Гл. 22 Процесс становления ребёнка и школьный возр

Сария Мамадова
 
     22.  Процесс становления ребёнка и школьный возраст.
                Немало можно добиться строгостью, много - любовью
                но больше всего – знанием дела и справедливостью,
                невзирая на лица.
               
                (Гёте Иоган Вольфганг)
               
                И воспитание, и образование - неразделимы.
                Нельзя воспитывать не передавая знания,
                всякое же знание действует   воспитательно.            
               
                (Толстой Л.Н.)

      Становление ребёнка как ученика в начальных классах – это тоже своеобразный переходный процесс, который требует времени и адаптации (приспособления), он будет происходить дольше, если вы никогда, или только иногда прежде не привлекали его к какому-то роду занятий, или не пытались даже попробовать заняться с ним самым простейшим обучением. Хуже, если вы не старались, чтобы он вникал, анализировал, или пытался проявить самостоятельность.
Я уже отмечала, как важно поощрять интерес ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности.
Те родителям, которые хотели «продлить» ребёнку детство и ничему его не обучали, считая, что всему «своё время» и что это прямая обязанность только школьных педагогов, очень ошибались.
В начальных и последующих классах учатся много, различающихся  по развитию и способностям учеников. Многие приходят в школу подготовленными. Каждый школьник требует индивидуального подхода, дети отличаются возможностями усваивать школьную программу и сообразительностью.
Чаще всего проводится ускоренный курс объяснения букв, складывания их в слоги. Неподготовленным детям трудно бывает запомнить все буквы и сразу научиться читать. Этот процесс требует определенного времени, а педагог будет проходить следующие этапы школьной программы, а вышесказанным ученикам будет всё труднее и труднее освоить пройденное.
А если ещё при этом дома ни у кого не найдется времени закрепить с ним пройденное – это всё будет расти как снежный ком.
Или вы всё должны бросить и наверстать упущенное, по вашей же вине, или он всегда будет постоянно числиться в числе отстающих учеников.
А если к тому же вы не приучили его прилежанию, усидчивости, а главное – внимательно слушать и вникать в сказанное, то конечно же, ему будет трудно в одночасье  сразу стать прилежным, старательным и хорошим учеником. А вам придется ещё труднее. Это будет вас раздражать,   а  ваше нервозное состояние будет передаваться вашему ребёнку, психика которого и так будет перегружена, свалившимися ему на плечи трудностями, нагрузкой, к которым он совершенно не подготовлен. И в этом отчасти или полностью виноваты вы сами.
Потому так важно, как я уже писала о тезисе «ещё успеет» не поощрять безделье, якобы беспечное «детство», а прикладывать все усилия, чтобы ребёнок был должным образом, подготовлен к школе.
Ничего нет зазорного, если вы поможете ребёнку готовить школьные задания, но только с одним условием, что не будете всё делать за него, решать задачи, переводить текст с иностранного языка. Оказанная услуга окажется действенной, если вы терпеливо и доходчиво объясните ход решения задачи, уравнения и т.п. Надо обязательно добиться и прочувствовать, что он осознал, осмыслил, понял разъяснение,  сделанное вами, только тогда это закрепиться в его памяти и поможет в последующем освоении предмета. Только тогда он сможет сам найти решение подобной задачи. Зачастую, последнее осмысливается и зависит от знания предыдущего материала. Если есть пропуск в усвоении программы – она будет нарушена и повлечет новые трудности.
Так, что решить за него и дать переписать черновик – это не значит, что он приготовил уроки. Он получил дополнительный пробел в знании.
Тоже относится к другим предметам. Если требуется помощь в переводе того или иного текста, то обязательно надо предложить ребенку выписать незнакомые слова в отдельную специальную тетрадь. В наше время это была тетрадь-словарь.
Ему самому найти их в словаре, переписать и произнести транскрипцию, и значение слова и только тогда, вместе с ним переводить текст. Меньше подсказок, пусть заглядывает в тетрадь-словарь и пытается сам составить предложение.
Во всех указанных и других случаях никогда не надо покрикивать, бранить, торопить ребенка и что  уже совсем - недопустимо, обзывать его тупым и другими обидными словами и прозвищами.
В таком случае на ваш вопрос: «Понял?» - он боясь, что вы посчитаете его  тупым, утвердительно кивнет головой, и урок и ваше потраченное время пройдёт впустую, но не закрепиться и не усвоиться.
А боязнь того, что его назовут тупым останется и будет ему в мешать вникать в объясняемое вами, уже  в последующих случаях, а эффект- будет тот же.
По этой же причине, в детстве чаще хвалите его за желание проявить инициативу. Если он что-то пытался изобразить, не нужно тут же критиковать сделанное им самостоятельно.
Даже если он сделал это примитивно, неправдоподобно – начало уже положено и инициативу надо развивать и поощрять.
И не умиляться, когда он балуется, кричит, не слушается, а вы  в его присутствии рассказываете всем присутствующим,  какой он «умный» и «замечательный».
Наберитесь терпения и объясните ему, а ещё лучше наглядно покажите, как это должно быть сделано, нарисовано, с тем, чтобы сделанное  достовернее походил на аналог.
Знакомьте его с акварельными красками, карандашами, фломастерами, показывайте цвета и полученные оттенки при разведении двух, трех красок. Пусть при этом вас меньше всего будет тревожить то, что он испачкается, или прольёт воду для растворения красок на стол, или пол. Можно спокойно вытереть.
