сентябрь - октябрь 1914 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
7-го сентября Розе удалось выбраться из Берлина и приехать к Кларе Цеткин, где она оставалась 10 дней. От туда Роза пишет Францу Мерингу в Берлин:

«                8.09.1914
Глубоко уважаемый товарищ!
Высылаю манускрипт непосредственно фрейлейн Я (коб)*..
Наша подруга** воспринимает всё почти так же как мы, поэтому её настроение не особенно радостное, как Вы можите себе представить. От Ханнеса (Дифенбаха) и от Максима (Цеткина) сегодня сюда пришли открытки, оба во Франции, Ханнес участвовал в большом сражении, которое на него страшно подействовало.
«Равенство» находится под очень строгой «отцовской» цензурой, поэтому у фрау Клары с каждым номером большие проблемы. Но «Равенство» действует на массы, и Клара уже получила с разных сторон ободряющие признательные письма...
Настроение в массах среди товарищей ( по партии) д.б. хорошим; я ещё никого кроме семьи Клары не видела. Сад здесь в полном цвету и погода великолепная.
Надеюсь, вы в добром здравии, полны сил и скоро дадите о себе знать!
Сердечные приветы Вам и Вашей  уважаемой супруге. Р. Лю»

*секретарша Розы
** Клара Цеткин

Письмо Францем Мерингом было быстро получено и, как следует из очередного Розиного письма от 13.09., он сразу же ответил.
В этом письме, кроме партийных дел Роза сообщает, что от Ханнеса Дифенбаха пришло длинное письмо с «интересным описанием сражений и расстрелов.»

Вернувшись в Берлин, Роза продолжает на партийных собраниях отстаивать свою  критику войны и высказывание её товарищам по партии в других странах, но не находит поддержки в руководстве партии. Её раздражают националистические тенденции руководства, его поддержка военных кредитов и подхалимская политика Берлинской партийной прессы.
Радует её только то, что Костя ещё не призван. Пожалуй, это было единственным утешительным в то время. Костя, в отличии от Пауля Леви, исправно отвечает на Розины письма. Но у него и больше свободного времени.
19.10. Роза пишет Косте:

«Ниуниус, позавчера я написала тебе на адрес фрейлейн Буххайм*..Напиши мне сразу, когда письмо до тебя дойдёт. Вам нужно дать мне хороший секретный адрес, на случай если тебя призовут. Я с нетерпением ожидаю сообщение, взяли  ли тебя вчера.
У нас здесь дома так по-хорошему тихо, больше порядка и чистоты, чем было при Гертруде (Злотко), в комнате тепло и Мими довольно мурлычит. Она лишь недовольна, что я с ней не так много играю, как бы ей этого  хотелось. У нас холодные, но хорошие дни; сегодня при утреннем душе от меня шёл пар, как от ломовой лошади зимой...
Позавчера вечером взяла для чтения  «Пармскую обитель» и сразу же ожила от грязи повседневности. Вчера мне дали билет в ложу филармонии: кантата Баха и немецкий реквиум Брамса..Бах был хорош и мажорен,  Брамса же я вытерпела только до первого антракта..А люди сидели и блаженствовали. К черту это  пушечное мясо! Я, правда, не знаю, останусь ли ещё после войны в Германии, атмосфера здесь становится мне всё отвратительней. Если бы я только знала, на что жить, тогда бы переехала на юг; но, естественно, сначала нужно рассчитаться.
Напише же мне, что делает мама и как у вас всё выглядит. Не можешь ли маму уговорить, приехать ко мне на пару месяцев, пока я «свободна»**.  Может быть они меня ещё не упрячут, чтобы призвать (на фронт), если стану неудобна...
Поцелуй от Мими и Н»

* будущая первая жена Максима Цеткина
** Роза ожидает ареста по приговору Франкфуртовского суда