Воздушные ворота с маркой Шереметьево

Сергей Бурлаченко
        2 июня 1960 года в Москве состоялось официальное окрытие международного аэропорта «Шереметьево». История создания этого гражданского авиавокзала началась семью годами раньше, когда речь шла больше о войне, чем о мире. 
Тогда стране нужна была военная авиабаза суперкласса. Поэтому 1 сентября 1953 года  вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома Военно-воздушных сил в районе населенного пункта Чашниково в Подмосковье.  Свое название будущий аэропорт получил по двум расположенным неподалеку объектам: жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
        25 октября 1953 года на станцию «Лобня» прибыл первый эшелон военных строителей, и строительство аэродрома началось. В 1957 году была введены в строй первые объекты аэродрома: взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме были размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов. Начальником аэродрома «Шереметьевский» был назначен Василий Александрович Борисов - прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
        7 октября 1957 года состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октябрьской революции. В декабре на аэродром  были перебазированы военно-транспортные самолеты 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе - на бывшей Ходынке в черте Москвы. В июле 1959 года на аэродроме произвел посадку правительственный Ту-104, который прибыл из Лондона с генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым на борту. Никита Сергеевич рассказал коллегам об Англии. «Там нет такого порядка, как у нас, чтобы каждому руководителю выделялся отдельный самолет, — отметил он. — Деньги капиталисты считать умеют. Руководители летают на гражданских самолетах в салонах первого класса, и никого это не смущает и не задевает. Надо бы и нам подумать об этом. Подумать о хороших аэропортах, о хорошем уровне обслуживания. Аэродром мы передадим ГВФ». Слово свое он сдержал. В августе того же года постановлением Совета Министров СССР Центральный аэродром ВВС «Шереметьевский» прекратил существование и одновременно был передан Главному управлению ГВФ. То есть на базе военного аэродрома предполагалось создать новый гражданский аэропорт международного класса.
        10 мая 1960 года на «Шереметьево» со старого аэродрома в Тушине, который был включен в городскую черту Москвы, были перебазированы два летных отряда Управления полярной авиации. 1 июня 1960 года с аэродрома был выполнен первый международный рейс по маршруту Шереметьево - Шенефельд (Германия) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда, а 2 июня 1960 года состоялось официальное открытие аэропорта «Шереметьево».
        В этот день был введен в эксплуатацию пассажирский павильон. Нарядные мраморные лестницы, расположенные по периметру здания, как бы приподнимали его над привокзальной площадью и перроном. Необычной была крыша этого сооружения. По ее периметру была размещена смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с высоты которой открывался вид на весь аэродром. Пройти на эту смотровую площадку можно было с третьего этажа, прикрытого козырьком. Со стороны привокзальной площади на козырьке было выведено слово «Аэропорт», а со стороны перрона — «Москва». С течением времени к двум словам на парапете балкона добавились транспаранты «Международные авиалинии» на русском и английском языках.