Лучший шахтёрский поэт

Заболоцкая Мария
Во времена моего руководства организацией под названием "Союз творческих работников" повидала я много и многих. Качественного из этого "много" было - крупицы. Как говорил мой любимый поэт-песенник Леонид Дербенёв: "Много разных на свете песен, а хороших не так и много..." Со стихами - так же. После моего журфака и перелопаченной литературы в годы студенчества, после знакомства с лучшими классиками и современниками в этот период - воспринимать халтуру, бесталанность и пустоту стало невозможно. А "посмотреть стихи" просили и просят часто. Я сразу предупреждаю - если что, буду ругать, т.е. говорить то, что увижу, готовы ли воспринимать обоснованную критику?.. По сей день часто пишут мальчики-реперы и влюбленные первой любовью девочки из разных городов, потому что интернет большой. Увидят где-то и шлют письма. Ооочень редко что-то действительно талантливое встречалось и встречается. Пробуют писать многие, и на это сразу хочется зевать... дар от Бога, от природы - это единицы.

Человек, о котором я хочу рассказать - настоящий шахтерский поэт. Будучи вынужденной проживать в шахтерском регионе (как я говорю - находиться в нём одной ногой, потому что вторая давно стоит в Москве) и руководить организацией, среди многого словесного хлама вдруг увидела настоящее... А сколько в шахтерском регионе ваяют стишат про шахту... и как это скучно... ради галочки, ради славы, ради приза на тематическом конкурсе, ради чего угодно... выходят книжицы, кричится с трибуны... а всё - фальшь, халтура... штампы или вообще нечто очень далекое от поэзии... Владимир Гусев - совсем другое дело. В этом убеждались те, кто читал его стихи.

Так уже получилось, что я, молоденькая девочка, оказалась руководителем немаленькой организации. У меня под руководством было около сорока человек. Всех талантливых надо было обогреть, всем стОящим помочь, новых молодых - разглядеть и привлечь в организацию... Мне б самой кто помог, а я уже сама помогала другим и посвятила этому несколько лет. Выбрали меня, уговорили - потому, что образование у меня хорошее, потому что организаторские способности есть, потому что молодая.

Однажды ко мне подвели скромного пожилого человека с глазами такими ясными, как небо... до этого я уже читала его стихи и долго хотела его увидеть. Он стоял - такой седой, голубоглазый, в шапке-ушанке, скромный и молчаливый. А внутри у него пряталось большое шахтерское сердце и талант хорошего поэта.

Так честно писать о шахте, так талантливо, в то же время просто и чётко - никто не может. Ни один из тех, кто числится заправским поэтом, не может. Для этого надо сначала родиться поэтом, а потом всю жизнь отработать в шахте, знать её и любить. Мой дед был шахтером, мой отчим был шахтером, поэтому я не могу не уважать шахтеров и их труд.

Гусев Владимир Иванович родился 7 ноября в 1939 году на станции Предметкино Красноярской (ныне Восточно-Сибирской) железной дороги. Отца призвали в ряды Красной армии в начале Великой Отечественной войны, он числится без вести пропавшим.

До 1953 года будущий шахтерский поэт учился в школе села Раёвка, до которой от станции было три километра. Каждый день, как Ломоносов до Москвы, ходил будущий поэт в свою школу. Учась в четвертом классе, прочитал все книги школьной библиотеки. Осенью 1953 года уехал с мамой в Норильск. Там прожил до 1973 года.

После окончания школы работал автослесарем в автобазе, затем – грузчиком. В 1965 году по путевке комсомола был направлен на всесоюзную ударную комсомольскую стройку Талнах. Осваивал недра этого месторождения, был крепильщиком, проходчиком, позднее – мастером-взрывником.

В 1973 году вернулся в Мариинск Кемеровской области и работал грузчиком на лесокомбинате. В Березовский Кемеровской области приехал в 1974 году. Работал в Березовском ШСУ на строительстве шахты «Первомайская». С первого дня ее запуска и до 1998 года трудился в забоях шахты. Шахтёрский стаж – 32 года. Стихи, как говорил Владимир Иванович, он писал со школьной скамьи.

Таким образом, вся биография Владимира Гусева – подтверждение того, что рабочая профессия и способность к поэтическому слову совместимы. Одна из главных тем поэта – его профессия. Вторая – тема войны, отголоски той детской потери, вести об отце, не вернувшемся с фронта.

Отец Владимира Ивановича Гусева "где-то пал от вражьего свинца простым советским рядовым солдатом", о нем "и ныне слухов нет, он числится как без вести пропавший"... Это строки самого поэта о своем отце. Когда он читал эти свои стихи, глаза его непроизвольно наполнялись слезами, а голос начинал дрожать... Детская рана не зарастала... Но все его стихи без исключения проникнуты огромной любовью к жизни, даже воробей в его стихах "вовсю чирикает "я жив"!

Однажды ко мне на фестивале подошла девушка с областного радио и попросила к Дню Шахтера стихи - я подвела к ней именно Владимира Ивановича. Она стала задумчивой, на лице появилась такая светлая улыбка, записала Владимира Ивановича на свой магнитофон. Его ставили в эфир областного радио.

А накануне Дня Шахтера 2009 года шахтёрский поэт Владимир Иванович Гусев пропал без вести. Он не знал отца никогда - родился, когда отец уже был на войне. Но пропал без вести - как отец! Но только в мирное время. Милиция городка не искала пропавшего поэта. Пропал - и пропал... В свой последний день поэт Владимир Гусев ушёл из дома вместе с сыном, который вернулся вечером один, а поэта больше никто не видел... Владимир Иванович Гусев, лучший шахтерский поэт, 32 года своей жизни посвятивший шахте, и ныне числится без вести пропавшим, как и его отец.

Что это? Как это может быть? Получается, что в мирное время пропал без вести известный человек, уважаемый шахтер и хороший поэт. Как так слепо может повторяться судьба? Неужели она передается от отца к сыну?

А ведь Владимир Иванович доверял людям (незаслуженно и слишком). Даже книгу своих он стихов назвал так: "Своей судьбе я доверяю". А судьба тем временем готовила ему такую гримасу...

Эта книга вышла из печати буквально в последний год жизни поэта. Однажды я отправила факс на шахту, где наш шахтерский поэт отработал всю жизнь. Шахта "Первомайская" (на ней же работал и мой отчим) помогла Владимиру Гусеву издать его стихи этой отдельной авторской книжкой. Этой шахте можно по праву гордиться СВОИМ НАСТОЯЩИМ ШАХТЕРСКИМ ПОЭТОМ.


Владимир Гусев "Дорожу своим шахтёрским Я"  http://stihi.ru/2014/08/07/4619

Владимир Гусев "Память"  http://stihi.ru/2014/08/07/4485

Видео со стихами Владимира Гусева  http://www.youtube.com/watch?v=o1q5iPm8lv4