nuclear war.
I turf out such a thoughts, wipe eyewater and finally falling asleep. May be this is due to сhimneys looking in my window.



...............

Love you,
mother-Olga




... страх. Я знала - враги обязательно бросят бомбу в тот момент, когда все радуются» значит - в Новый год, и обязательно - в гору, где спрятан наш реактор, чтобы было ещё хуже. Трубы того реактора видны из окна. Я стою перед телевизором и отсчитываю новогодние удары курантов, с последним закрываю глаза и жду. Нет, ничего не произошло. На этот раз.

... бессонница в 8 лет. Каждый летний вечер я ложусь спать, закрываю глаза, и, как наваждение, встает одна картина: на пустынной грязной, знакомой мне улице человек в лохмотьях наклоняется и целует след другого человека. Мне кто-то сказал, что так будет после ядерной войны. Я гоню эти мысли, вытираю слезы и все же засыпаю. Может, это трубы так заглядывают в мое окно?



Neversmile - Радиофобия.mp3


I was asked by some 'sociologist' what is social ecologist - he guessed this is somebody with a gun shooting at bums, drug addicts and others socially negatives.

I answered that from such a point of view - social ecologist is somebody who is getting bribes from people who where reason of somebody becoming  bums, drug addicts and others socially negatives.




Я сегодня пожелала маме за клевету и завистливость по отношению к америке, чтобы её Северск с СХК взорвались.
И теперь я на вершине блаженства.
Я тоже здесь рядом живу, какие проблемы.
Зависть губительна.




New Land (Novaya Zemlya) - Edey-Ya
(104 Nenets families were moved from island after decision of making if nuclear range)

Nenets poet Yuriy Valler:

Who can I appeal,
survived today for my disaster?
Rivers, lakes and seas
Tormented.
O tundra!
Mother of my people.
I go today to you in Trans-polar.
I hasten to what is left from you.
Give me as present the last draught
Of fresh air.
Give me as present the last draught
Of pure sense.
Let me at least occasion to see
How sun touchs
Your squinted eyes,
Abandoned tundra!
But right at the sunset
The land meets me
With Nuclear aureola
And poisonous
Acid precipitation.
And even broken by wind cradle
Wouldn't remind
About child's cry
About lullaby-song of grey-haired and wisdomed
Old woman.
About incomprehensible life of gone people.

"Tidings from stoybische" 1991 year





Новая Земля - Едэй Я
(cто четыре ненецких семьи были вывезены с острова после принятия решения об открытии ядерного полигона)

Ненецкий поэт Юрий Вэлла:
"К кому обратиться мне,
Выжившему сегодня к несчастью своему?
Реки, озера и моря
Замучены.
О, тундра!
Мать народа моего.
Сегодня я иду к тебе в Заполярье.
К тому, что от тебя осталось, спешу.
Дай мне в подарок последний глоток
Свежего воздуха.
Дай мне в подарок последний глоток
Чистого чувства.
Дай мне хоть раз увидеть,
Как солнце коснётся
Прищуренных глаз твоих,
Осиротевшая тундра!
Но перед самым закатом
Земля встречает меня
Радиоактивным сиянием
И ядовитым
Кислотным дождем.
И даже разбитая ветрами колыбель
Не напомнит
О детском плаче
О песне колыбельной седой и мудрой
Старухи.
О жизни непонятой ушедшего народа."
«Вести из стойбища» 1991 год





Гонка вооружения и накапливание ядерного оружия имеет свои истоки, истоки эти в Северке. Влияние на психологическое состояние общества огромное. Подсознательный страх любого россиянина, что в любой момент может быть развязана ядерная война, ядерные взрывы во многих местностях и городах России - всё это тоже имело большие последствия на восприятие человком общества и своего места в нём. Так или иначе, ЗАТО стремятся к какому-то лидерству, легче сделать какой-то город-ЗАТО столицей Сибири и всем понять, чего же они добивались гонкой вооружений, какую идею несла гонка вооружений. Иначе никак не понять зачем всё это.

Arms race and agglomeration of nuclear weapons has some sources, this sources are in Seversk (city near Tomsk). This influence psychological condition of society badly. Subconscious fear of any Russian that at any moment it can be unleashed nuclear war, nuclear explosions in many places and cities of Russia - all of this has big influence on person understanding of society and his place in it. To a greater or lesser extent, ZATO (nuclear closed cities) seek after some leadership, it is easier to make some ZATO capital of Siberia and this will help everybody to understand what they strived for by arms race. Which idea arms race carried. Otherwise it is impossible to understand what for was all of this.



