Как аукнется так и откликнется

Григорий Кузнецов
Рассказ Михаила Зощенко «Находка» мне довелось прочитать уже в более зрелые годы, и очень сожалел, что не пришлось это сделать раньше. Я всегда любил юмор, мне кажется, когда человек живёт с улыбкой, у него добрая душа, он способен приносить людям радость. В коллективе с таким человеком легко работать, он всегда в центре внимания, к нему тянутся люди. Этот рассказ я прочитал и внучке, мы долго смеялись.  А вскоре представилась и возможность повторить проделку героев этого рассказа.
 
В то время у меня был садовый участок, где работать приходилось очень много, а вот конечный результат был совсем не так богат. Сорняки, как известно, растут в три раза быстрее, чем овощи. Недаром в народе садоводов называют «садистами», потому что издеваются над собой.

Хозяйкой соседнего участка была женщина пенсионного возраста, но садовый участок был для неё в тягость: дети помогали крайне редко,  а муж вообще не появлялся. Но основная причина была всё ж в самой хозяйке - не любила она работать под палящим солнцем. От автобусной остановки до своего сада шла около двух часов. По дороге рассказывала новости всем знакомым по саду и черпала от них попутную информацию. Шла медленно, лениво, казалось, если сзади прогремит выстрел, она не прибавит шагу. Фигура расплывчатая, рыхлая, мешковатая. Постоянно была чем-то недовольна, ворчала по любому поводу. Полное прыщеватое лицо, без эмоций, деревянное. Глаза навыкат выпуклые, а веки с белыми телячьими ресницами. Когда нервничала, щёки набухали, становились поросячьими. Её мужеподобный голос соседи слышали ещё за час до появления её самой. Была любопытная как сорока.

Когда она добиралась до своего участка, времени для работы на нём оставалось совсем немного. Открывала домик, разводила костёр между двумя кирпичами, ставила закоптелый чайник, садилась за стол обедать. Затем с крыльца осматривала прилегающие участки, увидев знакомых, с кем в этот день ещё не проводила сальную беседу, закрывала домик,  шла сплетничать. Возвратившись обратно, пыталась хоть малость поработать: ковыряла земельку, поливала, кое-где беспокоила сорняки. Если сосед, то есть я, был на своём участке, налегала пышной грудью  на забор, заводила разговор.
-Сосед! Я смотрю, моя малина перебралась к тебе?

Действительно её малина росла возле забора, и из-за «обильного» полива стала давать ростки на моём участке, так как земля под малиной с её стороны не перекапывалась, была утоптана как дорога.  Я эти ростки стал поливать и с моей стороны теперь росла сочная малина.  Я отвечал шуткой:
-У хороших хозяев корова со стада во двор бежит, а у плохих мимо двора.
-Так ты что хочешь сказать, что я плохая хозяйка?
-Какая Вы хозяйка, оцените себя сами, но то, что Ваша малина перебежала ко мне – это очевидный факт.
-Я инвалид второй группы, работаю по мере сил. Доживёшь до моих лет, тогда поймёшь. Сам ты лентяй, - отходила от забора  соседка и ещё долго ворчала и бубнила себе под нос. После такой беседы она сворачивала работы и уходила на автобусную остановку.

Однажды внучка предложила: - Дедушка! Давай наловим лягушат и посадим их в коробку из-под конфет, положим на тропинке, когда услышим  голос соседки».
Идея, предложенная внучкой, мне очень понравилась. Мы долго смеялись, стали представлять, как соседка испугается,  бросит коробку, разыграли целый спектакль.

Бабушка, узнав от внучки о нашей задумке, возмутилась.  Мне высказала, что у меня  ещё до сих пор  детство играет. Тогда мы решили проделать розыгрыш, когда бабушка уедет в город. Лягушек на садовом участке было много, особенно в том месте, где подтекала поливочная труба: от маленьких лягушат с копеечную монету и до лягушек размером с котлету. Осталось купить приличную коробку конфет внушительных размеров.

В пятницу, после бани, за успехи в работе на участке за неделю я вручил бабушке коробку конфет. За ужином, во время чаепития коробка опустела. На следующий день бабушка уехала в город за продуктами,  что нам и нужно было. Мы с внучкой с нетерпением поджидали соседку, когда она появится на тропе. Выловили семерых лягушат и посадили в ведро, где они ждали переселения в коробку из-под конфет. Внучка смотрела на дорогу, ведущую к автобусной остановке, со второго этажа дачного домика,  все глаза проглядела.
-Дедушка! Ура! Идёт, давай готовь коробку.

С большим трудом мы затолкали лягушат в коробку, правда, одному удалось скрыться от нас. Перевязали коробку лентой и положили в двух метрах от калитки нашей соседки, рядом положили старый кошелёк, именуемый в народе «гаманок». В него натолкали куриного помёта.  Закрыли свою калитку на запор и спрятались в дачном домике, как будто на участке никого нет. Вдвоём с внучкой мы наблюдали со второго этажа в щель между шторами.

Наконец-то соседка прошла мимо нашего участка, и, заметив в траве коробку, остановилась, посмотрела по сторонам. Поставила свою сумку с провиантом и, убедившись, что никто не смотрит, наклонилась, чтобы взять коробку. В левой руке держала коробку, а правой  развязывала ленту. Вдруг она резко бросила коробку и вскрикнула испуганным голосом: «А-а-х». Я свалился на пол,  зажав рот, чтобы не услышала соседка, сотрясался от смеха. Внучка комментировала происходящее:
-Дедушка, замри. Она внимательно смотрит на наш домик и баню.

Убедившись, что соседей нет дома, открыла свою калитку и пошла на  участок. Мы с внучкой затаились, не подавали никаких признаков нашего пребывания на участке, чтобы на нас не пало подозрение. Через полчаса соседка закрыла домик и калитку на замок, ушла сплетничать по соседям. Мы с внучкой незаметно ушли в лес и возвратились, когда соседка имитировала работу на садовом участке. Лихо поздоровались с ней, вроде бы мы только приехали из города.

Соседка поверила в то, что нас не было на садовом участке, но молчала, с нами ни о чём не разговаривала. Она молчала как партизан, о своей оплошности не рассказала. Коробки возле её забора не было. Недолго продолжалась трудовая вахта соседки, через полчаса она пошла на автобусную остановку, не сказав, даже «до свидания». Приехавшей из города бабушке мы не стали рассказывать о нашей проделке, чтобы не накликать на себя беду. Только с внучкой переглядывались да посмеивались, втихоря.

Через три дня мы уехали в город, чтобы отдохнуть от каторжных работ на садовом участке, а когда приехали снова с внучкой вдвоём, то увидели рядом с нашей калиткой знакомую нам коробку. Соседка была на своём участке, заметив нас, поспешно удалилась  в домик, чтобы, наверное, понаблюдать за нами. Мы сообразили, что это она подложила нам «мину замедленного действия», сделали вид, что не увидели коробку и спокойно зашли на участок.

Нам повезло, долго ждать соседку не пришлось. Как только она отправилась на автобусную остановку, мы бросились к коробке. Развязали ленту,  осторожно открыли, но там лежал стандартный лист бумаги, на котором синим фломастером было написано: «КОЗЛЫ». Мы смеялись очень громко и заразительно. Внучка ходила по участку и тонким голосом блеяла, как маленький козлёнок, я же в ответ блеял грубым голосом,  как взрослый козёл. 

Григорий КУЗНЕЦОВ                Новоалтайск