Начало было сложным

Сергей Бурлаченко
        12 октября 1970 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Начало». История девушки из провинции, сыгравшей в кино роль Жанны д’Арк и ставшей актрисой, захватила зрителей. Имена режиссера Глеба Панфилова, актрисы Инны Чуриковой, актеров Леонида Куравлева и Михаила Кононова гремели по всей стране.
        После фильма «В огне брода нет» (1968) сценарист Евгений Габрилович и режиссер Глеб Панфилов продолжили сотрудничество и написали сценарий «Девушка с фабрики» («Начало») — рассказ о девушке Паше Строгановой из заштатного Речинска, некрасивой, жаждущей любви и лишенной ее. «Мне хотелось рассказать о рабочей девушке с непохожим на других характером, показать ее за обычными делами в привычной обстановке и постараться обнаружить в этом глубину и смысл простых вещей», - так объяснял рождение замысла картины Г. Панфилов.
        Сама по себе жизнь Паши ничем не примечательна. Днем она работает на ткацкой фабрике, а вечерами стоит на краю танцплощадки в тщетном ожидании «принца». Паша талантлива, она играет роль Бабы-яги в самодеятельном спектакле. Однажды заезжий кинорежиссер приглашает ее на роль легендарной Жанны д’Арк. Фильм в фильме — необычайно удачный сценарный ход Габриловича и Панфилова. «Она из народа, и я из народа. А еще у нас с Жанной острота реакции одинаковая и темперамент», — это слова Паши, но ими сценаристы фактически объясняли зрителю свой замысел.
        Героиню, сыгранную И.Чуриковой,  персонажи фильма любят как добрую, отзывчивую Пашу, что посидит безотказно с ребенком, даст ключ, даст все, что имеет… но искренне недоумевают, когда она бунтует, когда прорывается в ней Жанна д’Арк. В качестве Речинска Г. Панфиловым был выбран город Муром. Творческая группа «Ленфильма» приехала на натурные съемки в начале августа 1969 года и разместилась в клубе на улице Московской. Местные жители с удовольствием снимались в массовых сценах (с самой большой из них — на танцплощадке — начинается фильм), в проходных сценах на улицах города, в парке имени В.И. Ленина. Одному молодому муромцу режиссер доверил произнести текст: «Аркадий, привет!» (в роли Аркадия снимался Л. Куравлев). Другому муромскому парнишке была оказана честь «сдать напрокат» в одном кадре актёру М. Кононову велосипед… Натурные съёмки французской части фильма, связанной с историей Орлеанской девы,  велись за Муромом, в пойме Оки. В селе Спас-Седчино, примерно в двадцати километрах от города, по эскизам художника фильма М. Гаухман-Свердлова была возведена декорация средневекового замка. Здесь снимались сцены допроса Жанны д’Арк судьями-инквизиторами, моления ее перед казнью. Воины, стража набирались из муромских парней.
        По-настоящему кинозрителей заинтриговало смешение в «Начале» разных стилей и то, как стили взаимодействовали. Артисты свободно играли гротеск, комедию, мелодраму, притчу, трагедию. Сцена попытки самоубийства Паши Строгановой косой соседствовала со смешной сценой попрошайничества ключа от ее комнаты, казнь Жанны д’Арк – с прощанием влюбленных на скамейке в «речинском» городском парке. Многие критики ругали создателей фильма за такое свободное использование стилей. Но победа осталась за Г. Панфиловым и его коллегами. На кинофестивале в Венеции в 1971 году «Начало» был удостоен «Серебряного льва». И стал одним из любимых наших фильмов про то, как трудно, но необыкновенно интересно начинает порой складываться судьба вроде бы самого обыкновенного человека.