От российских санкций может выиграть Узбекистан

Революционарио Шер
Эмбарго, наложенное 7 августа 2014 года Москвой на импорт ряда продовольствия из стран, которые, в свою очередь, поддержали экономические санкции против России, может стать стартом для Узбекистана в сфере расширения своего присутствия на российском рынке.
Безусловно, ограничение на ввоз из-за рубежа фруктов, овощей, растительного масла и других продуктов сельского хозяйства ударит по внутреннему потребителю, однако россияне могут расчитывать на соседей, которые проявили нейтральность или отрицательное отношение на санкции Европы и США, а также других государств против России.

Как известно, Узбекистан в своей политике официально не высказался негативно в действиях России в отношении Крыма и событий на юго-востоке Украины, чем обеспечил себе позицию страны, в отношении которой Москва ведет политику наибольшего экономического благоприятствования.
Нужно отметить, что еще в советский период Узбекистан в рамках регионального разделения труда и специализации был одним из главных поставщиков плодоовощной и виноградарной продукции, а также бахчевых культур для России и других республик СССР.

Так, в 1990 году Узбекистан поставил в Общесоюзный фонд 18,5 тыс. тонн картофеля, 652,2 тыс. овощей, 387,2 тыс. бахчевых, 55,2 тыс. плодов и ягод, 131,8 тыс. тонн винограда. В 1989 году было вывезено в другие республики 156,0 тыс. фруктов, включая виноград, 38 млн. усл. банок овощных консерв, 331,3 млн. усл. банок томатной пасты, 9,2 млн. усл. банок рыбных консерв, 150 тыс. тонн растительного масла.
Нужно отметить, что урожайности таких культур сопутствовал благоприятный природный климат и созданная сеть ирригационных сооружений и объектов хранения, механизация труда, технологий переработки, и это позволяло не только обеспечивать себя в полной мере, но и вывозить «излишки» за пределы республики. Однако сам Узбекистан испытывал большую потребность в мясомолочных изделиях, которые ввозил из Беларуси, России, Украины и Казахстана. Оптимизация в объемах производства и поставок определялись плановыми заданиями.

Распад СССР сильно ударил по взаимопоставкам, старые связи были утрачены, а новые, основанные на других принципах, еще не работали в необходимых объемах. Болеее того, в 1992-93 годах указами президента Ислама Каримова, якобы, с целью защиты внутреннего рынка, был ограничен вывоз бахчевых и плодоовощных культур в Россию, что привело к самым отрицательным последствиям:
- внутренний рынок оказался пересыщен данной продукцией, резко упали цены, причем порой ниже себестоимости, многое просто сгнило;
- сельскохозяйственные предприятия – совхозы и колхозы, а также вот-вот начинавшие вставать на ноги фермеры понесли большие убытки;
- был потерян российский рынок, поскольку туда стали ввозить свою продукцию Китай, Болгария, Венгрия, Польша, Иран и многие другие, это привело к уменьшению валютной выручки для узбекских экспортеров;
- восстановить масштабы поставок Ташкент так и не смог до настоящего времени, несмотря на открытие торговых домов и представительств МВЭСИТ в ряде российских регионов, снижения тарифов на железнодорожные перевозки и т.д. – конкуренты уже стремятся не допустить сюда Узбекистан, включая и неконкурентные методы борьбы.

В 2011 году доля экспорта продовольственных товаров из Узбекистана в СНГ составляла 26,2% ($1,76 млрд.), в другие страны – 2,8% ($235,6 млн.) от общего объема. Всего удельный вес продовольствия в узбекском экспорте достигал 13,2%, темп прироста по сравнению с 2010 годом – 57,9%. Между тем, ежегодно в Узбекистане производится 5,7-5,9 млн. тонн овощей, при урожайности 250-260 ц с га; 1,07-1,10 млн. тонн бахчевых (урожайность 189-192 ц с га); 1,54-1,59 млн. тонн плодов и ягод (87-89 ц с га); 899-910 тыс. тонн винограда (85-87 ц с га).
Россия является самым главным торговым партнером Узбекистана – его доля в общем товарообороте Узбекистана с другими государствам превышает 1/4. Последнее решение Москвы в отношении стран-экспортеров – участников антироссийских экономических санкций – способно стимулировать внутреннее производство ряда аграрной продукции в Узбекистане и экспортировать в Россию. Для этого необходимо будет в экстренном режиме решить следующие вопросы:

- отрегулировать объемы и маршруты, интенсивность грузового железнодорожного сообщения между Россией и Узбекистаном, включая транзитную территорию – Казахстан;
- урегулировать вопросы эффективного использования собственных и аренды других железнодорожных вагонов, приспособленных для хранения скоропортящих сельхозпродукции;
- разрешить вопросы сантирного контроля и снижения таможенных пошлин;
- расширение торговых домов и экономических представительств Узбекистана в различных регионах России, особенно северных.

Следует учесть, что Ташкенту следует использовать санкции Европы и США как шанс для расширения собственного экспорта в Россию, как возможность вернуть свои позиции на продовольственном рынке СНГ. Нет худа без добра – и это «добро» может быть у узбекских фермеров и дехкан, если они сумеют быстро перестроиться в производстве той продукции, которая попала в список эмбарго Москвы в отношении европейских экспортеров.
Можно предположить, что только в 2014 году Узбекистан способен получить от экспорта продовольствия в российском направлении дополнительно $1-2 млрд., а в дальнейшем, если эмбарго продлится, эта сумма может удвоиться.

 Резо Чедия специально для e-center.asia