После появления ядерного оружия в СССР и России сложилась странная ситуация с испытанием ядерного оружия, а также с безопастностью ядерных объектов.
Формально за это отвечает Москва, но в Москве концов не найти - кто и почему взрывает. Кто и как отвечает за безопастность ядерных объектов.
Когда был взрыв в Чернобыле ликвидаторы туда ехали не из Москвы, а из Томска.
Когда в годы моего детства был один из случаев "мирного" ядерного взрыва в 7 километрах от нового перспективного посёлка алмазодобытчиков, позднее города Удачный, - никто не мог понять зачем это нужно делать, ведь это снижает ценность алмазов ввиду возможной радиофобии покупателей таких алмазов.
Ядерная безопастность - самая актуальная проблема современности, даже не надо быть экологом, чтобы это сказать.
Поэтому я считаю, что оптимальный вариант столицы Сибири - город-ЗАТО, который несёт ответсвенность за ядерную безопастность страны.

В любом производстве товаров ответственность за неправомерное использование и неисправности несёт производитель товаров.
По этой причине абсурдно, когда "ядерная кнопка", "ядерный чемоданчик" находится в руках безответсвенных профанов, которые никогда не сталкивалиcь с последствиями использования ядерного оружия и слишком легкомысленно относятся к этому вопросу.


After nuclear weapon appeared in USSR and Russia - it is strange situation with nuclear weapon test and with safety of nuclear 
establishments.
When it was explosion in Chernobyl, liquidators went there not from Moscow but from Tomsk.
When in my childhood it was one of cases of "peacefull" nuclear explosion 7 km from perspective settlement of diamonds-getter (later city Udachny) - nobody could get what for to do this if this lowers price of diamonds due to possible radiophobia of buyers.
Nuclear safety - the most importante issue of our days, one even does't need to be ecologist to say this.
Due to this I consider it the ideal choice of Siberia capital - city-ZATO (nuclear closed city) which can take responsibility of country's nuclear safety.

In any manufacture the responsibility for right utilization and fault condition accounts goods producer.
Due to this it is absurdly when "nuclear button" or "nuclear suitcase" is in the hands of unresponciable ignoramus who never saw results of nuclear weapons utilization and too light-minded.


'Dog's life'

I went today home after I bought as present for one lady beautiful roses - icluding yellow and bushy that I consider as best among roses -and I was so busy injoing view of roses that I didn't look around and unexpectedly some dog stopped me barking badly and showing he is ready to rush to the attack at me. It was such a big contrast between pleased mood and this dog that I stopped from this. Other people were passing near-by and the dog didn't pay attention to them and just kept on threaten me. So I had to turn around and go other long way home.

This is the third time I notice that when I think how to help survive stray dogs due to they are killed by system and I like them for some reason - third time stray dogs frighten me at this moment. This is like a natural-system - when you are thoughtfull to be helpfull to some group of animal or people right away they start bothering you and frighten and they stop behave friendly.
What a strange life!!

Dear Nikita, I just wrote this to you because I think it is useful to know that when you want to help somebody you also need to be ready to defence yourself from these somebody and doesn't expect right away anything like thanks from these somebody - doesn't matter people or animals.


Love you,
mother-Olga


'Собачья жизнь'

Сегодня я шла домой после того как купила в подарок красивые розы, включая жёлтые и кустистые, которые я считаю самыми прекрасными из роз, и я так была поглощена созерцанием роз, что не смотрела вокруг себя, вдруг неожиданно один большой пёс остановил меня, лая агрессивно и показывая, что готов на меня броситься. Был такой большой контраст между радостным настроением от роз и этим псом, что я остановилась как вкопанная. Другие люди проходили мимо пса и он не обращал на них внимания, а продолжал запугивать меня. Так что мне пришлось повернуть назад и идти домой другой длинной дорогой.

Это уже третий раз, как я заметила, что когда я думаю как помочь выжить бродячим псам, которых система убивает, а мне они по какой-то причине нравятся - третий раз бродячие псы запугивают меня в такие моменты жизни. Это как природная-система - когда ты задумчива как быть полезной какой-либо группе животных или людей, они начинают досаждать тебе и пугать и прекращают вести себя дружелюбно.
Какая странная жизнь!!







When I was little child-girl I knew that every girl when she grow has duty to give birth to a child. I knew that child-boy has duty to go to the army for 2 years and child-girl has duty to give birth to child. And I thought that this duty of a girl to give birth at least to one child is written in Soviet Constitution.