Вообще, лучше предложить ему натуру или предмет, или изображение, например, животного, растения. Не поленитесь и найдите подобное изображение в книге, журнале для  наглядности, чтобы он  не пытался заведомо неправильно изображать по памяти однажды увиденное, например, в зоопарке, если конечно вы его туда водили.
Наглядное пособие будет лучше развивать его подмечать тонкости, детали и отдельные фрагменты изображаемого.
То есть желательно всегда перед глазами иметь объект для рисования. Это будет развивать лучшее усвоение, приучать замечать даже маленькие штрихи, детали.
Если ребёнок пытается пропеть пусть фальшиво услышанное, или разученное в садике, школе, то постарайтесь найти мелодию, песенку с пропетым мотивом и несколько раз проиграть эту мелодию. Благо, что сейчас продается много дисков с детскими песнями, написанные композиторами, чаще из любимых мультфильмов и т.п. Если можете играть на фоно, то можно несколько раз наиграть на клавишах – вот вам наглядное пособие игры на пианино.
Учтите! Поймите! Это не просто трата вашего времени – это очень важная сторона духовного воспитания ваших детей, это процесс становления.
Если вы своевременно больше внимания уделите всестороннему развитию вашего ребёнка, особенно в детстве, то потом будет легче и ему, и вам. Вы это почувствуете, а главное ребёнок будет развит и воспитан должным образом.
Нередко люди, имеющие дома музыкальные инструменты, позволяют детям бренчать по струнам или с силой ударять, или барабанить по клавишам, а родители «счастливы», что их чадо чем-то занято и их не отвлекает от дел или ничегонеделания.
Это недопустимо. С самого детства надо приучать детей относится ко всему бережно, а к объектам развития (музыкальные инструменты, детские игры, мозаики, конструкторы) особенно. Не разбрасывать и не терять отдельные фрагменты и составляющие. Не подбегать время от времени к инструменту и громко ударять по клавишам. Если у вас есть хотя бы начальное музыкальное образование, надо сыграть ему что-то, желательно мелодичное и приятное на слух и объяснить, что музыкальный инструмент – это вовсе не объект для баловства, а серьезный предмет, и к нему надо подходить, относиться и воспринимать серьезнее.
Попытайтесь  сыграть гамму, называя каждую ноту и объясняя, что из этих нот и их сочетаний как и из слогов, складывается целое музыкальное произведение, для исполнения, которых порой требуются целые оркестры и пообещать, что он услышит это в действии, например, в филармонии, или хотя бы по TV программе. Если знаете, показать отдельных исполнителей на том, или ином инструменте и назвать их.
Почему я об этом пишу так подробно? Известно, что чтобы легко и не затрудняясь научиться иностранному языку, нужно как можно больше знать значение слов разного профиля, только при большом багаже заученного и  словарном запасе, владение языком будет безупречным.
Так и в жизни ребёнка. Пока накопляются элементы познания, чем их больше, тем больше развит малыш и в последующем молодой  человек.
Чем больше слов в лексиконе человека, тем  грамотнее, разностороннее и содержательнее его речь.
Осознать увиденное, прочитанное, услышанное (речь идёт исключительно о том, что касается духовного воспитания) – вот главная задача. Это лучше усвоится, закрепится, а не пройдет мимолетным увлечением.
Особое наставление родителям. Всё, что касается ребёнка надо  делать с настроением, большим желанием и готовностью помочь ему  развить свои способности и духовный потенциал, таланты.
Короче, везде и во всём ненавязчиво обращать его внимание на то, что он видит впервые.
Если он первый раз в театре, филармонии – ознакомить его с оркестром рассказать о функциях дирижера, микрофонов, солистов. Он должен знать, что в опере это - солисты, в отличие от театров – где играют актеры; в театре - сцена, а в цирке – арена; что в опере поют, а в балете танцуют и этим передают свои чувства и эмоции.
И ещё, не забудьте главное! Надо рассказать ребёнку как надо вести себя в общественных местах, что там нельзя кричать и громко разговаривать!
Если по какой-то причине это не закрепилось, делать ему замечание. Конечно же, нарекание надо делать не по любому поводу, а когда этого требует обстановка. Иногда наблюдаешь, что в кафе и в других общественных местах, за столом мать занята поправлением макияжа (да! бывает и такое), отец сидит, а напротив уже большой мальчик лет девяти кричит и даже непонятно зачем? Приходится брать на себя ответственность и делать замечание.
Когда пытаются оправдаться тем, что ребёнок очень избалован, это означает только одно – этот ребёнок плохо и неправильно воспитан.
Не нужно думать, что родителям хорошо воспитанных детей он менее дорог, или они его меньше любят.
Наоборот, чем больше любишь ребёнка, тем хочешь, чтобы он стал лучше, образованней, интеллигентней. Потому, духовную «пищу» надо давать детям от момента рождения, а не ждать и надеяться на что-то и кого-то.
То есть не просто отвели на культмассовое или культурное мероприятие и привели, не запечатлев у него ничего в памяти, может быть только кривлянья клоуна, а не обратив его внимание на то, чему надлежит внимать.
Не надо бояться  -   вдруг не поймет, а стараться давать как можно больше доходчивой информации обо всем увиденном и услышанном.
Учтите, что тем самым вы осознанно развиваете его ум, умение мыслить, осмысливать увиденное и услышанное – а это уже прогресс, его и ваши успехи, родительский долг, долг первого воспитателя. Это очень большая и ответственная миссия. Чем раньше вы это поймете, тем лучше, способнее, культурнее вы их воспитаете.
Воспитание – великое дело: им решается участь молодого человека!
В добрый час!

            2