Завораживая и манежа

Сергей Бурлаченко
        30 апреля 1971 года в Москве на Ленинских (Воробьёвых) горах был открыт еще один, новый цирк. Теперь любители циркового искусства отправлялись на встречу с мастерами манежа не только на Цветной бульвар, но и на проспект Вернадского.
        Цирковые зрелища были известны в Москве издавна — выступления скоморохов (XV—XVII вв.), конно-цирковые представления английского наездника Я. Бейтса в амфитеатре у Красного пруда (1764 год). Иностранные артисты выступали в частных манежах. В 1830 году в Нескучном саду работал цирк-шапито, во второй половине XIX века появились стационарные цирки В. Новосильцева, К. Гинне. 20 октября 1880 года открылся каменный цирк А. Саламонского на Цветном бульваре. В 1886 году в здании бывшей панорамы «Штурм Плевны» на Цветном бульваре начались представления цирка братьев Никитиных.
        С 1926 по 1971 год в Москве работал только один цирк - на Цветном бульваре. И вот в 1971 году  открыли второй Московский цирк - на Ленинских горах, построенный по проекту архитектора Я. Б. Белопольского и инженера Ю. А. Дыховичного. На тот момент это было уникальное сооружение, и в настоящее время отвечающее самым высоким требованиям строительной и цирковой техники. Высота амфитеатра - 36 метров, а тщательно спланированная и специально разработанная конструкция манежей позволяет попеременно использовать в представлениях шесть сменных покрытий: конный, световой, водный, ледовый, иллюзионный и интерактивный. Смена манежей происходит за несколько минут, превращая каждое представление в незабываемое шоу. Зрительный зал цирка на Вернадского способен одновременно принять 3310 зрителей, располагающихся на 23 рядах. В 1971—74 гг.здесь были поставлены знаменитые программы: «Огни нового цирка», «Русские сувениры», «Москва встречает друзей», «Сегодня в цирке фестиваль». Руководителем цирка на Вернадского на протяжении нескольких десятилетий был народный артист России, профессор РАТИ и лауреат многих премий Леонид Леонидович Костюк. Его высшее достижение – награда «Золотой клоун», которая считается высшим выражением признания таланта в цирковом искусстве в мире.  Уникальный акробат и эквилибрист, он создавал номера, не имевшие аналогов в мире по трюковому содержанию и исполнительскому мастерству.  О Костюке сочиняли стихи:

Его основа в творчестве - Баланс!
Он был эквилибристом экстра - класс!
И Бог свидетель, в жанре том
Он стал достойным Королем!
Он и сегодня от баланса не отвык,
Он держит на плечах
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК!

В 2011 году на посту руководителя цирка его сменила Фаина Халилова, а Л. ,Костюк перешёл на должность художественного руководителя. Цирк на Вернадского имеет свой собственный оркестр, который является одной из важных составляющих общего успеха заведения. В своё время в цирке на Вернадского работали такие мэтры циркового искусства, как Олег Попов, Юрий Никулин и известный клоун Карандаш. Сегодня в цирке - более 300 артистов, а программа состоит из 130 номеров. Для артистов труппы нет неосвоенных цирковых жанров – здесь есть акробаты, клоуны, силачи, дрессировщики и иллюзионисты, канатоходцы и жонглёры, воздушные гимнасты и фокусники. Труппа состоит не только из отечественных, но и из зарубежных артистов, каждый из которых является лучшим специалистом своего жанра.