I just enjoy advertisement in this community:

"Do you love to hang spaghetti on ears? You are not along :) "
"Do you love to smile darkly? You are not along :) "



* * *

В городе Чудачество на реке Чудиле
Розовые чудики на ушах ходили,

Бегали, дурачились, прыгали, летали —
Строфы самодельные облакам читали,

Увлеченно спорили с травами и листьями,
И рябое солнышко солидолом чистили.

Было очень празднично, было очень здорово!
Радовались площади — и поля за городом.

Танцевали улицы — гопаком смешили,
Вили вальса кружево горные вершины,

А по лесу чудесному, от избытка чувств пища,
Бегали прелестные, добрые чудовища.

Пахло мятным, ягодным, золотисто-лыковым —
А над лесом радуги ласково мурлыкали...


Чудеса случаются, чудеса свершаются —
Если очень хочется, и чуть-чуть мечтается.

Вспомните! Ну, помните? Вы ведь тоже были
В городе Чудачество, на реке Чудиле,

Что бежит, притоки и улыбки впитывая,
По стране Чудонии к морю Чудовитому.

март 1982






Созология - от греческого 'созо' - защищаю и 'логос' - наука. Иногда созологию определяют как "науку об обмене материей и энергией между природой и обществом". (Маркович Данило Ж.)
---------------

Sozology - from Greek words 'sozo' - defence and 'logos' - science. Sometimes sozology is depended as 'science about exchange of substance and energy between nature and society'. (Markovich Danilo Zh.)



Маркович Данило Ж., Социальная экология: Монография - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 436с.

Законы социальной экологии.

Н.Ф.Реймерс на основе частных законов, установленных Б.Комодера, П.Данеро, А.Тюрго, Т.Мальтус, указывает на 10 законов системы "человек - природа":
1) правило исторического развития производства за счёт последовательного омоложения экосистем;
2) закон бумеранга, или обратной связи взаимодействия человек и биосфера;
3) закон незаменяемости биосферы;
4) закон обновляемости биосферы;
5) закон необратимости взаимодействия человек и биосфера;
6) правило меры (степени возможностей) природных систем;
7) принцип естественности;
8) закон уменьшения отдачи (природы);
9) правило демографической (технико-социально-экономической) насыщенности;
10) правило ускоренного исторического развития.

Бауэр и Вернадский сформулировали в 1930-ые годы два принципа (закона):
1) Геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделённое разумом) стремится к максимальному выражению.
2) В ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

Комонер, "Замыкание круга", 4 основных глобальных экологических закона:
1) "Всё связано со всем" (ведёт своё происхождение от принципа общей детерминации),
2) "Ничто не может исчезнуть без следа" (человечество живёт в замкнутом мире, вследствии чело всё, что создаётся благодаря тому, что берётся от природы, ей же определённым способом снова возвращается),
3) "Природа знает лучше" (связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на неё),
4) "Ничто нельзя получить бесплатно" (глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и всё, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано).

В.Д.Комаров "Что такое социальная экология" (Л., 1978), "Социальная экология - философские аспекты" (Л., 1990) выделяет ряд состояний, которые он понимает и расматривает как природные законы:
1) ведущую роль общественной системы в определении характера использования природных ресурсов,
2) непрерывное производственное овладение формами движения материи,
3) оптимальную скоординированность состояний природной среды с характером и темпами развития производства,
4) естественно-научное расширение ойкумены,
5) "волнообразный" прогресс ноосферы.
Первое положение было оспорено в последствии: и социалистическая, и частнособственническая общественные системы более-менее в состоянии поддерживать экологическое равновесие, общественно-политическое устройство не влияет на использование природных ресурсов в такой степени, как развитие производительных сил и экологическое сознание определённого общества.

Н.Ф.Реймерс:
1) правило социально-экологического равновесия (общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его "давлением" на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путём);
2) принцип культурного управления развитием (ограниченность экономического развития экологическими рамками);
3) правило социально-экологической замены (необходимость понимания возможности изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены специфическими характерными особенностями природной среды и которые на неё влияют);
4) закон исторической (социально-экологической) необратимости;
5) закон ноосферы В.И.Вернадского (биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т.е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы "человек-природа", хаотическое).




