Киноодиссея

Сергей Бурлаченко
        3 августа 1959 года в Москве состоялся первый Международный Кинофестиваль. Этот кинофорум, который на самом деле появился на свет в середине 30-х, чтобы досадить Муссолини, награждал Федерико Феллини, показывал «Космическую одиссею 2001» Стэнли Кубрика и поссорил Джину Лоллобриджиду и Элизабет Тэйлор.
        Задуман и реализован самый первый московский кинофестиваль был как ответ на Венецианский, организованный в 1932 году в Италии. Там дуче решил продемонстрировать миру всю силу нового фашистского кинематографа, и даже вручал призы имени себя. В 1934-м в Венеции засветились и отечественные фильмы: «Три песни о Ленине» Вертова, «Окраина» Барнета и даже «Веселые ребята» Александрова. Естественно, Сталин не мог стерпеть, чтобы СССР отставал от «какой-то Италии», и в 1935 году был проведен первый Московский кинофестиваль. Тогда, правда, называвшийся «Советский кинофестиваль в Москве». Победил там легендарный «Чапаев» братьев Васильевых. После чего Московский Кинофестиваль взял паузу на 24 года — Сталину идея разонравилась, да и стране скоро стало не до фестивалей.
        Новая жизнь к фестивалю пришла вместе с хрущевской оттепелью — в 1959 ММКФ был проведен вновь, на этот раз уже летом. Тогда же было решено, что кинофестиваль будет проводиться раз в два года, чтобы не соперничать с Карловыми Варами дружественной социалистической Чехии. В первый год фестиваля победителем стала «Судьба человека» Сергея Бондарчука, после просмотра которой председатель жюри Сергей Герасимов чуть не расплакался. Но уже тогда Кинофестиваль стал настоящим глотком свободы — еще бы, приезжали зарубежные звезды, показывали фильмы, которые никогда бы не появились в прокате. Правда, первую премию они получить не могли — она была негласно зарезервирована за отечественным кино, в то время как вторая — за фильмами дружественных соцстран.
        Первым нарушил это правило Григорий Чухрай на ММКФ 1963 года. Тогда на конкурс привезли "8 1/2" Феллини, что само по себе уже казалось маленьким чудом — советская пресса как только не клеймила мэтра, а Хрущев на фильме просто уснул. Тем не менее, Чухрай всеми правдами и неправдами пролоббировал победу Феллини. Это, впрочем, не помогло фильму попасть после этого в советский кинопрокат. Были и другие конфузы.  В 1961-м, когда на приеме в Кремле Джина Лоллобриджида и Элизабет Тэйлор появились в одинаковых платьях, между актрисами произошел скандал и они были в ссоре много лет. А в 1969-м жюри фестиваля прокатила фильм «2001: космическая одиссея» модного тогда режиссера Стэнли Кубрика мимо каких-либо наград, после чего Кубрик до самой смерти запрещал возить свои фильмы в Россию.
        В 1972 году ММКФ был включен в самую престижную группу мировых фестивалей класса «А», наряду с Каннским, Берлинским и Венецианским. А в 1989 году появилась и изящная (одновременно и монументальная) статуэтка «Золотого Георгия», ставшая главным призом Московского кинофорума. Начиная с 1999 год года кинофестиваль стал проводиться ежегодно. Лучшие отечественные фильмы не оставались без внимания отборочной комиссии фестиваля: «Васса» Глеба Панфилова, «Иди и смотри» Элема Климова и «Мимино» Георгия Данелия именно на Московском Международном получили свое первое и самое высокое признание как среди профессионалов, так и среди зрителей. Современное российское кино в послеперестроечное время также стало выходить в призеры самого престижного отечественного кинофестиваля. Это фильмы «Свои», «Кукушка», «Космос как предчувствие», «Путешествие с домашними животными», «Петя по дороге в царствие небесное» и другие.
        Этим летом в Москве прошёл 36-й ММКФ. Так что «безграничная» киножизнь в нашей столице продолжается, отметив 55 лет со дня своего трудного рождения.