Истоки глобализма

Аркадий Костерин
   Истоки современного глобализма, по-моему, были заложены в религии протестантизма, и в целом, в Западной духовной традиции. Прежде всего я имею в виду понимание протестантами свободы человека и Предопределения Божьего\1\(см. ссылку). Особенно ярко это своеобразное понимание проявилось в кальвинизме (2). Не то, чтобы протестанты полностью отрицают феномен свободной воли у человека. Они вполне признают возможность для человека совершать поступки по собственному произволу, который, на самом деле, оценивается ими как результирующий вектор всех непознанных причин. Однако протестанты отрицают влияние свободной воли человека на возможность его спасения.  Они отвергают существование некоей области Божьего Промысла в которой человек мог бы осуществлять выбор своего пути. Протестанты отрицают возможность синергии — соединения человеческой воли с Волей Божьей на выбранном человеком пути спасения.

    Думаю, корни таких воззрений лежат в отрицании непосредственной связи человека с Богом. Это заблуждение было унаследовано протестантами от католичества. Ведь духовная традиция Западной Церкви трактует связь человека и Бога, как чисто умозрительную. Также, католиками признаётся, что Бог может являть себя в материальных явлениях, например, в чудесах. Но, Западная церковь не приняла учение Отцов Восточной церкви о нетварных Божественных энергиях, которые непосредственно связывают человеческую душу с Богом. Это учение было в завершённом виде сформулировано в 14м веке святителем Григорием Паламой в ходе его дискуссии с католическими богословами (3). А ведь именно божественные энергии способны совместно с волей человека создавать спасительную для человека синергию с Богом.

   Человеческая свобода трактуется протестантами просто, как результат незнания человеком Божьего Промысла. По их представлениям, познать этот Промысел человек бессилен, он обречён совершать то, что ему предопределено. Одних Бог предназначил к спасению, а других — нет \2\. Это одна из важнейших философских идей, воплощаемых протестантами в жизни. Так и случилось, что могущественнейшая страна мира — Соединенные Штаты, оказалась основана на пуританских ценностях, а пуритане – это кальвинисты (4). Естественно, что себя они считали и считают спасёнными по предназначению, а процветание и могущество своей страны — Промыслом Божьим. Это похоже на грубое упрощение, но такова, действительно, одна из основ «американского образа мыслей». Вообще, говоря, такое понимание характерно и для иудаизма. Ведь именно так учили во времена Христа законники Израиля, и эти убеждения привели их к осуждению Спасителя, пришедшего в мир.

   Таким образом, философия глобализма и власти «золотого миллиарда» над человечеством исторически порождена своеобразной верой протестантов в Предназначение Божье. Они считают, что спасение может быть только по Предназначению — не по делам и не по вере спасается Богом человек, а кому предназначено. По сути же, они не верят в спасительный Путь Христов, указанный людям — через веру, любовь, покаяние, добрые дела. И неверие это порождает худые плоды. Ведь предназначенные к спасению — это и есть, по сути, «избранный народ». Именно так и оценивают себя американские обыватели, исходя из такой оценки, они и действуют в окружающем мире. Пребывая в этом самодовольном заблуждении, они считают себя вправе навязывать свою волю всему остальному человечеству. Не это ли и есть самое настоящее, современное нам фарисейство?

Август 2014.

\1\ По Лютеру, Свобода воли есть вымысел (figmentum) или пустое название без действительного предмета (лат. titulus sine re). «Бог ничего не предузнает случайным образом, но все неизменной, вечной и безошибочной волей предусматривает, предустановляет и исполняет. Этой молнией (лат. hoc fulmine) повергается и совершенно стирается свобода воли. Отсюда непреложно следует: все, что мы делаем, все, что происходит, хотя и кажется нам случайным и отменимым, воистину, однако, совершается необходимо и неизменно, если смотреть на волю Божию». Этим не упраздняется воля, потому что абсолютная необходимость не есть то же, что внешнее принуждение.
Мы сами, непринужденно, хотим и действуем, но по определению высшей, абсолютной необходимости. Мы бежим сами, но лишь туда, куда правит наш всадник — или Бог, или дьявол. Предписания и увещания закона, гражданского и нравственного, доказывают, по Лютеру, то, что мы должны, а никак не то, что мы можем делать. Наконец, Лютер доходит до утверждения, что Бог производит в нас как добро, так и зло: как Он нас спасает без нашей заслуги, так и осуждает без нашей вины. — Таким же детерминистом выступает и Кальвин, утверждающий, что «воля Божия есть необходимость вещей». Бог Сам действует в нас, когда мы делаем добро, и через орудие своё, сатану, когда мы делаем зло. Человек грешит по необходимости, но грех не есть для него что-нибудь внешнее, а сама его воля. Такая воля есть нечто косное и страдательное, что Бог гнет и ворочает, как Ему угодно. Это учение обоих глав протестантства о полной пассивности человеческой воли, будто бы не оказывающей совсем никакого содействия возбуждениям Божьей благодати, и о том, что свобода воли после грехопадения Адама есть пустое имя или «вымысел сатаны», было осуждено с католической стороны 4-м и 5-м канонами Триентского собора. (Википедия о Предназначении)

\2\ Вот свидетельство профессора философии Дэвида Брэдшоу: Один из пунктов кальвинизма — «Ограниченное искупление». Это значит, что Христос умер не за всех, но за тех, кого Отец избрал. Для меня это совершенно не похоже на любовь.(3)

Источники:

1. Библия
2. Философская энциклопедия. Предопределение. 3.  Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. http://www.vehi.net/vlossky/04.html
4. Дэвид Брэдшоу: Есть ли у нас свобода воли? Ответы Отцов Церкви.