Электрическая тяга к скорости

Сергей Бурлаченко
        29 августа 1929 года от Москвы до Мытищ пущена первая электричка. Этот небольшой пригородный маршрут протяженностью 17,8 км был выбран среди царства паровой тяги не случайно. Интенсивное подмосковное движение требовало срочной модернизации привычной железнодорожной системы.
        Об электрификации пригородного участка этой дороги заговорили еще в 1924 году. В сентябре при управлении Северной дороги (сегодня Московско-Ярославское отделение Московской магистрали) создали бюро электрификации, которое разработало эскизный проект электрификации движения на участках Москва — Пушкино и Мытищи - Щелково. К разработке новой проблематики были привлечены крупнейшие ученые того времени: профессора Графтио, Вульф, Лебедев, Шателен, Шевалин и другие. В 1920-е годы создать и освоить производство отечественного оборудования для подвижного состава, тяговых подстанций и контактной сети составляло немалые трудности. К этой работе были подключены ведущие предприятия страны. Завод «Динамо» решал задачу по электрооборудованию электропоездов, «Электросила» занималась ртутными выпрямителями, трансформаторный завод – тяговыми трансформаторами. Одновременно «для производства работ по переводу на новый вид тяги» на московском узле было создано Бюро электрификации, в котором наряду с Отделом тяги Народного комиссариата (так тогда назывались министерства) путей сообщения активно работали инженеры Северной дороги (прежнее название Ярославского направления), конторы «Электротягстрой».
        Электрификация участка Москва - Мытищи началась в 1927 и была закончена в июле 1929 года. Настал долгожданный день первого рабочего рейса с пассажирами. В понедельник, 12 августа 1929 года, в 6 час. 54 мин. утра на одной из платформ Северного (Ярославского) вокзала, у головного вагона собрались ученые, проектировщики, работники НКПС и дороги. Произнесли напутственные слова, пожали руку машинисту – и в добрый путь, московская электричка! Из Москвы пассажиров ехало немного, но из Мытищ поезд вернулся с перегрузкой: все шесть вагонов – «под завязку», всем хотелось проехать именно на электричке. Вместо 900 человек по норме привезли в столицу сразу тысячу.  Поезд шёл со всеми остановками (тогда на трассе было 7 станций). Развивал скорость «под током» до 90 км/час. Весь участок проходил за 24 минуты, в то время как паровик на этот маршрут затрачивал более 35 минут. Первые недели электрички ходили лишь в светлое время суток – с 7 и до 19 часов. Позже на рельсах пыхтели паровозы. Вслед за пробным рейсом через 17 дней линия первых электричек начала обслуживать обычных пассажиров. С 1 октября 1929 года электрические поезда начали эксплуатироваться по графику. Движение обслуживалось трёхвагонными секциями, состоящими из моторного вагона и двух прицепных, один из которых имел багажное отделение.
        Прогресс – дело увлекательное, хоть и небыстрое. Через 75 лет, в феврале 2004 года на мытищинской линии состоялся пуск скоростного  электропоезда-экспресса «Спутник» до Москвы с интервалом 15 минут в часы пик и 1 час в обычное время. Время движения 18 минут с одной остановкой на станции «Лосиноостровская». Тогда же, в 2004,  на здании железнодорожного вокзала в Мытищах  была укреплена мемориальная доска «в честь 75-летия со дня открытия первого электрифицированного участка железных дорог России Москва — Мытищи».