И текли, куда надо, каналы

Сергей Бурлаченко
        3 сентября 1932 года началось строительство канала имени Москвы. К 30-м годам прошлого столетия столица была перенаселена и испытывала серьезный недостаток питьевой воды. Решением в создавшейся кризисной ситуации могла стать подача воды из реки Волги.
        Сейчас это кажется небывальщиной, но в первой трети XX века река Москва почти умирала: около Кремля ее можно было перейти вброд. Рублевский водопровод уже не мог «напоить» 3-х миллионное население и работал на пределе мощностей. Поэтому 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Однако Волга текла далеко - за возвышенностью, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москва-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что предстояло преодолеть 128 км по прямой - сквозь лес, болота и бездорожье.
        Искали путь, который был бы удобен и экономически выгоден. Наиболее эффективным был признан проект, разработанный группой специалистов вместе с молодым инженером А.Н. Комаровским - так называемый Шошинский вариант. Согласно ему канал должен был спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. По этому проекту длина канала составляла 128 км, глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, а, в основном, не превышая 12 м. Нужно было создать целый комплекс гидротехнических сооружений, чтобы заработали «водяные лестницы», по которым пойдут большегрузные суда. Необходимо было обеспечить чистоту подаваемой в водопровод воды.
        У деревни Иваньково, близ устья Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ - Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло канала, и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту девятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке. 3 сентября 1932 года начальник Химкинского участка строительства И.В. Марченко вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала. Титаническое строительство, которое потом неоднократно сравнивали со строительством Египетских пирамид, началось. Цифры опустим. Кажется, что они действительно превосходят человеческие масштабы. Приведу только один пример: к весне 1937 года шесть с половиною миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камнем - это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны.   Для осуществления циклопических работ были построены железные и шоссейные дороги, подведено электричество, строительство велось круглосуточно. Отдельно стоит сказать о шлюзах, строившихся на канале Москва-Волга. Их глубина - пять с половиною метров, длина - двести, ширина - тридцать метров. Днище шлюза, толщиною пять метров, составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота представляли собой щиты, которые помогали удерживать воду в камерах. Таких шлюзов на всем протяжении канала было построено одиннадцать. 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала, а 15 июля того же года канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
        Сейчас это сложное и красивое гидротехническое сооружение служит прекрасным водным путем, соединяющим столицу со всеми морями европейской части России и поставляет чистую воду для Москвы. Так что наши каналы всегда текли исправно и, как пел Владимир Высокий: «… в конце, куда надо, впадали».