Африканский ёж для Верочки

Валентина Телепенина
Рассказ «Африканский ёж» для Верочки.

Наша семья временно проживала на севере Африки, в Ливии. В сорокаградусную жару к нам пожаловал не простой, а африканский ёж. От белорусского ёжика он отличался не только пропиской, но и окрасом. У нашего обычного ежа на животе серый мех, чёрно-белые иголки хорошо маскируют его на тёмно-серой земле. У алжирского ежа, являющегося разновидностью африканского, мех белый, а иглы впитали краски континента: тёмно-коричневые, как шоколад, полосы перемежаются бледно-жёлтыми или кремовыми кольцами той же ширины. Этот окрас позволяет африканским ежам сливаться с почвой жёлтого цвета и быть незаметными.

Рябенький ёжик спасался от жары в тени нашего вагончика, оборудованного под двухкомнатный домик. Под окнами росли молодые эвкалипты и лавровое дерево, дававшее нам не только тень, но и листики для супа. Эти деревья, как и всё, что росло на территории военного завода и посёлка, были посажены гражданами страны, которой уже нет на карте, – Советского Союза. Строители позаботились о тех, кому предстояло эксплуатировать завод в неприглядной местности.

Мы жили среди голых сопок. За оградой лежало сухое русло некогда полноводной реки. Лесов в округе не было, кое-где встречалось одинокое дерево с причудливо изогнутым стволом и вывернутыми на поверхность корнями. А у нас – зелёная зона, с красивой мимозовой аллеей; весной мы любовались жёлтыми шариками величиной с мелкую черешню. Местная мимоза не подходила для букетов – она не стояла в воде, а других цветов не было. Правда, весной ненадолго появлялись цветочки, но они были столь микроскопичны, что приходилось рассматривать их из положения «упор лёжа». Цветочки были фантастически красивы!
 
Перед нашим домиком густо стелилось по щебёнке растение с толстыми сочными листьями, умевшее обходиться без воды. Изредка оно радовало нас небольшими розовыми цветами. В жару клумба становилась опасным местом: под листьями, упругими благодаря ежедневному поливу, прятались змеи. Мы их не беспокоили, так как понимали: всё живое в равной степени нуждается в прохладе. Нам достался кондиционер, а их устраивала любая тень. Они нам не завидовали и вреда не причиняли.

Знойным летом мы часто встречались с обитателями пустынного края – со змеями и скорпионами, причём в самых неожиданных ситуациях. По вечерам я работала в библиотеке, занимавшей маленький ветхий домик у оврага. В полу имелись дыры, о существовании которых не подозревали, вот и пришёл к нам необычный посетитель – эфа, ядовитая змея. Я сидела за столом и читала. Когда эфа ползла под моим стулом, её заметил читатель казах. Он сообщил о ней как бы между прочим, и его спокойствие передалось мне. С помощью двух длинных палок её выбросили в овраг. Как отчаянно сопротивлялась эфа! Она получила жуткий стресс, ведь она думала, что её хотят убить. Ну, посидела бы моя гостья в прохладе под холодильником, а ночью сама ушла бы в овраг. Нельзя доводить животных до стресса, нет у них плохих намерений. От страха мы становимся жестокими.
 
Такая она, северная Африка, летом! Много поучительных историй можно рассказать о змеях, скорпионах, но нас интересует ёж. Теперь ты, Верочка, знаешь, в каких условиях проживал наш маленький герой. Сухо, невыносимо жарко, а дождя нет и долго не будет. Ни единого облачка на небе. И леса нет. Животные приспосабливаются к той среде, в которую их поместил Создатель, и не ропщут. Наш герой полюбил бы сказочный белорусский лес.

Откуда ты взялся, миленький? Из гнёздышка в овраге? Есть ли у тебя мама?

Увидев нас, ёжик не убежал и не свернулся в колючий клубок, не спрятал свою симпатичную вытянутую мордашку. Кто и где приручил его? В нашем посёлке – нет, мы бы знали, что кто-то взял на воспитание ежа, а других населённых пунктов поблизости не было. Мы так и не выяснили, почему у него не работал инстинкт самосохранения. Наиболее убедительным казался довод, что он молод, не успел познакомиться с людьми, отсюда доверчивость, а добрый нрав у ежей от природы. Неопытный, оттого и бесстрашный.
 
Катюша взяла ео в руки. Он старательно обнюхивал ладошки, подёргивая носиком, послушно лежал на спинке, позволяя любоваться ушками, проборчиком на голове, пятипалыми лапками с острыми коготками.

Пришли друзья Кати, и ёжик пошёл кочевать по рукам. От радости девочки целовали его во влажный, как у собаки, носик. Ёжик не сопротивлялся, наверное, он тоже был рад. Не приходилось сталкиваться с таким приветливым ежом на родине, всегда они сворачивались в тугой клубок, этот же – чудо-ёжик!
 
