Все знают, что такое баня. Хотя многие в настоящее время предпочитают
душ, или помыться в ванной. Лично я предпочитаю баню, самую обыкновенную баню.
Многие предпочитают попариться да с веничком каким-либо, но честно говоря, я не
могу париться. В парилку захожу погреться, но париться -это выше моих сил.
Такую экзекуцию мой организм выдержать не может.
Мне хочется рассказать о другой бане. О той, в которой никто из вас
наверняка никогда не мылся и уж вряд ли даже слышал. Может где-либо в каких-то
в деревнях старики преклонного возраста и знают и даже может быть и мылись в
такой бане. Не знаю. А уж в городах, да тем более молодёжь современная о такой
бане точно не слышала. И я даже нигде в художественной литературе о таких банях
не читала. Вы, наверное, подумаете, что я тоже из тех старушек преклонного
возраста. Вовсе нет. Моя фотография на моей страничке, здесь я такая, какая
есть .
Правда фотография 2013 года. Честно говоря, я не люблю фотографироваться. Эта
из последних моих фотографий. Ну что, похожа я на старушку преклонного возраста?
Кажется не очень. Ну ладно. Теперь о бане. Я лично сама мылась в такой бане
несколько раз, когда была маленькая. Это было в период с 1949 года и по 1958
год примерно. Я имею в виду тот период, когда я наверняка могла мыться и уже
помню, что точно мылась в такой бане. Во многих деревнях ещё есть русские печи,
но не в современных домах. А в те далёкие времена в каждом доме обязательно
стояла большущая русская печь и в каждом доме обязательно были полати. Теперь
и не знают, что это такое. Но упоминание о полатях встречается в русской
литературе и речь не о них. Так вот стояли эти печи, в них и готовили еду, и
спали на них и даже мылись. Да-да, мылись. Внутри печки было большое простран-
ство. Обычно такие печи топили с утра, готовили еду для себя и для скота, ну а
если зимой в большие морозы, то и вечером подтапливали. Так вот в в этой печке
перед тем, как мыться, обметали сажу внутри её, потом стелили солому. А когда
печь топилась, то ставились большущие чугуны -ведёрные, а то и ещё больше,
несколько таких чугунов. Вода там нагревалась до кипения, а холодная вода
ставилась в устье печки (там еще обычно была плита для топки в летнее время).
Приготовления к помывке на этом заканчивались, дальше начинался сам
процесс мытья. Залезали в эту печь, а чтобы было теплее и не выходило тепло
закрывали заслонкой. И в темноте мылись. Мне маленькой помнится было страшно
сидеть в печке и бабушка в первую очередь мыла меня, а потом окачивала уже
в корыте у печки, а сама продолжала мыться. И ещё одна особенность помывок
в те , в времена. Это сейчас всяких мыл, шампуней, гелей и всяких причиндалов
полно, а в те времена мыло чуть ли не на вес золота. Стиральных порошков в
деревнях и в помине не видели и не слышали. А спросите как и чем мылись?
Голову мыли щёлоком и стирали бельё тоже щёлоком. Ну, а мыло берегли. Было ещё
что хорошо мылилось, но я уже не помню, что это было. А применялось в основном
хозяйственное мыло на все случаи жизни. Так вот что это за щёлок такой?
Вряд ли кто знает, что это такое. А это всё натуральное, не химия. Простая
зола заливается кипятком, настаивается и получается замечательное средство
для мытья и для стирки. А уж голову промывало таким щёлоком, получше всякого
шампуня. И волосы становились такими шелковистыми и не путались. А раньше в
русских деревнях женщины славились замечательными косами. Да и в нашем роду
у всех были прекрасные волосы. И даже папе моему довелось помыться в такой
бане, когда мы переехали с Украины(где отец служил) в Новгородскую область.
Но первое время нам пришлось жить у бабушки в деревне в Вологодской области,
особенно нам с братом, пока родители устраивались с работой и жильём.
Помнится, как папа выскочил из этой печки весь в саже, а мы с братом, да и
мама с бабушкой смеялись над ним. Пришлось ему домываться уже в корыте.
Бабушка долго вспоминала, что он как чёрт выскочил из печки весь в саже. Папа
вообще-то родился и жил до войны в Алтайском крае. И по моему у них там в те
времена уже были бани. Потому что частенько он вспоминал, что намоются,
напарятся в бане, а потом зимой в сугроб ныряют. А там сугробы были будь
здоров. Иногда так заносило, что приходилось туннели прорывать от дома к
сараям со скотиной. А в то время в бабушкиной деревне все так мылись. Это уже
в начале шестидесятых годов построили общую баню на всю деревню около пруда
и сначала в бане мылись мужчины с мальчишками, а потом женская половина
деревни по очереди. Сразу-то и не входили все желающие, так в те времена
деревни были многолюдными. И взрослых было полно и ребятишек было много.
и все были дружелюбными, отзывчивыми. Помогали друг другу. Помнится, что в том
пруду рядом с баней водилось море карасей. Так вот в определённое время
мужчины деревни брали широченные половики, четверо человек брались за их края
и заходили в пруд. а оттуда выносили уйму карасей. Карасей сваливали в бочки,
корыта, во все ёмкости, что находилось. А после окончания ловли, начинался
делёж. Делили по количеству человек в семье, кажется так. Помню нам с бабушкой
дали целое ведро этих карасей. Ох и вкусны же они были в сметане, да
запечённые в русской печке.да с румяной корочкой! Объеденье! В простой духовке,
и в газовой такого, увы, не получается, как в русской. Так что в те давние
времена печка русская была не только для тепла и приготовления пищи, но ещё
служила и баней. Вот такие вот дела. И мне довелось испытать на себе, что это
такое баня по Вологодски, или по Устюженски. Не знаю точно. Может и в других
северных областях было такое? Чего не знаю, того не знаю.