--------------

http://www.i-u.ru/biblio/archive/sozialnaja/

Приложение (мини-хрестоматия)
Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации
Тайлор Э.Б. Первобытная культура
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление
Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодоления
Уайт Л., мл. Исторические корни нашего экологического кризиса
Атфилд Р. Этика экологической ответственности
Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью
Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы
Бердяев Н.А. Смысл творчества
Ролстон III X . Существует ли экологическая этика?
Тема 4. Экология и этногенез
Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания
Тема 5. Человек и ноосфера
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Тейяр де Шарден П. Феномен человека
Мень А. История религии. Истоки религии. Часть II
Тема 6. Человек и космос
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь
Циолковский К.Э. Монизм Вселенной
Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека
 

----------------


http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0261/biblio03.php
Б.Б.Прохоров
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебник для студентов вузов
М., Издательский центр "Академия", 2005, 416 страниц


Введение
Глава 1. Соотношение социальной экологии и экологии человека
1.1. История появления понятий "экология человека" и "социальная экология"
1.2. Существующие взгляды на соотношение понятий "экология человека" и "социальная экология"
1.3. Место социальной экологии в исследованиях по экологии человека
Глава 2. Человек в естественных и общественных науках
2.1. Человек - существо биосоциальное
2.2. Сложный путь становления современного человека
2.3. Морфофункциональные особенности человека
2.4. Биологические основы общественной жизни людей
2.5. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи
Глава 3. Экология цивилизаций
3.1. Цивилизация как объект изучения социальной экологии
3.2. Как жили люди древнего каменного века
3.3. История цивилизаций началась с неолитической революции
3.4. Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация)
3.5. Античная цивилизация (железный век)
3.6. Феодальная цивилизация
3.7. Индустриальная цивилизация
3.8. Постиндустриальная цивилизация
Глава 4. Цивилизации на территории России и экологические последствия хозяйственной деятельности в разные эпохи
4.1. Особенности смены цивилизаций на территории России
4.2. Первобытнообщинный строй на территории современной России и соседних стран
4.3. Раннефеодальная цивилизация
4.4. Образование единого феодального Российского государства
4.5. Феодальная цивилизация в эпоху абсолютизма
4.6. Аграрно-индустриальная цивилизация в России
4.7. Социалистическая цивилизация
4.8. Переход от социализма к рыночной экономике
Глава 5. Социально-экологические аспекты модернизации
5.1. Теоретические подходы к вопросам модернизации
5.2. Модернизация в России
5.3. Модернизация и образ жизни
5.4. Влияние модернизации на формирование семьи
5.5. Модернизация и сексуальные отношения
5.6. Здоровье населения в зеркале модернизации
5.7. Модернизация информационного пространства
5.8. Конфессиональные проблемы модернизации
5.9. Этнические аспекты модернизации
Глава 6. Урбанизация как важная часть модернизации
6.1. Процесс урбанизации
6.2. Мировая урбанизация
6.3. Агломерации городов
6.4. Урбанизация в России
6.5. Роль городов в жизни страны
6.6. Особенности современного города
6.7. Безопасность городской среды
6.8. Влияние урбанизации на социально-экологические особенности населения
Глава 7. Роль религии в истории человечества
7.1. Религия и проблемы социальной экологии
7.2. История религий
7.3. Религии разных эпох
7.4. Политеизм
7.5. Монотеизм
7.6. Мировые религии
7.7. Религия в жизни человечества
