Поездка в Санкт-Петербург. Часть 3

Ольга Косарева
           ***



Встреча с «новыми родственниками»

   Именно ради этой встречи я и прилетела в Питер. С потомками сестер моего деда (Аделаиды Павловны и Веры Павловны) мы с Леночкой познакомились в Устюжне. Сейчас предстояло знакомство с потомками старшего брата деда – Николая Павловича.
   Наталья Алексеевна Смелкова (линия Веры Павловны) и ее дочь Лена Ротань пригласили всех к себе  «на легкую закуску» (стол буквально ломился от этой «легкой закуски»). Родственные объятия двух внучек (мои с Наташей), двух правнучек (обеих Леночек), восхищенный осмотр бесчисленного количества наградных кубков праправнука Володи (сына Лены Ротань), занимающегося бальными танцами, разговор, перескакивающий с темы на тему – ну, в общем, если не вдаваться в подробности, чисто женское проявление взаимной расположенности.

   Звонок. Спешим в прихожую. Прибыли внук и внучки Николая Павловича: Николай Сергеевич и Анна Павловна Бельтеневы (в их варианте фамилии когда-то были утеряны две точечки над третьей буквой «е» и ударение подает на вторую букву «е»), Тамара Васильевна Морозова и Лариса Николаевна Дорофеева (все коренные питерцы). Подоспел и правнук Аделаиды Павловны Александр Макарович Радул (не спросила, где он сейчас живет, но в Устюжне Саша выступал в роли рязанского фермера-пасечника). Приветствия, рассаживание за столом, первые тосты. Тамара Васильевна, еще стоя в прихожей, долго вглядывалась в меня и сказала: «Мне знакомо Ваше лицо». Откуда знакомо, так и не выяснилось – видимо,  когда-то давным-давно она виделась с моей мамой или бабушкой – этого уже не вспомнить, но что-то смутное в памяти Тамары Васильевны осталось.

   В разгар застолья прибыла и Галина Васильевна Вишнякова (может, уже с другой фамилией, т.к. вышла замуж – судьба одарила ее таким замечательным подарком, возможно, за то, что она сделала для всех Бельтеневых), представительница линии прадедушкиного брата Якова Андреевича Бельтенева. Начались воспоминания о встрече в Устюжне, о поездке в родовое именье Раменье. Посмеялись над «шуткой» Гали: она решила нас приобщить к своему чрезвычайно нелегкому делу по расшифровке документов и послала по электронной почте копию завещания Павла Андреевича Бельтенева без каких-либо комментариев. Долго же мы с Леночкой Ротань переписывались, разбирая почерк нотариуса, прикидывая, что бы значили те или иные слова, что могло быть написано в местах сгибов или в разорванных кусочках (Галя, с ее-то опытом, легко все прочитала).

    Не буду углубляться в детали. Обращу внимание только на два момента: один – это общее впечатление, оставшееся в душе, второй – это воспоминания Анны Сергеевны Бельтеневой.
   Для того, чтобы передать впечатление от встречи, расскажу о небольшом событии в моей жизни, вроде бы забытом, но всплывшем неожиданно из тайников памяти. Как-то знакомый пианист, большой друг моего вокального ансамбля «Анданте», пригласил нас выступить на празднике, отмечаемом еврейским обществом. Мы согласились. Приехали во дворец культуры. Пока «андантинки» переодевались и прихорашивались, я пошла побродить по заполненному еврейской интеллигенцией фойе. Стояли группками, беседовали, не обращая на меня никакого внимания. Верите ли, бродя среди этих людей, я вдруг почувствовала себя счастливой. Может, и не счастливой –  слова не могу подобрать, чтобы точно выразиться, – а радостной, окрыленной. Я никого там не знала, ни с кем не разговаривала, просто шла, пропитываясь той аурой общения, что царила вокруг. Как сформулировать это ощущение от интеллигентного общества? Чувство собственного достоинства? Сдержанность? Деликатность? Наверное, так. Ушла оттуда будто омытая, просветленная.
  Такое же чувство возникло и при встрече с «новыми родственниками». Уходящая в прошлое  среда высокой интеллигентности, здесь уже русской, ленинградской.
    Я как-то слушала по телевидению передачу о том, что запахи остаются в генной памяти человека. Покопалась в себе – люблю запах дегтя и сырой штукатурки. Подвела базу: деготь – это конюшня, телеги, лошади, память цыганской крови; штукатурка – строительство, это от далеких предков Бельтусов, иконописцев, строителей и реставраторов храмов. Подумала о том, что эмоциональные ощущения от среды общения тоже каким-то образом закладываются в долговременную память и, всплывая, вызывают чувство блаженства.

   Теперь о рассказе Анны Сергеевны. Аня меня спросила: «У тебя нет родственника, учившегося на биологическом факультете Ленинградского университета?» «Есть, – отвечаю, – двоюродный брат Леша Бельтенев». «Так вот, – продолжает Аня, –  двумя годами позже меня к нам поступил Леша Бельтенев. Сокурсники мне говорят: познакомься, может быть, это твой родственник, фамилия-то редкая. Подошла, познакомилась. Нет,– сказал Леша, – мы не родственники, мои родственники живут в Уфе. Так и расстались». Вот ведь! Почти сорок лет назад мы могли бы найти друг друга. Но не нашли. Воистину всему свое время: пора «разбрасывать камни» сменяется порой «собирать камни».

                ***