Камень на площади

Сергей Бурлаченко
        30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве установлен Соловецкий камень в память о жертвах политических репрессий. Место для памятника выбрано не случайно. Отсюда открывается широкий вид на здание, в стенах которого выносились приговоры и решались судьбы миллионов граждан, попавших под подозрение ВЧК-НКВД-КГБ.
        Как мало осталось в живых бывших узников, которые прошли в тот октябрьский день с плакатами «СТЕПЛАГ», «БАШЛАГ», «МИНЛАГ», «БАМЛАГ», «УХТПЕЧЛАГ». Страшные аббревиатуры со страниц нашей нелегкой истории. За каждой из них – горькие судьбы, надломленные жизни, слезы и кровь чаще всего ни в чем не повинных людей. Соловецкий камень был доставлен в Москву с Соловецких островов, из Соловецкого поселка в Тамаринском причале, где в конце 1920 - 1930-х годов располагался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937-1939 годах — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Камень для мемориала выбирали Михаил Буторин (историк, журналист) и Геннадий Ляшенко (главный архитектор из Архангельска). С Большого Соловецкого острова в Архангельск камень привез грузовой теплоход «Сосновец», а затем по железной дороге его привезли в Москву.
        Установили камень в сквере у Политехнического музея, рядом с памятником Феликсу Дзержинскому. Дата 30 октября с этого момента получила официальное название «День политзаключенных в СССР». После августовского путча 1991 года памятник «железному Феликсу» демонтировали и перенесли его в московский парк Музеон. И именно с 1991 года дату 30 октября переименовали. Теперь это День памяти жертв политических репрессий. В создании мемориального комплекса на Лубянской площади, центром которого стал камень с Соловецких островов,  принимали участие художник-архитектор С.И. Смирнов и архитектор-конструктор В.Е. Корси, а также активисты общества «Мемориал».
        На открытии этого мемориала невинно замученных выступили бывшие узники Олег Волков, Анатолий Жигулин, Сергей Ковалев, народные депутаты, представители общественных движений и партий. Минута молчания... Слезы... А затем - ритуал освящения соловецкого камня. У подножия постамента надпись: «Этот камень доставлен обществом «Мемориал» из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память жертв тоталитарного режима».
        Каждый год на этом памятном месте собираются те, кто считает политической необходимостью и своим человеческим долгом чтить память миллионов людей, сгинувших в тех лагерях. Выживших и несущих горькую память о мрачно знаменитом «архипелаге ГУЛАГ». Да, это наша история. И мы не имеем права делать вид, что она нас не касается. Вот цитата из А. Солженицына: «Чтобы провести прямую, достаточно отметить всего лишь две точки. В 1920 году, как вспоминает Эренбург, ЧК поставила перед ним вопрос так: «Докажите ВЫ, что вы — не агент Врангеля». А в 1950 году один из видных полковников МГБ Фома Фомич Железов объявил заключенным так: «Мы ему (арестованному) и не будем трудиться доказывать его вину. Пусть он нам докажет, что не имел враждебных намерений». И на эту людоедски-незамысловатую прямую укладываются в промежутке бессчётные воспоминания миллионов».
Одна из промежуточных точек этой прямой – в центре Москвы, на Лубянской площади.