7.8. Религия и здоровье
Глава 8. Антропоэкологические аспекты миграции населения
8.1. Миграции населения - одна из важнейших проблем антропоэкологии
8.2. История миграций населения.
8.3. Миграционные потоки в мире с середины XIX до середины XX века
8.4. Миграция населения во второй половине XX века
8.5. Миграции населения на территории России
8.6. Современные проблемы миграции в России, на территории СНГ и стран Балтии
8.7. Мигранты и возникающие у них проблемы
8.8. Адаптация мигрантов к новым условиям жизни
8.9. Контрастность природных условий для переселенцев из различных регионов
8.10. Социализация переселенцев
8.11. Взаимодействие мигрантов с местным населением
8.12. Миграция и изменение генофонда населения
8.13. Миграция и распространение инфекционных заболеваний
Глава 9. Пионерное освоение территории
9.1. Освоение новых районов
9.2. Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока
9.3. Экстенсивное и интенсивное освоение
9.4. Особенности пионерных районов на Российском Севере
9.5. Этапы пионерного освоения
9.6. Население пионерных районов
9.7. Политика формирования кадров на Севере
9.8. Проблемы северной патологии
9.9. Опасность распространения зооантропонозов
9.10. Медицинский отбор лиц для работы на Севере
9.11. Водоснабжение, канализация, охрана атмосферного воздуха и санитарная очистка территории в вахтовых поселках
9.12. Организация культурного досуга
9.13. Пионерное освоение и коренное население
9.14. Мнение местных жителей о перспективах индустриального освоения
9.15. Программа экологической безопасности
Глава 10. Эпидемии острозаразных болезней в прошлом и настоящем
10.1. История изучения инфекционных болезней
10.2. Эпидемиология инфекционных болезней
10.3. Природная очаговость болезней
10.4. Эпидемии наиболее опасных инфекционных заболеваний в прошлом
10.5. Заразные болезни в России в прошлом
10.6. Эпидемиологическая ситуация в мире в наши дни
10.7. Инфекционные болезни в России сегодня
10.8. Влияние эпидемий на жизнь общества
Глава 11. Проблемы армии и военно-промышленного комплекса в мирное и военное время
11.1. Войны в истории человечества
11.2. Война и эволюция человечества
11.3. Влияние войн на жизнь общества
11.4. Демографические процессы предвоенного, военного и послевоенного периодов
11.5. Медико-санитарная характеристика войн
11.6. Социально-экономические последствия военных действий
11.7. Проблемы беженцев и военнопленных
11.8. Экологические последствия войн
11.9. Современное оружие массового уничтожения
11.10. Войны будущего
11.11. Ядерные испытания
11.12. Война и космическое пространство
11.13. Экологические последствия деятельности военно-промышленного комплекса и вооруженных сил в мирное время
11.14. Уничтожение вооружения
11.15. Производственная и хозяйственно-бытовая деятельность военно-промышленного комплекса
11.16. Контроль за состоянием окружающей среды
11.17. Экологические задачи армии и пути их решения
Глава 12. Продовольственная проблема
12.1. Социальные аспекты массового голода
12.2. Продовольственная проблема в прошлом
12.3. Современная ситуация с продовольствием в мире
12.4. География продовольственной проблемы
12.5. Экологические аспекты продовольственной проблемы
12.6. Колониальная политика как причина голода
12.7. Развивающиеся страны в глобальной продовольственной системе
12.8. Особенности питания населения
12.9. Пищевые рационы
12.10. Особенности потребления продовольствия в странах мира
12.11. Особенности продовольственной проблемы в России
12.12. Голод и продовольственная проблема
12.13. Голод и болезни
Глава 13. Антропоэкологические аспекты освоения космоса
13.1. Космическая антропоэкология и ее перспективы
13.2. Влияние развития космонавтики на среду обитания человека
13.3. Дистанционные методы изучения природных объектов в антропоэкологических целях



