Не думай о разведке свысока

Сергей Бурлаченко
        11 августа 1973 года по Центральному телевидению СССР был начат показ 12-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны», поставленного Татьяной Лиозновой по повести Юлиана Семенова. Один из первых отечественных телесериалов стал необыкновенно популярен и любим зрителем. После премьеры картину сразу же закупили все страны соцлагеря.
        Заказчиком фильма о советском разведчике Максиме Исаеве (штандартенфюрере СС Отто фон Штирлице), раскрывающем секретные переговоры Германии с США в 1945 году, был КГБ и лично Юрий Андропов. Сейчас сложно представить в роли Штирлица кого-то другого кроме Вячеслава Тихонова. Но всенародно любимым разведчиком мог стать и Олег Стриженов. Просто он был занят на других картинах, играл в театре и не мог на три года выпасть из обоймы. Автор сценария Юлиан Семенов настаивал на кандидатуре артиста Арчила Гомиашвили. А сам Вячеслав Тихонов попал в фильм по счастливой случайности. Его порекомендовала Татьяне Лиозновой кто-то из ассистентов. Но когда его загримировали, наклеили большие пушистые усы, вид штандартенфюрера привёл режиссера в тихий ужас. Однако, поработав с актером, Лиознова утвердила именно Тихонова. На роль шефа гестапо Мюллера пригласили актера Всеволода Санаева. Но он категорически отказался: «Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю!» Лиознова решила пробовать малоизвестных актеров, но никак не могла найти подходящий типаж. Второй режиссер картины порекомендовал ей посмотреть театрального актера Леонида Броневого. До выхода эпохальных «Семнадцати мгновений» актера знали только заядлые театралы. Броневой рассказывал, что перспектива играть гадкого немца за маленький гонорар, примерно 43 рубля в день, его не радовала. Но второй режиссер настаивал: «Ты не знаешь, что тебе принесет эта роль!» - и оказался прав. Много позже актер был вынужден признать, что именно роль Мюллера стала в его жизни судьбоносной. Успешными работами в фильме отметились также Олег Табаков, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Лев Дуров, Юрий Визбор etc. Неточности рецензировались и подчищались уже в ходе работы. Например, чекисты, посмотрев фильм, сказали, что далеко не всегда Штирлиц действует в соответствии с установленной инструкцией. Но придуманные режиссером эпизоды, невозможные в работе разведки, цензура решила не вырезать, дабы романтизировать образ нашего разведчика. Штирлиц должен был стать идеалом для русского народа. Неточность в одежде киношных эсэсовцев заметили дотошные специалисты уже после премьеры. Например, Серебряный галун в виде уголка на самом деле присваивался членам нацистской партии, вступившим в нее до прихода к власти. Например, Штирлиц имел право носить атрибутику, а Мюллер - нет, потому что его приняли в партию только в 1939 году.  Или вынужденные шутки с местами действия. За несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Вот такая история.
        Но все эти неточности и киношные хитрости перестали иметь значение в тот момент, когда 11 августа 1973 года по первому каналу Центрального телевидения в 19.30 показали первую серию «Семнадцати мгновений весны». Аудиторией на двенадцать вечеров стала вся страна. Под песню плакали все, персонажи сериала мгновенно стали героями сотен анекдотов, а фразы – «пошли в народ». Во время показа фильма советские города от Калининграда до Владивостока вымирали в буквальном смысле слова: автобусы ходили пустые, потребление воды падало до нуля, а электроэнергии - подскакивало до критических отметок.
        В 1976 году фильм получил Государственную премию РСФСР. В 2009-м был «раскрашен». Так что вполне возможно, что ещё через несколько лет мы увидим 3D версию подвига нашего самого любимого и самого обаятельного разведчика.