Встал вопрос о дальнейшей судьбе гостя. Дети переживали, что его разорвут бродячие собаки, и Катя, впечатлительная девочка, получила разрешение взять его в дом.
   
Ёж – хищник, ночью не спит, это время суток предназначено для охоты. И наш малыш не стал сдерживать свою активность. Всю ночь он шумно топал по дому, фыркал, шуршал, скрёбся. Папе рано вставать на работу. Хорошо, что у него крепкий сон.
   
К еде ёжик не прикоснулся, только по ней потоптался. Разве мы могли предложить ему приличную еду? Кузнечика, жучка, улитку или личинку? Ежи охотятся на змей, любят их мясо. Считается, что ежи прожорливы. В наших лесах они питаются грибами, ягодами, любят жёлуди. А здесь ничего этого нет – ни грибочка, ни ягодки. Напиток из разведённого сухого молока (качественного!) не выпит. Бананы целы, и хлеб, и кусочек курочки. Это всё-таки стресс?

Утром мы удивились, что ёжик не вышел к нам из своего укрытия. Наверное, он так крепко спал свернувшись калачиком, что людей не слышал. Дома наша собака Шейла просыпалась вместе с нами и вертелась под ногами в ожидании завтрака, а тут – тишина. Конечно, после такой бурной ночи гостю хотелось отоспаться. Но мы же думаем о себе, а не о нём. Перевернули весь дом, а ежа не нашли. Устали, расстроились. Дверь не оставляли открытой из-за жары, да и нежданного гостя не хотелось заполучить, будь он на ногах, на лапках или вообще без оных. Уйти не мог, это точно.
 
Обнаружили его случайно в выдвижном ящике тумбочки, он там спал. Ежи часто занимают норки грызунов, вот он и нашёл себе подходящую «норку». На передней панели вместо ручки – отверстие для пальцев. Ёжик протиснулся в узкую щель, как осьминог.  А ведь на нём не менее трёх тысяч иголок!

Вечером Катя выгуливала голодного ежа; дети приносили ему лакомства, но он от всего отказывался.
 
Далее впечатления ночи и дня были похожи как две капли воды на то, что мы уже пережили. На сей раз ежа нашли к вечеру… в узкой высокой банке из-под оливкового масла. Гуттаперчевый ёж! Извлекли его из банки с большим трудом. Мы так и не поняли: он там застрял или ему понравилось новое место? Теперь мне думается, что он просто крепко спал, а мы, глупые, потревожили его. Плохо, если нет нужных знаний.

На вечернем совете мы анализировали не только поведение малыша. Пришлось признать: мы не готовы растить ежа, не знаем, как содержать его, чем кормить, как правильно общаться. Нельзя поддаваться сиюминутным желаниям, особенно если дело касается диких животных. Прежде чем завести миттельшнауцера, нашу милую Шейлу, мы хорошо подготовились, почитали литературу, поэтому появление в квартире нового члена семьи не вызвало никаких трудностей.
   
С ёжиком сложнее, одни вопросы без ответов. Он ведь живой, со своими привычками и укладом жизни, всё это следует учитывать и уважать. Дикий мир любит свободу, негоже отнимать её у такого добродушного и милого существа. Наш контракт скоро закончится. Что будет с маленьким постояльцем? Привыкнет к блюдцу, перестанет охотиться, будет заниматься глупостями по ночам, потом придётся его отдать кому-нибудь... А если никто не захочет взять его к себе?

Пока мы беседовали, наш малыш тихо сидел в укромном местечке. Он не стремился к общению, он просто не отвергал людей, навязчиво предлагавших свою ласку.
 
Наше заседание расстроило Катю, поэтому решили так: ложимся спать, дверь приоткрываем на пару часов, а потом по будильнику закрываем её. Пусть ёж сам сделает свой выбор. Так и поступили, рискуя заполучить змею вместо ежа – такой случай у нас уже был!

Всё обошлось. Никто не слышал, как звонил будильник, и дверь была заперта. Папа ушёл на работу. Катя надеялась до последнего, что милое существо не покинуло нас. Ждала, надеялась... Нет, не случилось: алжирский ёж ушёл по-английски.

Мы попытались выяснить у папы, не приложил ли он руку к исчезновению ежа, но папа ответил с улыбкой: «Дикая природа умна и находчива, у неё свои секреты».
 
 
P.S. Вера и Маша, вы приняли мудрое решение. Ёж, конечно, оценил ваше тактичное отношение. В дом можно брать только немощных диких животных, потому что они не могут позаботиться о себе сами, а все остальные должны развиваться в естественной среде. Любите природу, девочки, и в один прекрасный день она сделает вас счастливыми!