---------------
http://www.prom-tech.info/Ecology_0679_01_02.html

Социальная экология \ Social ecology

ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйВ системе экологии человека выделяют социальную экологию ( взаимоотношение социальных групп общества с их средой жизни ), отличающуюся от экологии индивида и экологии человеческих популяций по функционально-пространственному уровню, равную синэкологии, но имеющую ту особенность, что сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации ( социальную экологию рассматривают для уровней от элементарных социальных групп до человечества в целом ).
Соотношение с философией, экологией, социальной экологией, теорией права, социологией обозначается либо через взаимопроникновение идей, перенимание методов исследования, подкрепление выводов и аргументов, либо через систему соотношений используемых терминов, принципов. В любом случае оно очень сложно и отличается многообразием связей. Социальную экологию он подразделял на экологические экономику, футурологию и урбанистику, а также экологию народонаселения и сюда же относил правовую экологию.
В качестве объекта правового регулирования рассматриваемой отрасли выступает не система знаний о взаимодействии общества и природы, изучаемых социальной экологией, а природа или окружающая среда. И потому отрасль права должна называться правом окружающей среды. Такое решение соответствовало бы отечественным традициям : основой названия служит объект правового регулирования.
Предметом исследования экологии человека являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Социальная экология изучает систему «природа — общество», перспективы ее устойчивого развития, гармонизации. Экология впервые включает в свое содержание вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей.
Такая форма существования присуща только человеку, как живому существу, обладающему разумом и на его основе создавшему специфическое надсообщество, именно человечество. Социальная экология как научная дисциплина рассматривает взаимоотношения в глобальной системе «человеческое общество — окружающая среда» и изучает взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и созданной техногенной средой. Она разрабатывает научные основы природопользования, которые предполагают повышение качества жизни человека в среде его обитания с одновременным обеспечением сохранения природы.
На современном этапе экология как наука трансформируется в область знаний о природных и природно-антропогенных системах, содержащих живые компоненты, о принципах управления такими системами в процессе природопользования, оздоровления среды обитания человека. В качестве раздела социологии выделена социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия современного общества с окружающей средой. Соответственно, употребляя в праве окружающей среды ( науке или учебной дисциплине ) понятие «экология», мы имеем и можем иметь в виду лишь область знаний. Хотя в практике это понятие употребляется и в иных контекстах.
Окружающая среда — это среда обитания и производственной деятельности, которая характеризуется взаимодействием с неживой природой и живыми организмами. С 70-х годов складывается экология человека, или социальная экология, цель которой — изучение закономерностей взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социальные, экономические, географические, нравственные и другие аспекты ( например, экология города, района, региона, техническая экология, экологическая этика и др. ).
Природа — в широком смысле — есть все сущее, весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества. С 70-х годов прошлого столетия складывается экология человека, или социальная экология, целью которой является изучение закономерностей взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социальные, экономические, географические и другие аспекты ( например, экология города, района, региона, техническая экология, экологическая этика и др. ).
Природа — в широком смысле есть все сущее, весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества. С 70-х годов текущего столетия складывается экология человека, или социальная экология, целью которой является изучение закономерностей взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социальные, экокомические, географические и др. аспекты ( например, экология города, региона, техническая экология и др. ).
Природа — в широком смысле есть все сущее, весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества. С 70-х годов текущего столетия складывается экология человека, или социальная экология, целью которой является изучение закономерностей взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социальные, экономические, географические и др. аспекты ( например, экология города, региона, техническая экология и др. ).
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе «человеческое общество — природа», и ее часть — экология человека ( антропоэкология ), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.
Если термин «экология» был предложен. Гек-келем в 1866 г., то с 70-х гг. XX в. сложилась экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Она включает различные аспекты — философский, социальный, географический, экологическую этику.
С середины XX в. экологию начинают рассматривать как учение об общих закономерностях взаимоотношения природы и общества, условно выделяя из общей экологии социальную и правовую. Если общая экология занимается вопросами глобальной экологии, экологией человека и инженерной экологией, то социальная экология включает экологическую экономику, экологическую футурологию, экологию народонаселения и экологическую урбанистку. Правовая экология представляет собой совокупность правовых норм, направленных на решение экологических задач.
Экология — это область знания. Если раньше, примерно в течение века, она была областью биологических знаний, то в последние 20 лет появилась социальная экология, предметом которой стало изучение взаимодействия общества и окружающей среды. Именно в связи с развитием этого направления произошла трансформация в названии отрасли права. Но появление и признание социальной экологии не может служить основанием для того, чтобы отрасль права была названа экологическим правом. Название отрасли должно выражать объект правового регулирования.
Необходимо повторно дать расшифровку понятий экология человека и социальная экология ( главу 1 ). Среди многих толкований, вероятно, ближе всего к истине такие : экология человека — комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида ( особи ) и личности с окружающей его природной и социальной средой ( т. е. это аутоэколо-гия человека, возможно, только биоаутоэкология, т. е. индивида, репродуктивной группы и т. п., но не личности ) ; социальная экология — объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур ( начиная с семейных и других малых социальных групп ) с природной и социальной средой их окружения ( т. е. это синэкология человека, или экология только личности, семьи и т. п. ). Для объединения экологии человека и социальной экологии может служить термин социально-экономическая экология человека ( т. е. экология биотического и социального ряда структур, составляющих человечество ), или антропоэкология ( с включением и невключением кроме человека других антропоидов ), лучше хомоэколо-гия, или гомоэкология.



---------------
реферат "Социальная экология. Человек в городской среде", автор неизвестен

В России доля городского населения только к началу 90-х гг. уже достиг­ла 74%.
Для жителей городов значительного масшта­ба характерен так называемый «синдром большого горо­да», проявляющийся в подавленном состоянии, психичес­кой неуравновешенности, непредсказуемости и даже аг­рессивности человека... В крупных городах современной России, по мнению специалистов, существует значительная опасность для психики горожан, связанная с политическими и социальны­ми процессами затянувшегося «переходного» периода в жизни страны.
Созерцание «приятных сердцу мест» вызывает чув­ства удовлетворения, удовольствия, меланхолии — то, что в западной литературе получило название «топофипии». Напротив, совокупность отрицательных эмоций, вызыва­емых ландшафтами, таких, как чувство боли, страдания, тоски и одиночества, именуется «топофобией».
Как гласит древний афо­ризм, «чем больше неба над головами горожан, тем выше их нравственность».